Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2012 по делу n А23-193/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

 

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ул. Староникитская, д.1,  г. Тула,  300041, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тула                                                                                 

31 мая 2012 года

Дело № А23-193/2012    

       Резолютивная часть постановления объявлена 24 мая 2012 года.

       Постановление изготовлено в полном объеме 31 мая 2012 года.

       Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Тимашковой Е.Н., судей Тиминской О.А., Еремичевой Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коротковой Д.И., рассмотрел апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в городе Калуге на решение Арбитражного суда Калужской области от 28 марта 2012 года по делу № А23-193/2012 (судья Ефимова Г.В.).

         В судебном заседании приняли участие представители:

         от ГУ-УПФ РФ в городе Калуге – Белая С.Н. (доверенность № 1 от 10.01.2012), Голышева Г.Н. (доверенность № 95 от 10.05.2012),

         от ИП Чижова Л.В. – Сухов А.А. (доверенность от 08.02.2011).

         Изучив материалы дела, Двадцатый арбитражный апелляционный суд установил следующее.

        Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Калуге (248001, г. Калуга, ул. Суворова, д. 121, ОГРН 1024001180059, ИНН 4027052324) (далее – заявитель, Управление) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением к индивидуальному предпринимателю Чижову Леониду Валерьевичу (ОГРНИП 306402722200012) (далее – ответчик,  предприниматель) о взыскании суммы штрафа в размере 72 802,54 руб. за  непредставление  в  установленный  срок  сведений, необходимых для осуществления индивидуального  (персонифицированного)  учета  в  системе обязательного пенсионного страхования, за 2-е полугодие 2010 года.

        Решением Арбитражного суда Калужской области от 28.03.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с судебным актом, Управление подало апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права и  неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.

Суд апелляционной инстанции, заслушав пояснения представителей сторон, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, полагает, что обжалуемое решение не подлежит отмене по следующим основаниям.

Как усматривается из материалов дела, Чижов Леонид Валерьевич  зарегистрирован  в качестве индивидуального предпринимателя  10.08.2006  за основным государственным регистрационным номером 306402722200012, а также зарегистрирован в качестве страхователя в Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Калуге Калужской области за номером 050-024-022003.

Управлением проведена проверка своевременности представления  ответчиком сведений персонифицированного учета, по результатам которой составлен акт от 06.07.2011 № 1328 об обнаружении фактов, свидетельствующих  о  нарушениях  законодательства  об  индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного  страхования. 

По результатам рассмотрения акта от 06.07.2011 № 1328 начальником УПФР в          г. Калуге вынесено решение от 10.08.2011 № 1328 о привлечении  страхователя к ответственности за нарушение законодательства об  обязательном пенсионном страховании в виде взыскания штрафа в размере 72 802,54 руб. 

На основании принятого решения заявитель направил в адрес ИП Чижова Л.В. требование от 04.09.2011 № 1328 об уплате финансовой  санкции в  Пенсионный  фонд  Российской Федерации за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в добровольном порядке в  срок до 20.09.2011. 

Ответчик в установленный срок требование не исполнил, что послужило основанием для обращения УПФР в г. Калуге в арбитражный  суд  с заявлением.

Рассматривая дело по существу и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

В соответствии с абзацем 3 статьи 1 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного  пенсионного  страхования»  (в  ред.  Федерального  закона  от 24.07.2009  № 213-ФЗ),  пунктом  1  статьи  14  Федерального  закона  от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации,  Фонд  социального  страхования  Российской  Федерации,  Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды  обязательного  медицинского  страхования»  (вступил в силу с 01.01.2010) физические лица, самостоятельно  уплачивающие страховые взносы, –   индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы,  занимающиеся  частной  практикой,  и  иные  категории  граждан уплачивают страховые взносы  на  обязательное  пенсионное страхование в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, в порядке, установленном  Федеральным  законом  «О  страховых  взносах  в  Пенсионный фонд  Российской  Федерации, Фонд  социального  страхования  Российской Федерации, Федеральный фонд  обязательного  медицинского  страхования  и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».

В  силу  абзаца  3  пункта  1  и  пункта  2  статьи  8 Федерального  закона  от 01.04.1996 № 27-ФЗ физические лица,  самостоятельно уплачивающие страховые взносы, сами представляют сведения о себе в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту своей регистрации в качестве страхователей. Контроль  за достоверностью сведений о стаже и  заработке,  представляемых  страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно  уплачивающими страховые взносы, осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации. Сведения, предусмотренные пунктом 2 статьи 6 настоящего Федерального закона, представляются в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с утверждаемыми им в установленном порядке формами документов и инструкциями. Указанные сведения могут представляться как в виде документов в письменной форме, так и в  электронной форме  (на магнитных носителях или с использованием  информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг) при наличии гарантий их достоверности и защиты от несанкционированного доступа и искажений.

Пунктами 1, 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ предусмотрено, что страхователи  представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации   по  месту  их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже – на основании приказов и других документов по учету кадров, не позднее 15 числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом. 

Индивидуальные сведения представляются страхователями в письменной или электронной форме в соответствии с Инструкцией о  порядке ведения индивидуального  (персонифицированного)  учета  сведений  о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 № 987н, и Инструкцией о формах документов  индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного  пенсионного страхования и их заполнении, утвержденной  постановлением  Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 31.07.2006 № 192п.

Абзацем 3 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ предусмотрена ответственность страхователей за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений  в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в  Пенсионный фонд Российской Федерации. При этом взыскание указанной  суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.

Таким образом, указанная норма права предусматривает два состава правонарушения: несвоевременное представление сведений и  представление неполных и (или) недостоверных сведений.

