Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.06.2012 по делу n А23-67/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

300041, г. Тула, ул. Староникитская, д. 1, [email protected]

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Тула

20 июня 2012 года

Дело № А23-67/2012

Резолютивная часть постановления объявлена   13 июня   2012 года.

Постановление изготовлено в полном объеме     20 июня  2012 года.

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего    Игнашиной Г.Д.,  судей Дорошковой  А.Г., Еремичевой Н.В.,  при ведении протокола  секретарем судебного заседания Косаревой Е.Н., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу  общества с ограниченной ответственностью «Логос» на решение Арбитражного суда Калужской области от 03.04.2012   по делу №  А23-67/2012 (судья Храпченков Ю.В.)

В заседании приняли участие представители:

от Министерства природных ресурсов, экологии и благоустройства Калужской области – Евстратов И.А. (доверенность № ВЖ-863-12 от 29.05.2012),

от ООО «Логос» – не явились, извещены надлежаще.

Изучив материалы дела, Двадцатый арбитражный апелляционный суд установил следующее.

Общество с ограниченной ответственностью «Логос» (далее – Общество, заявитель; Калужская обл., г. Людиново, ул. Крупской, д. 1а, ОГРН 1054002014945) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением к  Министерству природных ресурсов, экологии и благоустройства Калужской области   (далее – ответчик; г. Калуга, пл. Старый Торг, д. 2) об отмене постановления № 38 от 29.12.2011 по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым на заявителя наложен штраф в размере 100 000 руб. за совершение им правонарушения, предусмотренного                  ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Решением суда от 03  апреля  2012 года  в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятым решением, Общество обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт  в связи с отсутствием события  административного правонарушения, поскольку ООО «Логос» не осуществляет деятельность, связанную с обращением с отходами, обязанность составления паспорта на отходы  законом возложена на организацию, осуществляющую сбор и вывоз отходов с территории заявителя. Податель жалобы считает, что проверка в отношении него была проведена с грубым нарушением закона.

 Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, при этом исходит из следующего.

Как следует из материалов дела,  на основании приказа № 212-11 от 15.11.2011              (т. 1 л.д. 84-85) ответчиком была проведена плановая проверка по соблюдению законодательства в области охраны окружающей среды на 2011 год,  План утвержден приказом Министерства экологии и благоустройства Калужской области 14.12.2010         № 354-10 (т. 1 л.д. 89), который был согласован с прокуратурой.

В ходе проверки были выявлены нарушения  п. 1 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002   №  7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – ФЗ № 7-ФЗ), ст. 11 и п. 1 ст. 15 ФЗ от 24.07.1998 «Об отходах производства и потребления» (далее –  №  89-ФЗ), выразившиеся в том, что заявитель допустил к осуществлению деятельности по обращению с отходами 1-го – 4-го класса опасности работников, не имеющих профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами 1-го – 4-го класса опасности; в нарушение  п. 3 ст. 14 ФЗ № 89-ФЗ на отходы 1-го – 4-го класса опасности не был составлен паспорт на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности;     в нарушение п. 1 ст. 39 ФЗ    № 7-ФЗ, ст. 11 п. 1 ст. 19 ФЗ № 89-ФЗ не исполнялись обязанности по учету образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов;   в нарушение ст. 11 и п. 2       ст. 26  ФЗ № 89-ФЗ – не исполнялась обязанность по согласованию порядка осуществления производственного экологического контроля в области охраны окружающей среды и при обращении с отходами производства и потребления с уполномоченным органом исполнительной власти;     в нарушение ст. 11 п. 3 ст. 18 ФЗ       № 89-ФЗ, п. 3 и 5 Порядка представления и контроля отчетности об  образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности), утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16.02.2010 № 30,  не представлялись документы, подтверждающие представление в Управление Росприронадзора  по Калужской области отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов за 2010 год. 

Результаты проверки оформлены актом № 26/212-11/1 от 26.12.2011.

