Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2012 по делу n А09-9053/2011. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

300041,  г. Тула,  ул. Староникитская,  д.1, [email protected]

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город  Тула

26 марта 2012 года

                                       Дело № А09-9053/2011

Резолютивная часть постановления объявлена 23 марта 2012 года

Постановление изготовлено в полном объеме 26 марта 2012 года

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи  Полынкиной Н.А.,

судей                                            Игнашиной Г.Д., Тиминской О.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи              Гуленковой И.А.,

при участии в судебном заседании: 

от Советской районной администрации города Брянска (241000, г. Брянск, пл. К. Маркса, д. 10, ОГРН 1023202741759, ИНН 3234012303): Солдатов А.А. – представитель по доверенности от 16.01.2012 № 24-п, Афонина О.В. – представитель по доверенности от 16.01.2012 № 23-п,

от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Брянской области (241019, г. Брянск, ул. Осоавиахима, д. 3г, ОГРН 1043244011271, ИНН 3250056001): Васекина С.А. – представитель по доверенности от 11.01.2012 № 1, Рачиков С.В. – представитель по доверенности от 22.03.2012 № 554,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Советской районной администрации города  Брянска на решение Арбитражного суда Брянской от 01 февраля 2012 года по делу № А09-9053/2011 (судья Петрунина С.М.),

                                                     установил:

 

Советская районная администрация города Брянска (далее – администрация) обратилась в Арбитражный суд Брянской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Брянской области (далее – Управление Росприроднадзора по Брянской области, Управление) о признании незаконным и отмене постановления № 290 от 24.11.2011 о назначении административного наказания, предусмотренного ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.

Решением Арбитражного суда Брянской области от 01.02.2012 заявленные требования оставлены без удовлетворения.

Советская районная администрация города Брянска, не согласившись с указанным решением, обратилась в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. При этом заявитель жалобы указывает, что администрация не является субъектом административного правонарушения. Также заявитель жалобы указывает, что в нарушение ст. 27.10 КоАП РФ Управлением протоколы о взятии проб не составлялись, акты отбора проб составлены в отсутствие понятых и лица, в отношении которого велось производство по делу об административном правонарушении. Кроме того, на момент вынесения постановления административным органом несанкционированная свалка отходов ликвидирована, что подтверждается постановлением от 24.11.2011 № 290.       

Законность и обоснованность решения от 01.02.2012 прове­рены в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ. При этом оснований для его отмены, предусмотренных ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции  не установлено.

Как следует из материалов дела, 27.09.2011 Управлением Росприроднадзора по Брянской области, на основании приказа от 26.09.2011 № 147, была проведена рейдовая проверка, по результатам которой установлено, что по обе стороны дороги от дома 37-а по улице Карачижской г. Брянска в направление р. Десна имеется несанкционированное место складирования отходов производства и потребления (свалка). Состав отходов неоднороден и представлен строительным мусором, стеклянными и пластиковыми бутылками, отходами упаковочной бумаги и картона, автомобильными покрышками, пищевыми отходами, консервными банками, деревянной упаковкой, отходами целлофана, пленки, обрезками (сучьями) деревьев. Площадь несанкционированного места складирования отходов производства и потребления (свалки) 4876 кв. м.

Управлением 28.09.2011 вынесено определение № 290 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, в ходе проведения которого установлено, что несанкционированное место складирования отходов производства и потребления находится на территории Советского административного района г. Брянска на землях населенных пунктов.

На запрос Управления от 14.10.2011 № 2584 Советская районная администрация г. Брянска в письме от 19.10.2011 № 2-2503 сообщила, что территория по ул. Карачижской, 37-а, 63 не закреплена за юридическими и физическими лицами.

В ходе административного расследования Брянским филиалом ФГУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Центральному федеральному округу» проведен химический анализ проб загрязненных почв, согласно которому в результате антропогенной деятельности, связанной с нахождением на почве и почвенном слое отходов производства и потребления, произошла порча земель, то есть загрязнение и ухудшение их качества. Как следует из протокола результатов количественного химического анализа почв № 119 от 30.09.2011, на момент отбора проб  содержание фосфора  (Р2О5)  в почве на участке № 1 (место несанкционированного захоронения в почве и почвенном покрове отходов производства и потребления) в пробе (глубина взятия 0-20 см) составляет 2276 мг/кг, цинка (подвижная форма) - 119,9 мг/кг, серы вал- 350 мг/кг. Согласно протоколу результатов количественного химического  анализа почв № 120 от 30.09.2011, на момент отбора проб содержание фосфора (Р2О5) в почве на участке № 2 (место несанкционированного захоронения в почве и почвенном покрове отходов производства и потребления (свалки)) в пробе (глубина взятия 0-20 см) составляет 532 мг/кг, цинка -26,7 мг/кг, серы вал -                     318 мг/кг. На участке фоновой пробы (место отбора находится вокруг участков № 1, № 2), согласно протоколу результатов количественного химического анализа почв № 121 от 30.09.2011, на момент отбора проб содержание серы в почве в пробе (глубина взятия 0-20 см) составляет 246 мг/кг, фосфора - 200 мг/кг, цинка - 95,8 мг/кг.

На основании указанных обстоятельств Управлением 18.11.2011 составлен протокол об административном правонарушении № 290.

Управлением Росприроднадзора по Брянской области 24.11.2011 было вынесено постановление № 290 о привлечении Советской районной администрации города Брянска к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание в виде штрафа в размере 30 000 рублей.

