Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 16.05.2010 по делу n А38-5955/2009. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения
ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
600017, г. Владимир, ул. Березина, д. 4 http://1aas.arbitr.ru ________________________________________________________ ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Владимир
17 мая 2010 года Дело № А38-5955/2009 Резолютивная часть постановления объявлена 12.05.2010. Постановление в полном объеме изготовлено 17.05.2010. Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Захаровой Т.А., судей Урлекова В.Н., Протасова Ю.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Яковенко С.Н., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Раксана» и открытого акционерного общества «Гран» на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 12.02.2010 по делу № А38-5955/2009, принятое судьей Камаевой А.В., по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Раксана» и открытого акционерного общества «Гран» о признании незаконным действий Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Марий Эл, без участия лиц, и установил:
открытое акционерное общество «Гран» (далее – ОАО «Гран»), общество с ограниченной ответственностью «Раксана» (далее – ООО «Раксана») обратились в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением о признании незаконными действий Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Марий Эл (далее – Управление), оформленных письмом от 24.08.2009 № 08-2905. Оспариваемые действия выразились в уклонении от предоставления юридическим лицам в долевую собственность земельного участка с кадастровым номером 12:16:06 02 001:0047, площадью 10 600 кв. м., расположенного по адресу: Республика Марий Эл, г. Волжск, ул. Промбаза, д. 1. В целях восстановления нарушенного права заявители просили суд обязать уполномоченный орган в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения арбитражным судом принять распоряжение о предоставлении им в собственность указанного земельного участка, подготовить проект договора купли-продажи земельного участка и направить его заявителям. К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество). Решением Арбитражного суда Республики Марий Эл от 12.02.2010 действия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Марий Эл, выразившиеся в уклонении от предоставления в долевую собственность открытого акционерного общества «Гран» и общества с ограниченной ответственностью «Раксана» земельного участка площадью 10 600 кв.м., кадастровый номер 12:16:0602001:0047, расположенного по адресу: Республика Марий Эл, г. Волжск, ул. Промбаза, дом 1, признаны незаконными, не соответствующими Земельному кодексу Российской Федерации. Не согласившись с принятым судебным актом, ОАО «Гран» и ООО «Раксана» обратились в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просят решение суда первой инстанции отменить в части отказа в возложении на Управление обязанности принять распоряжение о предоставлении им в собственность указанного земельного участка, подготовить проект договора купли-продажи земельного участка и направить проект договора заявителям и принять по делу в этой части новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы заявители указывают на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права. Заявители апелляционной жалобы считают, что, признав оспариваемые действия Управления незаконными, суд в силу императивного характера положений части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязан был возложить на уполномоченный орган обязанность восстановить нарушенное право юридических лиц. В судебное заседание представители ОАО «Гран», ООО «Раксана», Управления, Федерального агентства по управлению государственным имуществом не явились. ОАО «Гран», ООО «Раксана» ходатайствуют о рассмотрении дела в отсутствие их представителей. Управление направило в суд отзыв на апелляционную жалобу и ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле, по имеющимся в материалах дела доказательствам. Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-262, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Установлено по делу, что ОАО «Гран» и ООО «Раксана» на основании свидетельства о государственной регистрации права от 24.10.2003 серия АБ № 0000399 и свидетельства о государственной регистрации права от 06.03.2009 серия МР № 311047 принадлежат на праве собственности нежилые помещения производственного корпуса 8Т, 8А, расположенные по адресу: Республика Марий Эл, г. Волжск, ул. Промбаза, дом 1. Объекты недвижимости расположены на земельном участке площадью 10 600 кв.м., кадастровый номер 12:16:0602001:0047, местоположение: Республика Марий Эл, г. Волжск, ул. Промбаза, дом 1, категория - земли поселений. Право собственности Российской Федерации на указанный земельный участок зарегистрировано в установленном законом порядке. 18.03.2009 ОАО «Гран» и ООО «Раксана» обратились в Управление с заявлением о предоставлении в долевую собственность находящегося в федеральной собственности земельного участка, на котором расположены объекты недвижимости, принадлежащие заявителям на праве собственности. Письмом от 24.08.2009 № 08-2905 Управление сообщило, что осуществляет продажу земельных участков, находящихся в федеральной собственности, по поручению Центрального аппарата Росимущества. Для получения поручения по заключению договора купли-продажи земельного участка комплект документов ОАО «Гран» и ООО «Раксана» был направлен в Росимущество. Посчитав, что Управление уклоняется от заключения договора купли-продажи земельного участка, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. Изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, исследовав представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что основания для признания апелляционной жалобы обоснованной и отмены решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют с учетом следующего. В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Таким образом, для признания решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту; нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. В силу пункта 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24.03.2005 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» в тех случаях, когда собственник здания, строения, сооружения обращается с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок путем заключения договора его купли-продажи, а соответствующий исполнительный орган государственной власти не направляет заявителю проект договора купли-продажи, собственник объекта недвижимости может обратиться в арбитражный суд с заявлением по правилам о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными в порядке, установленном главой 24 АПК РФ. В случае признания действия (бездействия) исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления незаконным суд обязывает соответствующий орган подготовить проект договора и направить его в определенный срок собственнику недвижимости. Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса. В статье 36 Земельного кодекса Российской Федерации установлен порядок приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения. Граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с указанным Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Кодексом, федеральными законами (пункт 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации). Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. В силу пункта 6 статьи 36 Земельного кодекса РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса РФ, в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 статьи 36 Кодекса заявления принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом» указанное агентство является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера, в сфере управления имуществом Российской Федерации. В силу пункта 4 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного вышеназванным Постановлением, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями. Согласно пункту 1 раздела II Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Марий Эл, утвержденного Приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 27.02.2009 № 49, Территориальное управление осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории Республики Марий Эл, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам. В силу пункта 4.6 раздела II вышеуказанного Положения Управление заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество. Таким образом, Управление является исполнительным органом государственной власти, который уполномочен принимать решение о предоставление в собственность земельных участков и готовить проекты договоров купли-продажи земельных участков, находящихся в государственной собственности. Ссылка государственного органа на отсутствие у него полномочий на принятие решения о приватизации земельного участка ввиду отсутствия утвержденного Росимуществом порядка продажи земельных участков, предусмотренного пунктом 1.1.6 приказа Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 25.07.2008 № 207 «Об осуществлении Территориальным управлением Росимущества по Республике Марий Эл функций Федерального агентства по управлению государственным имуществом», правильно отклонена Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 16.05.2010 по делу n А43-12637/2009. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Август
|