Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2009 по делу n А43-2516/2009. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения
ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
600017, г.Владимир, ул. Березина, д. 4 http://1aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ г. Владимир
«16» декабря 2009 года Дело № А43-2516/2009 Резолютивная часть постановления объявлена «10» декабря 2009 года. В полном объеме постановление изготовлено «16» декабря 2009 года. Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Кирилловой М.Н., судей Белышковой М.Б., Москвичевой Т.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Зиначевой Е.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Сормовскому району г. Нижнего Новгорода на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 13.07.2009 по делу № А43-2516/2009, принятое судьей Верховодовым Е.В. по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ЗКПД-4» о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Сормовскому району г. Нижнего Новгорода от 14.11.2008 № 92. В судебном заседании приняли участие представители общества с ограниченной ответственностью «ЗКПД-4» – Черепнин А.Ю. по доверенности от 09.12.2009; Инспекции Федеральной налоговой службы по Сормовскому району г. Нижнего Новгорода – Королева Н.Н. по доверенности от 23.04.2009 № 10-15/004548, Осенчугова Е.А. по доверенности от 20.05.2009 № 10-27/005962. Первый арбитражный апелляционный суд установил: общество с ограниченной ответственностью «ЗКПД-4» (далее – общество, ООО «ЗКПД-4») обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Сормовскому району г. Нижнего Новгорода (далее - инспекция, налоговый орган) от 14.11.2008 № 92 о доначислении единого социального налога и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в общей сумме 13 005 565 рублей, соответствующих пеней в сумме 4 574 272 рублей, штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 548 472 рублей. Решением заявленные требования удовлетворены. Не согласившись с принятым судебным актом, инспекция обратилась в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда. Инспекция указала, что в результате проведенной проверки общества, находящегося на традиционной системе налогообложения, выявлена схема умышленного ухода от исчисления и уплаты единого социального налога посредством заключения обществом в целях осуществления производственного процесса договоров на предоставление персонала с организациями, также применяеющими традиционную систему налогообложения, но находящимися в стадии процедуры банкротства и с начала введения процедуры банкротства не уплачивающими единый социальный налог, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. По мнению налогового органа, фактически работодателем в рамках умышленно заключенных договоров лизинга персонала являлось ООО «ЗКПД-4». Однако начисление выплат в пользу работающих не производилось, сведения по форме 2-НДФЛ в инспекцию были представлены за 2005 год только по 6 физическим лицам, за 2006 год по 4 физическим лицам, которые в рамках договоров лизинга персонала услуги не оказывали, а являлись исполнителями разовых работ. Инспекция указала, что деятельность организации по производству железобетонных изделий осуществлялась персоналом, предоставленным по договорам лизинга взаимозависимыми организациями: ОАО «ЗКПД- 4», ОАО УК «ЗКПД- 4», ООО ПСК «Строитель». Все организации находились по одному и тому же юридическому адресу и занимали одни и те же производственные площади. Производственная деятельность проверяемой организации осуществлялась физическими лицами, являющимися руководящим составом экономически взаимозависимых организаций. Так, директор общества Сарапушкин Ю.Н. одновременно являлся заместителем директора по управлению производством организаций, находящихся в стации банкротства, в 2004 году -ОАО «ЗКПД-4», с 01.01.2005 - заместителем директора по управлению производством ОАО УК «ЗКПД-4». Учредителями организаций являются физические лица, относящиеся к руководящему составу перечисленных организаций, имеющих экономическую зависимость: директор ООО «ЗКПД-4» Сарапушкин Ю.Н. являлся заместителем директора по управлению производством ОАО «ЗКПД-4», с 01.01.2005 - заместителем директора по управлению производством ОАО УК «ЗКПД- 4»; генеральный директор ООО ПСК «Строитель» Зюзин Ю.