Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2012 по делу n А62-3191/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

 

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г.Тула, 300041, тел.: (4872)36-32-71, факс (4872)36-20-09

e-mail: [email protected], сайт: http://20aas.arbitr.ru

  ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Тула                                                                                                            Дело № А62-3191/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 10.07.2012

Постановление изготовлено в полном объеме 10.07.2012

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Тимашковой Е.Н., судей Стахановой В.Н., Игнашиной Г.Д., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Орловой Е.А., рассмотрел апелляционную жалобу (регистрационный номер 20АП-3182/2012) открытого акционерного общества «Смоленское акционерное хлебокондитерское общество» на решение Арбитражного суда Смоленской области от 04.06.2012 по делу № А62-3191/2012 (судья Яковенкова В.В.) принятое по заявлению открытого акционерного общества «Смоленское акционерное хлебокондитерское общество» (г. Смоленск,                         ОГРН 1026701441986, ИНН 6730010490) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Смоленской области                      (г. Смоленск, ОГРН 1056758325238, ИНН 6731049404),  в отсутствие лиц, участвующих в деле, установил следующее.

Открытое акционерное общество «Смоленское акционерное хлебокондитерское  общество» (далее – Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Смоленской области (далее – Управление, ответчик) по делу об  административном правонарушении от 16.04.2012 № 04-40.

Решением Арбитражного суда Смоленской области от 04.06.2012 в удовлетворении  заявленных требований отказано.

Не согласившись с судебным актом, Общество подало апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права и неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.

В обоснование своих доводов ОАО «САКХО» ссылается на то, что Общество в данном случае не является субъектом вменяемого ему административного правонарушения.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание своих представителей не направили, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом. Дело рассматривалось в отсутствие не явившихся  участников арбитражного процесса в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 АПК РФ.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, в связи с поступившим обращением граждан –  жильцов дома № 23 по улице Гарабурды города Смоленска  на основании распоряжения от  14.03.2012 № 04-0178 Управлением проведена внеплановая документарная проверка  Общества по вопросу законности начисления платы за наем жилого помещения и  коммунальные услуги. 

В ходе проверки установлено нарушение Обществом пункта 38 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением  Правительства  Российской  Федерации от  23.05.2006 № 307, а именно: в платежных  документах (квитанциях) на оплату услуг ЖКХ и наем жилого помещения за октябрь,  ноябрь, декабрь 2011 года, представляемых жильцам дома № 23 по улице Гарабурды города Смоленска, не указаны адрес (место нахождения) юридического лица –  исполнителя, номера контактных телефонов, факсов и адреса электронной почты, адрес сайта в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования; при  фактическом отсутствии коллективных (общедомовых) и (или) индивидуальных  приборов  учета  холодной, горячей воды, теплоносителей исполнителем не указан  объем  (количество) потребленных в течение расчетного периода коммунальных ресурсов и  отведенных сточных вод исходя из норматива  потребления  коммунальных услуг, общей  площади помещения (для отопления). 

По  результатам  проведения  проверки  составлен  акт  от  09.04.2012 № 04-0178, который вручен генеральному директору Общества Мухе Д. Д.

12 апреля 2012 года в связи с выявленным в ходе проверки фактом нарушения  заявителем прав потребителей в части не предоставления необходимой и достоверной  информации об оказываемых коммунальных услугах, исполнителе, обязанность  предоставления которой предусмотрена статьей 10 Закона от 07.02.1992 № 2300-1                   «О защите прав потребителей», Управлением в отношении Общества составлен протокол  № 04-50 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ.    

На основании материалов по делу об административном правонарушении  административным органом вынесено постановление по делу об административном правонарушении от 16.04.2012 № 04-40, которым ОАО «САКХО» привлечено к административной  ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.8  КоАП  РФ, в виде наложения административного штрафа в размере 5000 рублей.

Не согласившись с названным постановлением, ссылаясь на отсутствие события  административного правонарушения ввиду того, что в данном случае потребителем коммунальных услуг является само Общество, а не жильцы принадлежащего заявителю жилого дома, ОАО «САКХО» обратилось в арбитражный суд с заявлением.

Рассматривая дело по существу и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

На  основании пункта 1 статьи 1 Закона от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите  прав  потребителей» отношения с участием потребителей регулируются Гражданским  кодексом Российской Федерации, Законом о защите прав потребителей, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии  с  ними  иными  нормативными  правовыми актами Российской Федерации.

В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации бремя  содержания  имущества,  если  иное  не  предусмотрено законом, несет его собственник. 

В соответствии с частью  2  статьи  676  ГК  РФ  наймодатель  обязан осуществлять надлежащую эксплуатацию жилого дома, в котором находится сданное внаем жилое  помещение, предоставлять или обеспечивать предоставление нанимателю за плату  необходимых  коммунальных  услуг, обеспечивать  проведение  ремонта  общего  имущества  многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг, находящихся в жилом помещении.

Согласно  статье  8  Закона «О  защите  прав  потребителей» потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах,  услугах).  Эта  информация  в  наглядной  и  доступной форме  доводится  до  сведения  потребителей  при  заключении  договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания  потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя  (исполнителя, продавца),  на  государственных  языках  субъектов  Российской Федерации  и родных языках народов Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 1, 2, 3 статьи 10 названного Закона изготовитель  (исполнитель,  продавец) обязан  своевременно  предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах  (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.

