Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2016 по делу n А43-13368/2015. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

г. Владимир                                              

                                                                       

18 января 2016 года                                               Дело № А43-13368/2015

Резолютивная часть постановления объявлена  11.01.2016.

Постановление в полном объеме изготовлено   18.01.2016.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Захаровой Т.А.,

судей Смирновой И.А., Рубис Е.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сырф К.Г.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Нижегородской области

на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 24.09.2015  

по делу № А43-13368/2015,

принятое судьей Чепурных М.Г.

по заявлению автономной некоммерческой организации «Агентство по развитию системы гарантий для субъектов малого предпринимательства Нижегородской области» (603006, г. Нижний Новгород, ул. Горького, д. 117, офис 1307; ИНН 5260248556, ОГРН 10952000000884) о признании недействительным представления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Нижегородской области от 18.05.2015 № 32-02-01-04/2231,

при участии в судебном заседании представителей:

автономной некоммерческой организации «Агентство по развитию системы гарантий для субъектов малого предпринимательства Нижегородской области» - Даниловой О.С. по доверенности от 01.07.2015 сроком действия до 30.06.2018;

и установил:

автономная некоммерческая организация «Агентство по развитию системы гарантий для субъектов малого предпринимательства Нижегородской области» (далее – АНО «Агентство по развитию системы гарантий для субъектов малого предпринимательства Нижегородской области», некоммерческая организация, Агентство) обратилась в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании недействительным представления  Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Нижегородской области (далее – ТУ Росфиннадзора, надзорный орган) от 18.05.2015 № 32-02-01-04/2231.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области (далее - Министерство), Федеральное агентство по делам молодежи.

Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 24.09.2015  заявленные требования удовлетворены и представление ТУ Росфиннадзора от 18.05.2015 № 32-02-01-04/2231 признано недействительным.

Не согласившись с принятым судебным актом, ТУ Росфиннадзора обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.

В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального и процессуального права.

По мнению надзорного органа, является неверным вывод арбитражного суда первой инстанции о том, что деятельность Агентства не подлежит регулированию приказом Минэкономразвития от 01.07.2014 № 411, а также о том, что некоммерческая организация не является объектом контроля как получателя субсидии из федерального бюджета.

В отзыве на апелляционную жалобу АНО «Агентство по развитию системы гарантий для субъектов малого предпринимательства Нижегородской области» указывает на законность обжалуемого судебного акта, просит оставить его без изменения.

В судебном заседании представители Агентства поддержал доводы отзыва на апелляционную жалобу.

ТУ Росфиннадзора, Министерство и Федеральное агентство по делам молодежи о дате, времени и месте судебного заседания, извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации на сайте Первого арбитражного апелляционного суда, представителей в судебное заседание не направили.

В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле.

Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

Установлено по делу, что в период с 16.03.2015 по 15.04.2015 на основании приказа временно исполняющего обязанности руководителя от 13.03.2015 № 54 уполномоченные должностные лица ТУ Росфиннадзора провели плановую выездную проверку использования АНО «Агентство по развитию системы гарантий для субъектов малого предпринимательства Нижегородской области» в 2014 году средств федерального бюджета на реализацию подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства» государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика».

По окончании проверки надзорный орган пришел к заключению о нарушении Агентством бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

Результаты проверки зафиксированы в акте от 15.04.2015.

По окончании проверки надзорный орган выдал АНО «Агентство по развитию системы гарантий для субъектов малого предпринимательства Нижегородской области» представление от 18.05.2015 № 32-02-01-04/2231, которым обязал рассмотреть информацию об указанных в представлении нарушениях бюджетного законодательства и в срок до 25.06.2015 принять меры по их устранению.

Посчитав такое представление надзорного органа не соответствующим  нормам действующего законодательства и нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Агентство обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Удовлетворяя заявленное требований, Арбитражный суд Нижегородской области руководствовался статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 166.2, 265, 266.1, 284 Бюджетного кодекса Российской Федерации, частью 1 статьи 19.5 Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, постановлениями Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1092, от 28.07.2014 № 495, приказом Министерства финансов Российской Федерации от 20.03.2014 № 18н, приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.07.2014 № 411 и исходил из того, что надзорный орган не доказал законность и обоснованность оспариваемого представления.

Проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены или изменения судебного акта ввиду следующего.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания  ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий:

-несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;

-нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно статье 268 Бюджетного кодекса Российской Федера­ции Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, включая использование предоставляемых из указанных бюджетов субвенций, межбюджетных субсидий, иных субсидий и бюджетных кредитов.

Согласно Положению о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2004 № 278, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, которому в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности предоставлено право направлять в проверенные организации обязательные для рассмотрения представления или обязательные для исполнения предписания по устранению выявленных нарушений.

Согласно статье 270.2 Бюджетного кодекса  Российской Федерации в случаях установления нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, органами государственного (муниципального) финансового контроля составляются представления и (или) предписания.

Статья 2 Бюджетного кодекса Российской Федерации определяет, что бюджетное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете, федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов, муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах (далее - закон (решение) о бюджете), иных федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований, регулирующих правоотношения, указанные в статье 1 настоящего Кодекса.

Согласно статье 3 Бюджетного кодекса  Российской Федерации Президент Российской Федерации издает указы, регулирующие бюджетные правоотношения, указанные в пункте 1 статьи 1 настоящего Кодекса. Указы Президента Российской Федерации не могут противоречить настоящему Кодексу и федеральным законам, указанным в статье 2 настоящего Кодекса.

На основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, указанных в статье 2 настоящего Кодекса, указов Президента Российской Федерации, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, Правительство Российской Федерации принимает нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, предусмотренные статьей 1 настоящего Кодекса.

Федеральные органы исполнительной власти принимают акты, регулирующие бюджетные правоотношения, предусмотренные статьей 1 настоящего Кодекса, в случаях и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, федеральными законами, указанными в статье 2 настоящего Кодекса, и актами, указанными в пунктах 1 и 2 настоящей статьи.

Под представлением Бюджетный кодекс понимает документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать обязательную для рассмотрения в установленные в нем сроки или, если срок не указан, в течение 30 дней со дня его получения информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и требования о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений.

Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства (часть 1 статьи 19.5).

В силу статьи 166.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации ТУ Росфиннадзора в Нижегородской области обладает полномочиями, установленными Бюджетным кодексом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации.

В соответствии с частью 3 статьи 265, частью 2 статьи 266.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ТУ Росфиннадзора в Нижегородской области осуществляет полномочия по внутреннему государственному финансовому контролю в сфере бюджетных правоотношений; осуществляет контроль за использованием средств федерального бюджета, а также межбюджетных трансфертов и бюджетных кредитов, предоставленных из федерального бюджета.

Постановлением

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2016 по делу n А79-5631/2015. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также