Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2009 по делу n А79-3516/2009. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

600017, г. Владимир, ул. Березина, д. 4

http://1aas.arbitr.ru

________________________________________________________

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

г. Владимир                                            

                                                                       

07 декабря 2009 года                                                     Дело № А79-3516/2009

Резолютивная часть постановления объявлена   30.11.2009.

Постановление в полном объеме изготовлено    07.12.2009.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Захаровой Т.А.,

судей  Рубис Е.А., Смирновой И.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Яковенко С.Н.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Чебоксарский агрегатный завод»

на решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 27.08.2009,

по делу № А79-3516/2009,

принятое судьей Степановой В.М.

по заявлению Приволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору о взыскании с открытого акционерного общества «Чебоксарский агрегатный завод» задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2006 год в размере 6 334 981 руб. 47 коп.,

без участия лиц,

и установил:

         

          Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Чувашской Республике обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением о взыскании с открытого акционерного общества «Чебоксарский агрегатный завод» (далее – Общество, ОАО «ЧАЗ», Завод) задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду (далее - плата) за 2006 год в размере 6 334 981 руб. 47 коп.

В процессе производства по делу суд первой инстанции в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации осуществил замену истца с Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Чувашской Республике на Приволжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Решением Арбитражного суда Чувашской Республики от 27.08.2009 заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с принятым судебным актом, Общество обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.

В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на неправильное применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.

Завод считает, что производство по делу подлежало прекращению, поскольку Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Чувашской Республике неправомочно было предъявлять настоящий иск. Кроме того, в сложившейся ситуации отсутствовала вина Общества в длительном оформлении разрешений на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов.

В судебное заседание представители Общества и Управления не явились, ходатайствуя о рассмотрении дела в их отсутствие.

В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле, по имеющимся в материалах дела.

Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-262, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Установлено по делу, что ОАО «ЧАЗ»  в процессе своей деятельности оказывает негативное воздействие на окружающую среду, является плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую среду в связи с осуществлением размещения отходов производства и потребления, выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую среду (выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников, выбросы загрязняющих веществ от передвижных источников, сбросы загрязняющих веществ в водные объекты, неорганизованный сброс загрязняющих веществ с ливневыми сточными водами, размещение отходов).

ОАО «Чебоксарский агрегатный завод» представило в Управление расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2006 год, согласно которому ее размер составил 2 860 778 руб. 47 коп.

В процессе проверки правильности исчисления платы Управление доначислило сумму 7 021 749 руб. 25 коп. и окончательно с учетом имевшей место переплаты со стороны Завода за 2005 год размер задолженности за 2006 год составил 6 334 981 руб.47 коп.

В связи с тем, что направленное в адрес Общества требование Управления от 26.02.2009 № 3 об уплате задолженности по плате в установленный срок до 24.03.2009 исполнено не было, Управление обратилось в арбитражный суд с настоящим иском, в котором просило взыскать с Общества задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2006 год в размере 6 334 981 руб. 47 коп.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что Общество является субъектом внесения  платы за негативное воздействие на окружающую среду, имеет задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2006 год, которую должно вносить в пятикратном размере ввиду отсутствия своевременно оформленного в установленный срок и в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, оценив все представленные в дело доказательства в их совокупности, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют с учетом следующего.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона Российской Федерации от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются федеральными законами, а порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством Российской Федерации.

Пункт 2 указанной статьи определяет виды негативного воздействия на окружающую среду.

Закрепляя в качестве одного из основных принципов охраны окружающей среды платность природопользования и возмещения вреда окружающей среде, определяя виды негативного воздействия на нее, названный закон предписывает взимание соответствующих платежей и называет объект обложения.

Субъектами таких платежей являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, в общей форме облагаемую базу – выбросы и сбросы загрязняющих веществ и иные виды негативного воздействия на окружающую среду в пределах нормативов, устанавливаемых в целях ее охраны.

По смыслу пункта 2 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002                       № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» платежи за различные виды негативного воздействия на окружающую среду взимаются за предоставление субъектам хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, права производить в пределах допустимых нормативов выбросы и сбросы веществ и микроорганизмов, размещать отходы и т.д.

Взимание платы с природопользователей за загрязнение окружающей природной среды также предусмотрено статьей 28 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» и                                         статьей 23 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе определенных принципов, в том числе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов как необходимых условий обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности: платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.

Статьей 8 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» на Правительство Российской Федерации возложены полномочия по установлению порядка определения платы и ее предельных размеров за пользование природными ресурсами, загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов и другие виды вредного воздействия.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992               № 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (далее - Порядок), который в соответствии с его пунктом 1 распространяется на организации, осуществляющие любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стандартных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов и другие виды вредного воздействия.

Пунктом 2 Порядка устанавливаются два вида базовых нормативов платы: за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов; за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов). При этом базовые нормативы платы устанавливаются по каждому ингредиенту загрязняющего вещества (отхода), виду вредного воздействия с учетом степени опасности их для окружающей природной среды и здоровья населения.

В соответствии с пунктом 5 Порядка плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.

Пунктом 6 Порядка определено, что при отсутствии у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная и плата за загрязнение окружающей природной среды в таких случаях определяется в соответствии с пунктом 5 Порядка.

Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 10.12.2002 № 284-О подтвердило юридическую силу постановления Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632, которое сохраняет силу и подлежит применению судами, другими органами и должностными лицами как не противоречащее Конституции Российской Федерации.

Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 № 344.

Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду производится природопользователями в соответствии с Порядком по утвержденной приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Ростехнадзор) от 23.05.2006 № 459 форме и утвержденному Порядку заполнения и представления формы расчета платы.

Как видно из материалов дела и не оспаривается Обществом, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение для Завода на 2006 год уполномоченным органом утверждены не были.

В связи с данным обстоятельством образовавшиеся в результате деятельности ОАО «ЧАЗ» отходы подлежали учету как сверхлимитные, а плата за загрязнение окружающей природной среды - определению в соответствии с пунктами 5 и 6 Порядка.

При этом позиция Завода об отсутствии вины предприятия в сложившейся ситуации  ввиду изменения  действующего законодательства, отсутствия уполномоченного органа, неоднократного возвращения документов для доработки обоснованно признана судом первой инстанции несостоятельной и отклоняется по следующим основаниям.

В данном случае предметом спора является не применение ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а взыскание платы за негативное воздействие на окружающую среду в соответствии с  пунктами 6 Порядка определения платы, поэтому  довод Общества о том, что суду необходимо было исследовать вопрос вины юридического лица, не принимается, поскольку речь идет именно о плате за негативное воздействие на окружающую среду, под которой понимается обязательный публично-правовой платеж, который определяется в соответствии с указанным Порядком определения платы, содержащим правило о том, как определяется плата в случае отсутствия разрешения на выброс.

Пунктом 5 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 10.12.2002 № 284-О предусмотрено, что по смыслу статьи 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» платежи за различные виды негативного воздействия на окружающую среду взимаются за предоставление субъектам хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, права производить в пределах допустимых нормативов выбросы и сбросы веществ и микроорганизмов, размещать отходы и т.п.

Указанные платежи взимаются с хозяйствующего субъекта во исполнение им финансово-правовых обязательств (обязанностей), возникающих из осуществления такой деятельности, которая оказывает негативное (вредное) воздействие на окружающую среду, и представляют собой форму возмещения экономического ущерба от такого воздействия, производимого в пределах установленных нормативов, под контролем государства; по сути, они носят компенсационный характер и должны устанавливаться на основе принципа эквивалентности, исходя из вида и объема негативного

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2009 по делу n А11-2403/2009. Определение о прекращении производства по делу  »
Читайте также