Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2009 по делу n А43-32923/2009. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и принять по делу новый с/а

ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

600000, г. Владимир, ул. Березина, д. 4

http://1aas.arbitr.ru

________________________________________________________

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Владимир

07 декабря 2009 года                                                      Дело № А43-32923/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 30.11.2009.

Постановление в полном объеме изготовлено  07.12.2009.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Захаровой Т.А.,

судей Смирновой И.А., Рубис Е.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Яковенко С.Н.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Апельсин»

на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 18.09.2009

по делу № А43-32923/2009,

принятое судьей Ивановым А.В.

по заявлению первого заместителя прокурора Нижегородской области о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Апельсин» к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

при участии в судебном заседании представителей:

прокуратуры Нижегородской области - ГГрушиной Е.В. на основании  поручения от 06.11.2009 № 8-12/853-09 и удостоверения;

общества с ограниченной ответственностью «Апельсин» - Пчелкина В.Ю. и Юдиной Н.В. по доверенности от 11.08.2009 сроком действия один год,

и установил:

заместитель прокурора Нижегородской области (далее – Прокурор) обратился в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Апельсин» (далее – Общество, ООО «Апельсин») к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).

Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 18.09.2009 Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание  в виде  административного штрафа в размере 40 000 рублей.

Не согласившись с принятым судебным актом, Общество обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд  с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.

В обоснование жалобы Общество указывает на неправильное применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела, недоказанность обстоятельств, имеющих значение для дела, которые суд посчитал установленными.

Общество считает, что административный орган не доказал само событие административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Кроме того, при производстве по делу об административном правонарушении были допущены процессуальные нарушения, носящие существенный характер.

В судебном заседании представители Общества подержали доводы апелляционной жалобы, настаивая на ее удовлетворении.

Представитель прокуратуры Нижегородской области указал на отсутствие оснований для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.

Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-262, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Установлено по делу, что 21-22 июля 2009 года сотрудники Починковской районной прокуратуры Нижегородской области и отдела внутренних дел по Починковскому району Нижегородской области провели проверку хозяйственной деятельности в помещении принадлежащего Обществу Интернет-клуба «Апельсин», расположенного по адресу: Нижегородская область, с. Починки, ул. Советская.

Проверяющие установили, что в вышеуказанном помещении расположены электронные терминалы, находящиеся в рабочем состоянии, позволяющем пользователю обеспечить соединение с Интернет-ресурсами.

Терминалы запускаются по команде оператора (работника Общества). Пользователи, оплачивая Обществу услугу доступа к сети Интернет, получали возможность доступа к программному продукту «ИНФОСАЙЛ», представляющему собой информационную игровую систему, которая позволяет случайным образом распределять внутренний трафик системы между пользователями, имеющими в соответствующий момент времени доступ к ресурсам системы.

При этом такие пользователи имели возможность контролировать состояние баланса своего трафика системы, выраженного в условных единицах «ИНБАЙТ», эквивалентных при расчетах с ответчиком                             50 российским рублям, с правом в любой момент времени отказаться от соединения с системой «ИНФОСАЙЛ» и обменять начисленный им трафик системы в условных единицах «ИНБАЙТ» на деньги. Таким образом, целью пользователя информационной системы «ИНФОСАЙЛ» являлся набор большего количества условных единиц «ИНБАЙТ», которые в дальнейшем обменивались ответчиком на деньги.

Полагая, что фактически Общество осуществляет  деятельность по организации и обеспечению проведения азартных игр, не имея разрешений на осуществление данного вида деятельности, предусмотренных статьями                  3, 5, 13 Федерального закона от 29.12.2006 № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», прокурор Починковского района Нижегородской области  при участии законного представителя юридического лица 18.08.2009 вынес постановление о возбуждении в отношении ООО «Апельсин» дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии со статьями 23.1, 28.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях заявление направлено для рассмотрения по существу в Арбитражный суд Нижегородской области.

Удовлетворяя заявление Прокурора, суд первой инстанции руководствовался Федеральным законом от 29.12.2006 № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», Федеральным законом от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», статьей 49 Гражданского кодекса Российской Федерации, частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и пришел к выводу о  доказанности события административного правонарушения и состава в действиях юридического лица.

Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, оценив все представленные в дело доказательства в их совокупности, арбитражный апелляционный суд считает жалобу Общества обоснованной, а решение суда первой инстанции - подлежащим отмене по следующим основаниям.

