Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2014 по делу n А38-5422/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда в части и принять новый судебный акт

г. Владимир                                                                       

28 августа 2014 года                                                 Дело №А38-5422/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 25 августа 2014 года.

Полный текст постановления изготовлен 28 августа 2014 года.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Наумовой Е.Н., судей Кузнецова В.И., Бухтояровой Л.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кочуевой К.Э.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу товарищества собственников жилья «УЮТ» на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 04.04.2014 по делу №А38-5422/2013, принятое судьей Волковым А.И.,

по иску товарищества собственников жилья «УЮТ», ИНН 1215112436, ОГРН 1061200015194, к муниципальному образованию «Город Йошкар-Ола» в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» и Управления культуры администрации городского округа «Город Йошкар-Ола», третье лицо - муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская художественная школа № 1 г. Йошкар-Олы»,

о взыскании неосновательного обогащения,

в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом,

установил.

Товарищество собственников жилья «УЮТ» обратилось в Арбитражный суд Республики Марий Эл с исковым заявлением о взыскании с муниципального образования «Город Йошкар-Ола» в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» и Управления культуры администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» неосновательного обогащения в сумме 266 944 руб. 90 коп. за период с 01.10.2010 по 30.09.2013.

Исковое требование обосновано правовыми ссылками на статьи 210, 249, 1102, 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 36 и 158 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Решением от 04.04.2014 Арбитражный суд Республики Марий Эл в удовлетворении исковых требований отказал.

Не согласившись с принятым судебным актом, ТСЖ «УЮТ» обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить.

Заявитель полагает, что иск был предъявлен к надлежащему ответчику – муниципальному образованию «Город Йошкар-Ола», который является собственником спорного помещения.

Пояснил, что оперативное управление встроенным помещением за третьим лицом зарегистрировано 23.07.2012.

Указывает, что в суде первой инстанции он не заявлял ходатайства о замене ненадлежащего ответчика, однако свое согласие на такую замену давал, суд должен был самостоятельно произвести замену ответчика.

Управление культуры администрации городского округа «Город Йошкар-Ола», МБОУ дополнительного образования детей «Детская художественная школа № 1 г. Йошкар-Олы» в отзывах на апелляционную жалобу указали на законность и обоснованность обжалуемого решения, просили оставить его без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, явку полномочных представителей в судебное заседание не обеспечили. Поступившим ходатайством МБОУ дополнительного образования детей «Детская художественная школа № 1 г. Йошкар-Олы» просило о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, по имеющимся в нем материалам.

Судебное разбирательство по рассмотрению апелляционной жалобы откладывалось определениями суда от 21.07.2014, от 04.08.2014.

Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, встроенное нежилое помещение I общей площадью 653,7 кв.м, расположенное на 1-м цокольном этаже дома № 74а по ул. Вознесенской в г. Йошкар-Оле Республики Марий Эл, находится в муниципальной собственности муниципального образования городского округа «Город Йошкар-Ола», о чем свидетельствует выписка из ЕГРП № 01/008/2013-4503 от 12.04.2013 (т.1 л.д.11).  Право собственности на спорное помещение зарегистрировано за муниципальным образованием «Город Йошкар-Ола» 25.12.2006.

 Помещение передано в оперативное управление МБОУДОД «Детская художественная школа № 1 г. Йошкар-Олы», что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 12-МР 695771 от 27.08.2012 (л.д. 46).

05.07.2006 общим собранием собственников жилья в указанном многоквартирном доме образовано товарищество собственников жилья «УЮТ», о чем 05.07.2006 получено свидетельство о государственной регистрации юридического лица серии 12 № 000959137(л.д. 32). Данное товарищество осуществляет эксплуатацию данного дома, включая имущество, находящееся в общей собственности.

Решениями общих собраний ТСЖ «УЮТ» от 24.03.2010, от 16.03.2011, от 11.04.2012, от 27.03.2013 для собственников  нежилых помещений установлены размеры обязательных платежей на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме по адресу: г. Йошкар-Ола, ул. Вознесенская, 74а, в том числе: на 2010 год – 9 руб. за 1 кв.м общей площади в месяц; на 2011 год – 10 руб. 78 коп. за 1 кв.м общей площади в месяц; на 2012 год – 12 руб. за 1 кв.м общей площади в месяц; на 2013 год - 12 руб. за 1 кв.м общей площади в месяц. 

Полагая, что муниципальное образование как собственник нежилого помещения должно нести расходы по его содержанию, ТСЖ «УЮТ» предъявило иск о  взыскании неосновательного обогащения в виде стоимости содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном жилом доме.

 Суд первой инстанции установил, что спорное нежилое помещение находится в оперативном управлении у МБОУДОД «Детская художественная школа № 1 г. Йошкар-Олы», что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 12-МР 695771 (л.д. 46), пришел к выводу о том, что указанное лицо и должно нести обязательства перед товариществом собственников жилья по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, муниципальное образование «Город Йошкар-Ола» в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» и Управления культуры администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» не является надлежащим ответчиком по спору, отказал в удовлетворении исковых требований.

Между тем, проанализировав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает обоснованным довод заявителя жалобы о наличии у муниципального образования «Город Йошкар-Ола» обязанности по оплате расходов на содержание общего имущества многоквартирного дома в период с 01.10.2010 по 22.07.2012 в связи с регистрацией права оперативного управления третьего лица на спорные помещения только 23.07.2012, исходя из следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации и частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, а также земельный участок, на котором расположен дом с элементами озеленения и благоустройства.

В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Статьей 249 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.

Исходя из содержания статей 37, 39 Жилищного кодекса Российской Федерации, издержки по содержанию общего имущества относятся как на собственников квартир, так и на собственников нежилых помещений вне зависимости от их фактического использования. Действующее законодательство не устанавливает взаимосвязь личного пользования собственником общего имущества многоквартирного дома отдельными взятыми объектами общего имущества и обязанностью несения бремени расходов на содержание общего имущества многоквартирного дома.

Согласно статье 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.

Согласно пункту 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.

В силу пунктов 2 и 3 части 1 статьи 137 Жилищного кодекса Российской Федерации товарищество собственников жилья вправе определять смету доходов и расходов на год, в том числе необходимые расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, затраты на капитальный ремонт и реконструкцию многоквартирного дома, специальные взносы и отчисления в резервный фонд, а также расходы на другие установленные настоящей главой и уставом товарищества цели; устанавливать на основе принятой сметы доходов и расходов на год товарищества размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.

В пункте 33 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006  N 491 установлено, что размер обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества, для собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, а также размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений, не являющихся членами указанных организаций, определяются органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива на основе утвержденной органами управления сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год.

В силу пункта 1 статьи 137 Жилищного кодекса Российской Федерации товарищество собственников жилья вправе устанавливать на основе принятой сметы доходов и расходов на год товарищества размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.

Обязанность по оплате расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения (статья 158 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Отсутствие договора с товариществом собственника жилья не освобождает собственника помещения от участия в несении расходов на содержание и ремонт общего имущества.

        В силу пункта 4 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Статьей 296 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривается, что учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.

Согласно пункту 1 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о заключении за учреждением, возникает у этого учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.

В силу пункта 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право оперативного управления на недвижимое имущество подлежит государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено, что в силу абзаца пятого пункта статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации право оперативного управления относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право оперативного управления на недвижимое имущество возникает с момента его государственной регистрации.

В силу статей 120, 210, 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение, за которым имущество закреплено на

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2014 по делу n А79-293/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и прекратить производство по делу  »
Читайте также