Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2014 по делу n А38-1717/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

г. Владимир                                                              

07 ноября 2014 года                                                         Дело № А38-1717/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 05.11.2014.

Постановление в полном объеме изготовлено 07.11.2014.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Смирновой И.А.,

судей Рубис Е.А., Урлекова В.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лукашовой Д.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Марий Эл

на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 08.08.2014

по делу № А38-1717/2014,

принятое судьей Лежниным В.В.

по заявлению открытого акционерного общества «Порт Козьмодемьянск» (ИНН 1217000142, ОГРН 1021202049626, Республика Марий Эл, Горномарийский район, г. Козьмодемьянск, ул. Ленина, д. 84)

о признании незаконным решения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Марий Эл, изложенного в письме от 11.03.2014 № 03-772,

при участии:

от открытого акционерного общества «Порт Козьмодемьянск» -        Кучерук О.Л. по доверенности от 17.04.2014,

и установил:

открытое акционерное общество «Порт Козьмодемьянск» (далее – Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным решения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Марий Эл (далее – Территориальное управление), изложенное в письме от 11.03.2014                                № 03-772, об отказе в предоставлении в собственность земельного участка площадью 16 463 кв.м с кадастровым номером 12:17:0119001:0001, расположенного по адресу: Республика Марий Эл, г. Козьмодемьянск, ул. Ленина, д. 84, как несоответствующее положениям статей 28, 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее – Федеральный закон  № 137-ФЗ), и обязании Территориального управления в месячный срок со дня вступления решения в законную силу издать соответствующий распорядительный акт, подготовить проект договора купли-продажи указанного земельного участка и направить его в адрес Общества с предложением о заключении.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Федеральное агентство водных ресурсов в лице отдела водных ресурсов Верхне-Волжского бассейнового водного управления по Республике Марий Эл, Департамент экологической безопасности, природопользо­вания и защиты населения Республики Марий Эл.

Решением от 08.08.2014 Арбитражный суд Республики Марий Эл удовлетворил требования заявителя.

Территориальное управление не согласилось с решением суда первой инстанции и обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела и принять по делу новый судебный акт.

Представитель Общества в судебном заседании и в отзыве на апелляционную жалобу просил оставить ее без удовлетворения, решение суда первой инстанции – без изменения.

Иные лица, участвующие в деле и извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили, Территориальное управление заявило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы без его участия.

Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Республики Марий Эл от 08.08.2014 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, выслушав представителя Общества, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемого решения.

Как установил суд первой инстанции и следует из материалов дела, постановлением главы администрации г. Козьмодемьянска Республики Марий Эл от 06.05.2002 № 148 Обществу на праве постоянного (бессрочного) пользования предоставлен земельный участок общей площадью 18 033 кв.м, из них земельный участок площадью 16 463 кв.м с кадастровым номером 12:17:0119001:0001, расположенный по адресу: Республика Марий Эл, г. Козьмодемьянск, ул. Ленина, д. 84, и находящийся в собственности Российской Федерации, для производственной деятельности.

На указанном земельном участке расположены объекты недвижимости, принадлежащие Обществу на праве собственности: 1) КТП-32А, назначение: нежилое здание, 1-этажный (подземных этажей - 0), общая площадь 59,8 кв.м, инвентарный номер 88:415:001:003846910:0300:20000, литер В; 2) административное здание, инвентарный номер 88:415:001:003846910:0200:20000, литер - Б, Б1, этажность - 2, подземная этажность - 1, назначение - конторское, общая площадь - 809,5 кв.м;             3) производственное здание, литер - А, общая площадь - 1747,3 кв.м. Кроме того, в соответствии с техническим паспортом производственного здания и письмом органа технической инвентаризации от 06.03.2014 № 278 такие объекты как склад, механический цех, гараж, котельная, указанные в кадастровом паспорте земельного участка, являются частями единого объекта - производственного здания, литер А, общей площадью 1747,3 кв.м.