А. являлся исполнительным директором ОАО «ЗКПД- 4»; с 01.01.2005 - генеральным директором ОАО УК «ЗКПД- 4». Учредителями организаций являются те же юридические лица: учредителем ОАО УК «ЗКПД- 4» является ООО «ЗКПД-4»(45%); учредителем ООО ПСК «Строитель» является ООО «ЗКПД-4»(100%). Исходя из имеющихся фактов взаимозависимости ООО «ЗКПД-4», ОАО «ЗКПД-4», ОАО УК «ЗКПД-4» и ООО ПСК «Строитель» организация производственного процесса ООО «ЗКПД-4» посредством договоров лизинга на представление персонала, по мнению налогового органа, носит умышленный характер, следствием которого являлось наращивание необоснованной задолженности по налогам организаций ОАО «ЗКПД-4», ОАО УК «ЗКПД-4» и ООО ПСК «Строитель» и в дальнейшем их банкротство. Таким образом, по мнению налогового органа, ООО «ЗКПД-4», применяя традиционную систему налогообложения и осуществляя производственную деятельность, не уплачивало налоги и сборы, исчисляемые от заработной платы, поскольку умышленно не оформляло трудовые и гражданско-правовые отношения с физическими лицами. Податель апелляционной жалобы считает, что совершенные обществом и его контрагентами сделки в их совокупности не подтверждают наличия иной деловой цели, кроме как связанной с получением необоснованного освобождения от уплаты единого социального налога. В судебном заседании представители инспекции поддержали доводы налогового органа. В отзыве на апелляционную жалобу общество указало на законность решения суда. Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, указал, что с работниками, работавшими по договорам предоставления персонала, налогоплательщик не заключал трудовых договоров, заработная плата данным работникам не начислялась и не выплачивалась. Все расчеты с данными работниками производила организация, предоставившая персонал. У общества отсутствуют правовые основания и налоговая база для исчисления вменяемого ему налоговым органом единого социального налога. Организации, предоставлявшие персонал ООО «ЗКПД-4», находясь на общей системе налогообложения, в полном объеме исчисляли единый социальный налог с заработной платы, выплаченной работникам, задействованным в производственном процессе налогоплательщика, и частично его уплачивали. Считает противоречивой позицию налогового органа, поскольку инспекция, участвуя в качестве кредитора в процедуре банкротства контрагентов ООО «ЗКПД-4» - ОАО «ЗКПД-4» и ОАО УК «ЗКПД-4», посчитала законным и обоснованным исчисление этими организациями единого социального налога с заработной платы работников, трудившихся в ООО «ЗКПД – 4» по договорам предоставления персонала, не возражала против включения указанной недоимки в состав реестровой задолженности предприятий-банкротов. Законность принятого судебного акта проверена Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Как следует из материалов дела, инспекцией проведена выездная налоговая проверка ООО «ЗКПД-4» по вопросам налогового законодательства, в том числе единого социального налога за 2004-2006 годы, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2005-2006 годы. В ходе проверки установлена неуплата обществом единого социального налога, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 13 005 565 рублей: за 2004 год – 3 864 357 рублей, за 2005 год – 4 698 288 рублей (из них страховые взносы на обязательное пенсионное страхование – 1 644 400 рублей), за 2006 год – 4 442 920 рублей (из них страховые взносы на обязательное пенсионное страхование – 1 555 022 рубля). Инспекция пришла к выводу, что в нарушение пункта 1 статьи 236 Налогового кодекса Российской Федерации общество применило схему ухода от налогообложения путем привлечения для осуществления своей деятельности персонала взаимозависимых организаций - ОАО «ЗКПД-4», ОАО УК «ЗКПД-4», ООО ПК «Строитель», находящихся в процедуре банкротства. Так, налоговый орган установил, что с момента организации (27.02.2003) общество не имело численности работников, расчеты по единому социальному налогу не представляло, в проверяемый период применяло традиционную систему налогообложения. Учредителями общества являются взаимозависимые физические лица – руководящий состав ОАО «ЗКПД-4», ОАО УК «ЗКПД-4», ООО ПК «Строитель». Все организации находятся по одному юридическому адресу, на одной территории бывшего завода ОАО «ЗКПД-4». Имущество, оборудование представляют собой единый производственный комплекс. Все ранее принадлежавшее имущество ОАО «ЗКПД-4» перераспределено между взаимозависимыми организациями в рамках договоров купли-продажи, а также путем перевода активов в данные предприятия. В целях обеспечения непрерывного производственного процесса общество договоры на потребление электроэнергии, тепловой энергии, пара, питьевой воды, на подачу сжатого воздуха заключались с взаимозависимой