Полагая, что постановление от 24.11.2011 № 290 является незаконным, администрация обратилась в Арбитражный суд Брянской области с заявлением об отмене названного постановления.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.

В силу ч.2 ст. 8.6 КоАП РФ  уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Частью 1 статьи 13 ЗК РФ определен перечень мероприятий по охране земель, обязанность проведения которых возложена на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, в числе которых указано сохранение почв и их плодородия.

В соответствии со статьей 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны не допускать загрязнение захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.

Согласно приложению №1 к Инструкции по организации и осуществлению государственного контроля за использованием и охраной земель органами Минприроды РФ от 25 мая 1994 года № 160 под порчей и уничтожением плодородного слоя почвы понимается частичное или полное его разрушение в результате умышленных или неосторожных действий, а также вследствие непринятия мер по предотвращению негативных последствий, вызванных антропогенными и природными факторами. Порча земель характеризуется утратой плодородного слоя почвы или ухудшением его физических и биологических свойств, а также снижением природно-хозяйственной ценности земель.

По результатам проведенных лабораторных исследований обнаружены превышения предельно допустимых концентраций по содержанию фосфора, цинка и серы в пробе почвы участка № 1 соответственно в 11.4, 5.2 и 2.2 раза и в пробе почвы участка № 2 – 2.7, 1.2 и 2.0 раза согласно гигиенических нормативов ГН 2.1.72041-06 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в почве», утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 19.01.2006. На участке фоновой пробы отмечено превышение цинка в 4.2 раза и серы в 1.5 раза.

Таким образом, размещение отходов производства и потребления, относящихся к отходам 4-5 классов опасности по классификации Федерального классификационного каталога отходов, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов России от 02.12.2002 № 786, на необорудованной территории и в непредусмотренных для этих целей местах, привело к порче земель данной территории и в дальнейшем может привести к порче прилегающих земель.

Факт совершения Советской районной администрацией города Брянска вышеуказанного административного правонарушения подтверждается совокупностью имеющихся в деле доказательств: протоколами результатов количественного химического анализа почв от 30.09.2011 № 119, № 120,              № 121, протоколом № 290 от 18.11.2011 об административном правонарушении.

Довод апелляционной жалобы о том, что администрация не является субъектом административного правонарушения, не может быть принят во внимание в силу следующего.

Материалами дела подтверждается, что территория по                                  ул. Карачижской, 37-а, 63 не закреплена за юридическими и физическими лицами.

Частью 3 пунктом 3.8. Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории города Брянска от 28.06.2006 № 460 определено, что уборку незакрепленных территорий города Брянска, а также территорий, прилегающих к водным объектам, организуют районные администрации города Брянска не менее чем один раз в десять дней.

Согласно части 2 пункта 2.13 подпункта 2.13.1 Правил обращения с отходами производства и потребления на территории города Брянска от 28.10.2009 № 170 районные администрации города Брянска несут ответственность за организацию непрерывного функционирования городской системы по организации деятельности в области обращения с отходами; осуществляют проведение организационных мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок отходов, образованных на территории районов города Брянска; проводят разъяснительную работу с гражданами, председателями уличных комитетов, гаражных и садоводческих обществ, руководителями организаций, обеспечивающих эксплуатацию многоквартирных домов, руководителями предприятий и учреждений, расположенных на территории районов города Брянска, о порядке сбора и вывоза отходов на территории города Брянска.

В силу п. 14 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Положения о Советской районной администрации г. Брянска, утвержденного решением Брянского городского Совета народных депутатов от 31.10.2007 № 816 на Советскую районную администрацию г. Брянска возложена обязанность по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Таким образом, ответственность за уборку незакрепленных территорий города Брянска, проведение организационных мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок отходов, образованных на территории Советского района города Брянска, возложена на Советскую районную администрацию города Брянска. 

Неисполнение администрацией вышеуказанной обязанности нарушило гарантированное ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» право граждан на благоприятную природную среду и создало опасность для населения.

Довод апелляционной жалобы о том, что в нарушение ст. 27.10 КоАП РФ Управлением протоколы о взятии проб не составлялись, акты отбора проб составлены в отсутствие понятых и лица, в отношении которого велось производство по делу об административном правонарушении, не может быть принят во внимание в силу следующего.

В апелляционной жалобе заявитель ссылается на ст. 26.5 КоАП РФ, в соответствии с которой должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, вправе брать образцы почерка, пробы и образцы товаров и иных предметов, необходимые для проведения экспертизы. В случае необходимости при взятии проб и образцов применяются фото- и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств. О взятии проб и образцов составляется протокол, предусмотренный статьей 27.10 настоящего Кодекса.

Между тем, как следует из материалов дела, Управление Росприроднадзора по Брянской области не производило отбор проб и образцов. Для указанной цели административным органом было привлечено ФБУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Центральному Федеральному округу» филиал «ЦЛАТИ» по Брянской области, которое является аккредитованной лабораторией и которое осуществляет отбор проб почвы и отходов. Данной лабораторией 27.09.2011 производился отбор проб почв для определения степени загрязнения, что подтверждается актом отбора проб почв от 27.09.2011 № 10. По результатам количественного химического анализа были составлены протоколы № 119, № 120, № 121 от 30.09.2011, согласно которым обнаружены превышения предельно допустимых концентраций по содержанию фосфора, цинка и серы в пробе почвы участка № 1 соответственно в 11.4, 5.2 и 2.2 раза и в пробе почвы участка № 2 – 2.7, 1.2 и 2.0 раза

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2012 по делу n А23-4119/2011. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также