Министерством природных ресурсов, экологии и благоустройства Калужской области  в отношении Общества составлен протокол № 29/212-11/9 от 27.12.2011 об адмистративном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, и 29.12.2011 принято постановление № 38  о привлечении заявителя к ответственности по названной статье Кодекса в виде штрафа в размере 100000 рублей.

Не согласившись с данным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

Статьей 8.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Объектом данного правонарушения являются общественные отношения в области охраны окружающей среды от негативных антропогенных воздействий в результате обращения с опасной группой веществ, соединений, материалов, а также в области обеспечения экологической безопасности населения и территорий.

Объективная сторона данного правонарушения – действие или бездействие, состоящие в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении, в частности, с отходами потребления. Бездействием является  невыполнение лицом обязанностей, возложенных на него соответствующими требованиями (правилами).

Судом первой инстанции установлено, что в процессе  хозяйственной деятельности ООО «Логос» осуществляет   деятельность в области обращения с отходами производства и потребления 1-го – 4-го класса опасности, выражающуюся в накоплении отходов 4-го класса опасности (мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный), отходов 1-го класса опасности (ртутные лампы, люминисцентные  ртутьсодержащие трубки отработанные и брак).

В силу пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее –  Закон об охране окружающей среды) отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 39 указанного Федерального закона юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

В статье 1  Федерального закона от 24.06.1998  № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

Статья 11 Федерального закона от 24.06.1998   № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» устанавливает перечень требований к эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые должны соблюдать юридические лица и индивидуальные предприниматели: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования; внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения; проводить мониторинг состояния окружающей среды на территориях объектов размещения отходов; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами; соблюдать требования предупреждения аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации; в случае возникновения или угрозы аварий, связанных с обращением с отходами, которые наносят или могут нанести ущерб окружающей среде, здоровью или имуществу физических лиц либо имуществу юридических лиц, немедленно информировать об этом федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.

 Заявитель в апелляционной жалобе указывает на то, что обращение с отходами – это лицензируемый вид деятельности, то есть требующий специального разрешения, а ООО «Лотос» не является участником оборота отходов. Учитывая это обстоятельство, обязанность составления паспорта опасного отхода законом возложена на организацию, осуществляющую сбор и вывоз отходов с территории Общества, следовательно, оно не является субъектом  административного правонарушения.

Названные доводы являются несостоятельными. Часть 3 статьи 14 Федерального закона № 89-ФЗ предусматривает обязанность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, подтверждать отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2000 № 818 «О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов» Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации и его территориальные органы на основании представляемой в установленном порядке индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами, информации в указанной области,  проводят работу по паспортизации опасных отходов. Приказом МПР РФ от 02.12.2002 № 785 «Об утверждении паспорта опасного отхода» утверждена форма паспорта опасного отхода и инструкции по ее заполнению. Паспорт опасного отхода составляется и утверждается индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы, по согласованию с территориальным органом МПР России по соответствующему субъекту Российской Федерации. Порядок организации работы по паспортизации опасных отходов утвержден Приказом Ростехнадзора от 15.08.2007 № 570 «Об организации работы по паспортизации опасных отходов» и устанавливает процедуру подготовки обосновывающих материалов рассмотрения и принятия решения о паспортизации опасных отходов.

Как следует из материалов дела, в ходе проверки ООО «Логос» не были представлены разработанные и согласованные в установленном порядке паспорта на отходы I-IV класса опасности. Данное обстоятельство было подтверждено решением Людиновского районного суда Калужской области от 17 февраля 2012  года.

Согласно п. 4 ст. 18 Федерального закона № 89-ФЗ субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.

Порядок представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности) утвержден Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации № 30 от 16.02.2010.

В соответствии со ст. 26 Федерального закона № 89-ФЗ юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами. Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами определяют по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации                     (в соответствии с их компетенцией) юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами.

Согласно п. 1, 2 ст. 19 ФЗ № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами – федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

То обстоятельство, что заявитель не является специализированной организацией, осуществляющей деятельность в области обращения с отходами, не свидетельствует об отсутствии у него обязанности по соблюдению требований, предусмотренных ФЗ №

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.06.2012 по делу n А23-342/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также