организацией - ООО «ЗКПД-4 Инвест». При отсутствии численности выручка на предприятии за проверяемый период имеет тенденцию к увеличению. Деятельность общества по организации и выпуску изделий из бетона осуществлялась персоналом, предоставленным по договорам лизинга только взаимозависимыми организациями: с 01.01.2004 по 31.12.2004 договор от 01.03.2003 № 10-50/03 с ОАО «ЗКПД-4», с 01.01.2005 по 31.12.2006 договор от 01.01.2005 № 15-102/05 с ОАО УК «ЗКПД-4», с 01.03.2007 по 30.09.2007 договор от 01.03.2007 № 17-97/07 с ООО ПСК «Строитель». Согласно указанным договорам общество, являясь заказчиком, поручает исполнителю оказать услуги по предоставлению персонала, необходимого для осуществления деятельности по участию в производственном процессе. Персонал предоставлялся для выполнения производственных работ. Потребность работников оформлялась ежемесячной заявкой. В соответствии с заявкой на представление персонала запрашивалось общее количество человек (в среднем 330-350 человек). При оказании услуг лизинга производственного персонала все взаимозависимые организации занимали одни и те же производственные площади. В рамках договоров оказания услуг рабочие места не менялись. Инспекция выявила, что стоимость услуг по договорам лизинга персонала указанными организациями включала в себя заработную плату, которая непосредственно начислялась работодателем ООО «ЗКПД-4». Стоимость услуг определялась по формуле с учетом ставки единого социального налога. Проанализировав деятельность взаимозависимых организаций, которые на момент заключения договоров находились на стадии банкротства и имели значительные суммы задолженности по налогам, инспекция посчитала, что заключение обществом договоров лизинга персонала, заведомо предусматривающих в стоимости услуг заработную плату и налоги, с указанными организациями имело цель ухода от начисления и уплаты единого социального налога. Текущие платежи по единому социальному налогу и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование от начисленной зарплаты в рамках оказанных услуг организацией -арендодателем не уплачивались, данные операции не имели налоговых последствий. Таким образом, инспекция пришла к выводу, что сумма выплат, начисленных организациями-арендодателями, находящимися в стадии банкротства, персоналу, предоставляемому по заявкам, но фактически оказывающему производственные услуги для общества-работодателя, должны являться налоговой базой по единому социальному налогу для общества. По результатам проверки инспекция составила акт от 04.09.2008 № 92 и приняла решение от 14.11.2008 № 92. Указанным решением налогоплательщику за проверяемый период доначислена недоимка по единому социальному налогу и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в общей сумме 13 005 565 рублей, соответствующие пени в сумме 4 574 272 рублей, также налогоплательщик был привлечен к налоговой ответственности в порядке пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 548 472 рублей. Не согласившись с решением налогового органа, общество обратилось в арбитражный суд. Суд первой инстанции на основании пункта 1 статьи 235, пункта 1 статьи 236, части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», пункта 1 статьи 779, статей 779-782 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 16, 57-62 Трудового кодекса Российской Федерации, постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 № 53, установив, что предприятия-исполнители являлись самостоятельными хозяйствующими субъектами, занимающимися помимо сдачи персонала в аренду другими видами коммерческой деятельности, учитывая, что инспекцией не доказано преднамеренное банкротство данных предприятий, договоры аренды персонала не противоречат действующему законодательству, пришел к выводу о неправомерности доначисления обществу спорных сумм. Первый арбитражный апелляционный суд считает решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения. В соответствии с пунктом 2 статьи 10 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу, установленные главой 24 Кодекса «Единый социальный налог», с особенностями, предусмотренными пунктом 3 указанной статьи. Объектом налогообложения для организаций в силу пункта 1 статьи 236 Налогового кодекса Российской Федерации признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 235 Кодекса), а также по авторским договорам. Согласно пункту 1 статьи 237 Кодекса налоговая Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2009 по делу n А39-3236/2009. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Июль
|