Федеральный закон от 29.12.2006 № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 244-ФЗ) определяет правовые основы государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации и устанавливает ограничения осуществления данной деятельности в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан.

Согласно статье 2 Закона № 244-ФЗ правовое регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, а также может осуществляться принятыми в соответствии с настоящим Федеральным законом иными нормативными правовыми актами.

На основании статьи 3 Закона № 244-ФЗ государственное регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляется путем:

1) установления порядка осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр и соответствующих ограничений, обязательных требований к организаторам азартных игр, игорным заведениям, посетителям игорных заведений, игорных зон;

2) выделения территорий, предназначенных для осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр, - игорных зон;

3) выдачи разрешений на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорных зонах;

4) выдачи лицензий на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах;

5) выявления, запрещения и пресечения деятельности лиц, осуществляющих деятельность по организации и проведению азартных игр с нарушением законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр.

В силу статьи 5 Закона № 244-ФЗ деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно организаторами азартных игр при соблюдении требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.

Деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно в игорных заведениях, соответствующих требованиям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», а также средств связи, в том числе подвижной связи, запрещена.

Игорные заведения (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) могут быть открыты исключительно в игорных зонах в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Таким образом, в рамках Закона № 244-ФЗ введены следующие жесткие меры государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр:

-выделение специализированных территорий - игорных зон;

-выдача разрешений на осуществление соответствующей деятельности именно в игорных зонах;

-выдача лицензий на осуществление соответствующей деятельности в букмекерских конторах и тотализаторах;

-запрет на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», а также средств связи, в том числе подвижной связи.

Со дня вступления в силу Закона № 244-ФЗ выдача новых лицензий на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр и (или) пари прекращается, за исключением выдаваемых в соответствии с Законом № 244-ФЗ лицензий на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах.

В соответствии с частями 7 и 8 статьи 16 Закона № 244-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принять до 1 июля 2007 года решение о запрете, начиная с 1 июля 2007 года на территории субъекта Российской Федерации (за исключением игорных зон) деятельности по организации и проведению азартных игр (в том числе в отношении отдельных видов игорных заведений).

В силу части 4 статьи 16 Закона № 244-ФЗ для лицензиатов срок действия лицензий на организацию и содержание тотализаторов и игорных заведений, выданных до дня вступления в силу Закона № 244-ФЗ и действующих на день его вступления в силу, продлевается строго до 30 июня 2009 года вне зависимости от срока, указанного в имеющихся у таких лицензиатов лицензиях.

На территории Нижегородской области создание игорной зоны Законом № 244-ФЗ не предусмотрено.

Часть 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).

Объектом правонарушения являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, обеспечивающие единую государственную политику в области правовых основ единого рынка, а также защиту прав и законных интересов граждан, их здоровья, нравственности, оборону страны и безопасность государства.

Объективная сторона правонарушения выражается в осуществлении предпринимательской деятельности без специального разрешения, если такое разрешение обязательно.

Законом № 244-ФЗ предусмотрен разрешительный порядок деятельности по организации и проведению азартных игр в игорных зонах. Соответствующее разрешение выдается органом управления игорной зоной в соответствии с законодательством субъекта Федерации (соглашением между органами государственной власти соответствующих субъектов), в том числе путем проведения аукциона или конкурса (часть 2 статьи 13 Закона                           № 244-ФЗ). Разрешение на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне предоставляет организатору азартных игр право осуществлять деятельность по организации и проведению азартных игр в игорной зоне при соблюдении требований и ограничений, установленных решением о создании соответствующей игорной зоны. Указанное разрешение выдается без ограничения срока действия и действует до момента ликвидации соответствующей игорной зоны (часть 3 статьи 13 Закона № 244-ФЗ).

Вне игорных зон допускается организация и проведение азартных игр исключительно в букмекерских конторах и тотализаторах (при условии, что ими не будут использоваться игровые автоматы и игровые столы) (часть 4 статьи 5, часть 3 статьи 14 Закона № 244-ФЗ). Указанная деятельность подлежит обязательному лицензированию в соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» (часть 2 статьи 14 Закона № 244-ФЗ).

  Прокурор считает, что ООО «Апельсин» осуществляет деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», которая требует специального разрешения.

Вместе с тем, такая деятельность прямо запрещена Законом № 244-ФЗ, а значит, разрешение на ее осуществление и, более того, на территории, не относящейся к игорной зоне, получено

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2009 по делу n А38-991/2009. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также