Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2014 по делу n А43-10460/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

г. Владимир

                                                     

29 декабря 2014 года                                                      Дело № А43-10460/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 24.12.2014.

Постановление в полном объеме изготовлено 29.12.2014.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Смирновой И.А.,

судей Захаровой Т.А., Протасова Ю.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лукашовой Д.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Канавинского района г. Нижнего Новгорода

на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 28.10.2014

по делу № А43-10460/2014,

принятое судьей Соколовой Л.В.

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Перспектива» (ОГРН 1125257004982, ИНН 5257130434, г. Нижний Новгород, ул. Чкалова, д. 4) и индивидуального предпринимателя Катковой Ларисы Валентиновны (ОГРН 304525702800119, ИНН 525700107820, г. Нижний Новгород)

о признании недействительным распоряжения заместителя главы администрации Канавинского района г. Нижнего Новгорода от 29.01.2014 № 66-р,

при участии:

от администрации Канавинского района г. Нижнего Новгорода – Тараторкина А.В. по доверенности от 25.12.2013 № 30-258ки,

и установил:

общество с ограниченной ответственностью «Перспектива» (далее – Общество, заявитель) и индивидуальный предприниматель Каткова Лариса Валентиновна (далее – ИП Каткова Л.В.) обратились в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным распоряжения заместителя главы администрации Канавинского района г. Нижнего Новгорода (далее - администрация) от 29.01.2014 № 66-р «О демонтаже и перемещении самовольных объектов», признании незаконными действия по сносу 3-х групп (секций) торговых павильонов, состоящих из 14 модулей, принадлежащих на праве собственности ИП Катковой Л.В.

Указанные заявления объединены судом в одно производство для их совместного рассмотрения с присвоением делу № А43-10460/2014.

Решением от 28.10.2014 Арбитражный суд Нижегородской области удовлетворил требования заявителей.

Администрация не согласилась с решением арбитражного суда первой инстанции и обратилась в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить по основаниям, изложенным в жалобе, и принять по делу новый судебный акт.

Представитель администрации в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.

Иные лица, участвующие в деле и извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили.

ИП Каткова Л.В. в отзыве на апелляционную жалобу просила оставить ее без удовлетворения, решение суда первой инстанции - без изменения.

Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Нижегородской области от 28.10.2014 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, выслушав представителя администрации, суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемого решения.

Как следует из материалов дела и установил суд первой инстанции, Обществу на праве аренды принадлежит земельный участок с кадастровым номером 52:18:0030077:17, общей площадью 25 346 кв.м, расположенный по адресу: г. Нижний Новгород, Канавинский район, ул. Чкалова, 4.

Согласно постановлению администрации от 20.01.2014 № 112 данный земельный участок предоставлен для организации сезонной ярмарки.

В соответствии с договором о предоставлении торгового места от 01.08.2013, заключенного между Обществом и ИП Катковой Л.В., на данном земельном участке ИП Каткова Л.В. разместила 14 торговых модулей, состоящих из 3-х групп, принадлежащих ей на праве собственности (договор купли-продажи от 25.08.2010).

Вышеуказанные торговые павильоны в количестве 14 единиц, принадлежащие ИП Катковой Л.В. и расположенные по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Чкалова, 4 (по ул. Фильченкова) 03.02.2014 были снесены на основании распоряжения администрации от 29.01.2014 № 66-р «О демонтаже и перемещении самовольных объектов».

Посчитав оспариваемые распоряжение и действия администрации не соответствующими действующему законодательству и нарушающими их права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, Общество и ИП Каткова Л.В. обратились в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

По смыслу статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации право пользования имуществом принадлежит собственнику данного имущества либо уполномоченному последним лицу. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Следовательно, в соответствии с действующим законодательством использование не принадлежащего лицу имущества, в том числе путем размещения на нем каких-либо объектов, возможно только с разрешения собственника данного имущества или в силу закона. Размещение объекта в отсутствие предусмотренных законом оснований нарушает права собственника на пользование, владение и распоряжение данным участком.

В соответствии со статьей 11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) к полномочиям органов местного самоуправления относятся в частности полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Подпунктом 20 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) установлено, что к вопросам местного значения поселения относится осуществление земельного контроля за использованием земель поселения. Аналогичная норма содержится и в статье 72 ЗК РФ.

Из положений Федерального закона № 131-ФЗ и Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что в границах муниципального образования, независимо от форм собственности и целевого назначения земель, контроль за размещением движимых и недвижимых объектов осуществляет соответствующая администрация как орган местного самоуправления.

