Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2012 по делу n А68-12857/11. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 300041,  г. Тула,  ул. Староникитская,  д.1

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

г. Тула                                                                         

30 мая 2012 года                                                                                        Дело № А68-12857/11

Резолютивная часть постановления объявлена 24 мая 2012 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 30 мая 2012 года.

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Тучковой О.Г., судей Полынкиной Н.А., Игнашиной Г.Д., при ведении протокола судебного заседания  секретарем Орловой Е.А., рассмотрел апелляционную жалобу  Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской области на решение Арбитражного суда Тульской области от 01 марта 2012 года по делу № А68-12857/11 (судья Рыжикова Н.А.).

В судебном заседании приняли участие представители:

от заявителя – Садыков Р.Э. (доверенность от 20.01.2012).

Ответчик, третьи лица в судебное заседание своих представителей не направили, извещены надлежаще, в связи с этим апелляционная жалоба рассмотрена в порядке              ст. ст. 266, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их отсутствие.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителя заявителя, Двадцатый арбитражный апелляционный суд установил следующее.

Индивидуальный предприниматель Иванов Д.Ю. (далее – заявитель, Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Тульской области с заявлением о признании незаконным бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской области (далее – ответчик, Управление, ТУ Росимущества в ТО), выразившегося в непринятии    в   установленный   законом    срок   решения    о   предоставлении    на   праве собственности земельного участка с кадастровым номером 71:30:030906:41, расположенного: установлено относительно ориентира (нежилое здание), расположенного в границах участка, адрес ориентира: г. Тула, Пролетарский район, Веневское шоссе, д. 4, корпус 21, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для закрепления фактически занимаемой территории завода, площадью 11 813 кв.м, кадастровая стоимость 11 707 628,04 руб.; обязании ТУ Росимущества в ТО принять решение в предоставлении Иванову Д.Ю. земельного участка с кадастровым номером 71:30:030906:41, расположенного: установлено относительно ориентира (нежилое здание), расположенного в границах участка, адрес ориентира: г. Тула, Пролетарский район, Веневское шоссе, д. 4, корпус 21, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для закрепления фактически занимаемой территории завода, площадью 11 813 кв.м, кадастровая стоимость 11 707 628,04 руб., в собственность на условиях договора купли-продажи.

Решением Арбитражного суда Тульской области от 01 марта 2012 года заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с указанным судебным актом, Управление подало апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. Ссылается на отсутствие полномочий у ТУ Росимущества в ТО по принятию решения о предоставлении в собственность земельного участка.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной  жалобе, выступлении заявителя, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, в собственности ИП Иванова Д.Ю. находятся котельная цеха 10, площадью 5959,5 кв.м (свидетельство о государственной регистрации права от 09.06.2011 71АГ № 350940), склад, площадью 116,7 кв.м (свидетельство о государственной регистрации права от 09.06.2011 71АГ № 350939), трансформаторная подстанция, площадью 76,8 кв.м (свидетельство о государственной регистрации права от 09.06.2011 71-АГ № 350938), труба с фундаментом под оттяжки, площадью 9,1 кв.м (свидетельство о государственной регистрации права от 09.06.2011 71-АГ № 350936), труба площадью 56,8 кв.м (свидетельство о государственной регистрации права от 09.06.2011 71-АГ № 350937).

Вышеперечисленные объекты расположены на земельном участке с кадастровым номером 71:30:030906:41, расположенном: установлено относительно ориентира (нежилое здание), расположенного в границах участка, адрес ориентира: г. Тула, Пролетарский район, Веневское шоссе, д. 4, корпус 21, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для закрепления фактически занимаемой территории завода, площадью 11 813 кв.м, кадастровая стоимость                         11 707 628,04 руб.

Указанный земельный участок образован на основании распоряжения                                  ТУ Росимущества в ТО от 16.12.2008 № 540-р «О разделе земельного участка с кадастровым номером 71:30:030906:38», которым утвержден раздел земельного участка с кадастровым номером 71:30:030906:38, площадью 698 613 кв.м, находящегося по адресу: г. Тула, Веневское шоссе, д. 4 и принадлежащего ФГУП «Машзавод «Штамп» на праве постоянного (бессрочного) пользования, на земельные участки с кадастровыми номерами с 71:30:030906:39 по 71:30:030906:51.