Специальные  способы  и  объемы  доведения  информации  до потребителей  коммунальных услуг исполнителями установлены Правилами предоставления  коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006  № 307,  в  соответствии  с  которыми  установлено  право потребителей  на  получение  от  исполнителя  информации  об  объемах  и качестве  коммунальных услуг, условиях их предоставления, изменении размера платы за  коммунальные услуги и порядке их оплаты, при этом исполнитель обязан       предоставить потребителю информацию о  размерах тарифов на коммунальные услуги,  надбавок к тарифам и реквизиты нормативных  правовых  актов, на основании которых  применяются тарифы (размещаются на досках объявлений, расположенных во всех  подъездах многоквартирного  дома  или  в  пределах  земельного  участка,  на  котором расположен многоквартирный дом, а также на досках объявлений, расположенных  вблизи жилых  домов);  о  порядке  и  форме  оплаты коммунальных  услуг;  а  также  нести  иные  обязанности,  предусмотренные Жилищным кодексом Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним  другими  федеральными  законами,  иными  нормативными  правовыми актами Российской Федерации и договором (пункты 49, 51 Правил № 307).

Исполнителем коммунальных услуг является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений – иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы;

С учетом этого суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что ОАО «САХКО» является исполнителем коммунальных услуг. 

Пунктом  37  Правил №  307  установлено,  что  плата  за  коммунальные услуги  вносится на основании платежных документов, представляемых исполнителем не  позднее 1-го числа месяца,  следующего  за  истекшим месяцем, за который  производится  оплата,  если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок представления платежных документов.

Перечень  информации,  указываемой  в  платежных  документах  на оплату  жилищно-коммунальных  услуг,  установлен  пунктом  38  названных Правил, согласно которому в платежных документах в том числе указываются: наименование  исполнителя  (с  указанием  наименования юридического  лица  или  фамилии,  имени  и  отчества  индивидуального предпринимателя), номер его банковского счета и банковские  реквизиты, адрес  (место  нахождения),  номера  контактных  телефонов,  номера факсов  и (при  наличии)  адреса  электронной  почты,  адрес  сайта  в  информационно-телекоммуникационной  сети  общего  пользования;  объем  (количество) потребленных  в  течение расчетного периода коммунальных ресурсов и отведенных сточных вод,  который  при  отсутствии  коллективных (общедомовых) и  (или)  индивидуальных  приборов  учета  – указывается исполнителем исходя из норматива потребления коммунальных услуг, общей площади помещения  (для  отопления)  или  числа  граждан, зарегистрированных  в  жилом помещении (для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения,  водоотведения,  электроснабжения  и газоснабжения).

Частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ установлена административная  ответственность  за  нарушение права потребителя на получение необходимой  и  достоверной  информации  о  реализуемом  товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы.

Как  следует  из  материалов дела, в платежных документах (квитанциях) на оплату услуг ЖКХ и наем жилого помещения за октябрь, ноябрь, декабрь 2011 года,  предоставляемых ОАО «САХКО» потребителям – жильцам дома № 23 по улице Гарабурды в г. Смоленске, не указаны  адрес  (место  нахождения)  юридического  лица  –  исполнителя,  номера контактных телефонов, номера факсов и  адреса электронной почты (при  наличии), адрес сайта в информационно-телекоммуникационной сети общего  пользования, при фактическом отсутствии коллективных (общедомовых) и (или)  индивидуальных  приборов учета холодной, горячей воды, теплоносителей  исполнителем  не указан объем (количество) потребленных в течение расчетного периода  коммунальных  ресурсов  и отведенных  сточных  вод  исходя  из  норматива  потребления  коммунальных услуг,  общей  площади  помещения  (для  отопления), что  является нарушением пункта 38 Правил № 307. 

При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о наличии в действиях  Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1  статьи  14.8  КоАП  РФ, является правильным.

В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или  юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской  Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. 

В  силу  части  2  статьи  2.1  КоАП  РФ  юридическое  лицо  признается виновным  в  совершении  административного  правонарушения,  если  будет установлено,  что  у  него  имелась  возможность  для  соблюдения  правил  и норм,  за  нарушение  которых  данным  Кодексом  или  законами  субъекта Российской  Федерации  предусмотрена  административная  ответственность, но  данным  лицом  не  были  приняты  все  зависящие  от  него  меры  по  их соблюдению.

Вина Общества в совершении административного правонарушения административным органом исследована, что отражено в оспариваемом постановлении и доказана материалами дела, из которых видно, что заявитель при возможности исполнения требований законодательства о защите прав потребителей не предпринял все зависящие от него меры по его соблюдению, не предоставил потребителю информацию об изменениях размера платы за коммунальные услуги с указанием оснований.

В данном случае заявитель является исполнителем услуг применительно к положениям Закона о защите прав потребителей и следовательно, обязан обеспечивать соблюдение в полном объеме установленных законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации прав потребителей, в том числе – права на получение полной информации о товарах (работах, услугах) и об их стоимости.

Разрешая вопрос о мере ответственности, с учетом конкретных обстоятельств допущенного правонарушения, исходя из целей и общих принципов назначения  наказания, и в соответствии с конституционными принципами соразмерности и  справедливости при назначении наказания, Управление правомерно  назначило  Обществу наказание в виде административного 

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2012 по делу n А62-216/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также