Из подпункта 10 пункта 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ следует, что создание условий для обеспечения жителей города или района услугами торговли относится к вопросам местного значения.

Постановлением администрации города Нижнего Новгорода от 31.07.2012 № 3113 утвержден административный регламент по исполнению муниципальной функции «Освобождение территории Нижнего Новгорода от самовольных нестационарных торговых объектов» (далее - Регламент) в редакции, действующей на момент проведения действий по выявлению и демонтажу нестационарных торговых объектов.

Пункт 1.4 Регламента устанавливает порядок выявления, учета, демонтажа, перемещения, хранения и возврата собственнику незаконно размещенных нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, собственности Нижегородской области или федеральной собственности, либо на землях и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, и ином недвижимом имуществе, находящемся в муниципальной собственности.

В соответствии с пунктом 1.5 Регламента незаконно размещенный нестационарный торговый объект - это движимое имущество, расположенное на соответствующей территории (недвижимом имуществе), указанной (указанном) в пункте 1.4 настоящего Регламента, право на размещение которого не предоставлялось либо прекращено (далее - Самовольный объект).

В целях настоящего Регламента под движимым имуществом подразумеваются нестационарные торговые объекты (пункт 1.6).

Согласно пункту 1.8.2 Регламента выполнение Административных процедур в администрации города Нижнего Новгорода осуществляется муниципальными служащими департамента экономического развития, инвестиций и предпринимательства администрации города Нижнего Новгорода (далее - департамент экономического развития), департамента общественных отношений и информации администрации города Нижнего Новгорода, территориальных органов администрации города Нижнего Новгорода - администраций районов города Нижнего Новгорода, управления административно-технического контроля администрации города Нижнего Новгорода, должностными лицами муниципального казенного учреждения «Управление по организации работы объектов мелкорозничной сети и парковок города Нижнего Новгорода» (далее - МКУ «УМСиП») в соответствии с их должностными инструкциями и настоящим Регламентом.

Таким образом, администрация является уполномоченным органом по выполнению административных процедур, установленных административным регламентом.

В соответствии с пунктом 1.9 Регламента муниципальная функция включает в себя следующие Административные процедуры: выявление предполагаемого самовольного объекта; действия, направленные на обеспечение добровольного вывоза собственником самовольного объекта; установление лица, осуществившего возведение самовольного объекта; демонтаж, перемещение, хранение и возврат собственнику самовольного объекта; учет самовольных объектов.

Раздел 2 Регламента определяет последовательность действий при осуществлении муниципальной функции, в число которых входит выявление предполагаемого Самовольного объекта (далее - Процедура выявления).

Так, плановые процедуры выявления организуются и проводятся Рабочими группами, созданными администрациями районов города Нижнего Новгорода.

Заместитель главы администрации района, отвечающий за создание условий для развития услуг торговли (далее - Заместитель главы администрации района), в течение десяти рабочих дней с даты утверждения Регламента, в отношении Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города в 2011 - 2012 годах, и до 10 декабря каждого    года, организует подготовку и предоставление на утверждение главе администрации района проектов следующих организационных и планирующих документов: распоряжение главы администрации района об утверждении состава Рабочей группы по проведению Процедуры выявления предполагаемых Самовольных объектов на территории района (далее - Распоряжение об утверждении состава Рабочей группы района); график проведения Плановых процедур выявления предполагаемых Самовольных объектов на календарный год.

Заместитель главы администрации района при разработке Распоряжения об утверждении состава Рабочей группы района и Графика проведения Плановых процедур выявления руководствуется следующими критериями: в состав Рабочей группы по проведению Процедуры выявления предполагаемых Самовольных объектов на территории района (далее - Рабочая группа района) включаются следующие должностные лица: заместитель главы администрации района, должностное лицо администрации района, а также, по согласованию, члены Рабочей группы района: должностные лица управления административно-технического контроля администрации города Нижнего Новгорода, МКУ «УМСиП», надзорных, контролирующих и правоохранительных органов; заместитель главы администрации района является председателем Рабочей группы района; должностное лицо администрации района является секретарем Рабочей группы района; график проведения Плановых процедур выявления составляется на календарный год и предусматривает ежеквартальное обследование всей территории района города.

Рабочая группа района проводит Процедуру выявления в день, указанный в Графике проведения Плановых процедур выявления.

В день и на месте обнаружения предполагаемого Самовольного объекта членами Рабочей группы района совершаются в том числе следующие действия: секретарь Рабочей группы района составляет Акт выявления предполагаемого Самовольного объекта на территории города по форме

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2014 по делу n А43-8509/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также