В соответствии со свидетельством о государственной регистрации от 17.11.2008                № 71АВ № 184102 земельный участок с кадастровым номером 71:30:030906:38 принадлежал на праве собственности Российской Федерации, закреплен за ФГУП «Машиностроительный завод «Штамп» на праве бессрочного (постоянного) пользования согласно свидетельству о праве бессрочного (постоянного) пользования землей от 29.01.1993 № 1954, выданному Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству                г. Тулы.

В ходе мероприятий по подготовке приватизации ФГУП «Машзавод «Штамп» принято решение о разделе принадлежащего заводу земельного участка и образовании земельных участков под объектами недвижимости, право собственности на которые перешло третьим лицам. В соответствии с этим земельный участок с кадастровым номером 71:30:030906:41, площадью 11813 кв. м, сформирован под объектами недвижимого имущества, принадлежащими ИП Иванову Д.Ю. на праве собственности.

ИП Иванов Д.Ю. обратился в ТУ Росимущества в ТО с заявлением от 07.11.2011 о приобретении права собственности на земельный участок с кадастровым номером 71:30:030906:41, расположенный: установлено относительно ориентира (нежилое здание), расположенного в границах участка, адрес ориентира: г. Тула, Пролетарский район, Веневское шоссе, д. 4, корпус 21, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для закрепления фактически занимаемой территории завода, площадью 11813 кв.м, кадастровой стоимостью 11 707 628,04 руб.  ИП Ивановым Д.Ю.  к заявлению были приложены все необходимые  документы.

Решение по заявлению ИП Иванова Д.Ю. о предоставлении ему земельного участка с кадастровым номером 71:30:030906:41 Управлением вынесено не было, в связи с чем Предприниматель обратился в суд с заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования ИП Иванова Д.Ю., суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.

В соответствии  с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых   актов,    незаконными   решений   и   действий   (бездействия)   органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно п. 3 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ                                «О приватизации государственного и муниципального имущества» собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом. Отказ в выкупе земельного участка или предоставлении его в аренду не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Кодексом.

Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Кодексом, федеральными законами.

Согласно п. 5 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в данной статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта и документов, перечень которых утвержден приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 № 475 и является исчерпывающим.

Пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 статьи 36 Кодекса заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности; в месячный срок с даты принятия такого решения осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

Пунктом 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации, осуществляет Российская Федерация.

Как разъяснено в пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24.03.2005  № 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.

Суд первой инстанции, исследовав представленные в материалы дела доказательства и доводы сторон, пришел к правильному выводу о том, что Предприниматель как собственник объекта недвижимости, имеющий исключительное право на выкуп спорного земельного участка, выполнил требования пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации и представил в Управление Росимущества полный пакет документов, предусмотренный Приказом № 475, а Управление Росимущества было обязано по правилам пункта 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации принять решение о предоставлении испрашиваемого участка в собственность по заявлению Предпринимателя и направить в его адрес проект договора купли-продажи этого участка.

Апелляционная инстанция считает обоснованным вывод суда о нарушении указанным бездействием прав и законных интересов Предпринимателя, связанных с реализацией им исключительного права на выкуп земельного участка, занятого объектом недвижимости.

Апелляционным судом отклоняется довод жалобы о том, что Управление не вправе самостоятельно принять решение о продаже предпринимателю спорного земельного участка.

В соответствии с п. 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом.

При этом Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организация (п. 4 Положения от 05.06.2008 № 432).

 Согласно п.п. 4.1 и 4.6 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской области, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 27.02.2009 № 49, ТУ Росимущества в ТО осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, и иного федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества, в случаях, когда реализация указанных полномочий непосредственно Территориальным управлением прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.

По смыслу подп. «ж» п. 4.8 Положения по поручению Росимущества осуществляется продажа земельных участков с торгов, то есть в порядке, предусмотренном ст. ст. 30, 38, 38.1 Земельного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, суд первой инстанции обоснованно отклонил ссылку Управления Росимущества на отсутствие у него полномочий по продаже земельных участков, находящихся в федеральной собственности, без поручения Росимущества. Проанализировав нормативные акты, регулирующие деятельность Росимущества и его территориальных органов, в том числе Типовое положение

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2012 по делу n А54-3607/2012. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК)  »
Читайте также