05.03.2012 Общество обратилось в Территориальное управление с заявкой на приватизацию земельного участка, кадастровый номер 12:17:0119001:1, на котором расположены принадлежащие ему на праве собственности объекты недвижимого имущества.

Письмом от 06.04.2012 № 04-1344 Территориальное управление сообщило Обществу об отказе в приватизации земельного участка и возвратило документы в связи с несоответствием их комплекта требованиям земельного законодательства.

01.03.2013 Общество повторно обратилось в Территориальное управление с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок с кадастровым номером 12:17:0119001:0001, устранив замечания, послужившие основанием для отказа в предоставлении земельного участка в собственность, в частности, представлена правоустанавливающая документация на объект недвижимости -трансформаторная подстанция, находящаяся на испрашиваемом земельном участке.

В целях выяснения вопроса о нахождении земельного участка с кадастровым номером 12:17:0119001:1, расположенного по адресу: Республика Марий Эл, г. Козьмодемьянск, ул. Ленина, д. 84, в границах береговой полосы водных объектов общего пользования Территориальное управление направило запрос от 05.03.2013 № 03-665 в Отдел водных ресурсов Верхне-Волжского бассейнового водного управления по Республике Марий Эл, который в письме от 06.03.2013 № 09-05/58 пояснил, что данный земельный участок при существующей временной отметке Чебоксарского водохранилища 63 метра находится за пределами береговой полосы Чебоксарского водохранилища.

Письмом от 18.03.2013 № 03-805 Территориальное управление направило комплект документов в Центральный аппарат Росимущества для получения поручения на передачу земельного участка в собственность заявителю, о чем уведомило его письмом от 01.04.2013 № 04-1102.

Рассмотрев комплект документов, представленный Обществом, Центральный аппарат Росимущества письмом от 19.08.2013 № ПП-10/38001 отказал в приватизации по следующим причинам: несовпадение наименования объектов, принадлежащих на праве собственности заявителю, наименованиям объектов, указанных в кадастровом паспорте на земельный участок, и наличие на расстоянии ближе 20 метров водного объекта.

Территориальное управление уведомило Общество об отказе в приватизации земельного участка письмом от 27.09.2013 № 09-3084.

01.10.2013 Территориальное управление провело обследование  спорного земельного участка, о чем составило соответствующий акт осмотра.

17.02.2014 Общество вновь обратилось в Территориальное управление с заявкой о приватизации находящегося в федеральной собственности земельного участка.

Письмом от 11.03.2014 № 03-772 Территориальное управление отказало в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 12:17:0119001:1 по причинам, изложенным в письме Центрального аппарата Росимущества от 19.08.2013 № ПП-10/38001.

Посчитав оспариваемое решение Территориального управления не соответствующим положениям действующего законодательства и нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом» утверждено Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, в соответствии с пунктом 1 которого Федеральное агентство по управлению государственными имуществом является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера, в сфере управления имуществом Российской Федерации.

В силу пункта 4 названного Положения Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Пунктом 1, пунктом 4.6 раздела II Положения о территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Марий Эл, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 27.02.2009 № 49, предусмотрено, что территориальный орган осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории Республики Марий Эл, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества и обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.

Следовательно, именно Территориальное управление как уполномоченный орган обязано рассмотреть заявку Общества о предоставлении находящегося в собственности Российской Федерации земельного участка в собственность, принять соответствующее решение и направить проект договора купли-продажи земельного участка с предложением о его заключении.

При этом вопросы внутриведомственного характера, связанные с порядком принятия решений о предоставлении земельных участков в собственность, не должны являться препятствием праву лица, обратившегося с заявлением в государственный орган, на получение соответствующего решения в установленный законом срок и проекта договора купли-продажи земельного участка с предложением о его заключении.

Пунктом 2 статьи 3 Федерального закона № 137-ФЗ предусмотрено, что юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 ЗК РФ юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 01.07.2012 в соответствии с правилами статьи 36 ЗК РФ.

При этом нормы пункта 2 статьи 3 данного Федерального закона и статьи 36

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2014 по делу n А79-2565/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также