Как усматривается из материалов дела, в акте от 06.07.2011 № 1328, составленном по результатам проверки, отражено, что ИП Чижовым Л.В. в Управление представлены недостоверные сведения.

В то же время из решения от 10.08.2011 № 1328 следует, что предпринимателю вменено нарушение срока представления сведений,  необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета.

Судом установлено, что ИП Чижов Л.В. 15.02.2011 представил по телекоммуникационным каналам связи сведения о застрахованных лицах.       

В тот же день (15.02.2011) Управлением в адрес ответчика было  направлено уведомление об ошибках и расхождениях с приложением  журнала  ошибок,  согласно которому ошибки  необходимо  было  устранить  и представить  исправленные документы в УПФР в г. Калуге в срок до 01.03.2011.

Указанное уведомление об ошибках было получено ИП Чижовым Л.В. 17.02.2011. 

Уточненные данные о застрахованных лицах были направлены предпринимателем по телекоммуникационным каналам связи  03.03.2011.

Впоследствии 25.03.2011 ИП Чижовым Л.В.  по  телекоммуникационным  каналам связи от Управления был получен журнал ошибок без уведомления  об ошибках и расхождениях, в котором не был указан срок для устранения ошибки.

Уточненные сведения были получены УПФР в городе Калуге 20.05.2011.

Таким образом, материалами дела подтверждено и УПФР в городе Калуге не оспаривается, что первоначально сведения,  необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, представлены предпринимателем в Управление в установленный законом срок.

Тот факт, что представленные индивидуальные сведения неоднократно возвращались страхователю ввиду наличия в них ошибок и фактически были приняты только 20.05.2011, не имеет правового значения для привлечения к ответственности за нарушение срока представления указанных сведений.

При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о том, что                           ИП  Чижов Л.В.  своевременно  исполнил  свою  обязанность,  представив  15.02.2011 в Пенсионный фонд сведения о застрахованных лицах за 2 полугодие 2010 года, является правильным.

        Довод апелляционной жалобы о том, что предпринимателем были нарушены сроки подачи сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательно пенсионного страхования, поскольку они считаются представленными только 20.05.2011, не может быть принят во внимание судом.

        В обоснование своей позиции заявитель ссылается на то, что сроки представления сведений были нарушены ИП Чижовым Л.В. в результате направления по телекоммуникационным каналам связи данных, содержащих неточности, что привело к тому, что Управление не приняло указанные данные и посчитало их неподанными.

Действительно, Федеральный закон № 27-ФЗ возлагает на страхователя обязанность представить сведения индивидуального (персонифицированного) учета.

При этом закон не дает органу пенсионного фонда возможности отказать в принятии указанных сведений. В случае, если эти сведения содержат недостоверную информацию либо ошибки, которые не свидетельствуют о недостоверности сведений, к страхователю могут быть применены соответствующие предусмотренные законом правовые последствия, в числе  которых не числятся отказ в принятии сведений либо принятие решения о  том,  что  сведения  являются непредставленными.

Представление недостоверных сведений, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, образует другой состав правонарушения.

Однако, как следует из решения от 10.08.2011 № 1328, ИП Чижов Л.В. к ответственности за такое нарушение не привлекался.

За представление сведений, в которых имеются недочеты, ошибки, опечатки, которые  не  являются  недостоверными  сведениями,  законом  не  предусмотрена ответственность. В таком случае ошибки подлежат  исправлению  в  следующем порядке.

Согласно пункту 34 Инструкции № 987н в  случае  обнаружения  ошибок,   представленных в территориальный орган фонда, формах документов индивидуального (персонифицированного) учета страхователь в  двухнедельный срок со дня обнаружения ошибок представляет исправленные формы документов индивидуального (персонифицированного) учета в территориальный орган фонда и выдает застрахованному лицу копию уточненных индивидуальных сведений.

Пункт 41 этой Инструкции устанавливает, что при обнаружении несоответствия между представленными индивидуальными  сведениями  и результатами проверки территориальный орган фонда направляет страхователю уведомление об устранении имеющихся расхождений. Страхователь в двухнедельный срок после получения уведомления территориального органа фонда об  устранении  имеющихся  расхождений  представляет  в  территориальный  орган фонда уточненные данные.

Если страхователь в установленный срок не устранил имеющиеся расхождения, территориальный орган фонда принимает решение о корректировке индивидуальных сведений и уточнении лицевых счетов  застрахованных лиц и не позднее 7 дней со дня принятия такого решения сообщает об этом страхователю и застрахованным лицам.

  При таких обстоятельствах, с учетом изложенного и отсутствия уведомления со стороны Управления о необходимости уточнения предоставленных данных, ИП Чижов Л.В. правомерно предположил, что УПФР в городе Калуге принято решение о корректировке индивидуальных сведений и уточнении лицевых счетов застрахованных лиц, в связи с чем предоставление уточненных данных не требуется. Однако в установленный семидневный срок Чижов Л.В. не был уведомлен о принятии решения о корректировке индивидуальных сведений и уточнении лицевых счетов застрахованных лиц и посчитал необходимым дополнительно направить  уточненные сведения 17.05.2011.

    Таким образом, со стороны Чижова Л.В. не было допущено нарушения сроков представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

          Также не может быть принят во внимание довод жалобы о том, что файлы, которые содержат       ошибки,       считаются       сформированными      с        нарушением установленного      формата, что, в свою очередь, является основанием для отказа в приеме такого файла.

   Пунктом 6 приказа Минздравсоцразвития РФ от 27.11.2009 № 926н                                    «О    порядке      формирования,     использования,      хранения,     приема    и передачи документов в электронной форме в Пенсионном

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2012 по делу n А23-505/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также