Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2012 по делу n А62-2045/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

 

         ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)36-32-71, факс (4872)36-20-09

e-mail: [email protected], сайт: http://20aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Тула                                                                                                           Дело №  А62-2045/2012

Резолютивная часть постановления объявлена   06.08.2012

Постановление изготовлено в полном объеме    07.08.2012

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи  Капустиной Л.А.,  судей  Рыжовой Е.В.,  Тучковой О.Г.,   при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Корнеевой Е.В.,  рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области на решение Арбитражного суда Смоленской области от 29.05.2012  по делу  № А62-2045/2012 (судья Алмаев Р.Н.),  принятое по заявлению  индивидуального предпринимателя Коробанова Ильи Алексеевича             (ОГРИП 406673116000029, ИНН 673100040451) к департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области (ОГРН 1026701437212,  ИНН 6730042526),  в отсутствие лиц, участвующих в деле,  установил следующее.

Индивидуальный предприниматель, осуществляющий свою деятельность без образования юридического лица,  Коробанов Илья Алексеевич (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением  к  департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области (далее - департамент) о признании  незаконным отказа от 15.02.2012 № 2461/08 в обеспечении  процедуры выбора земельного участка по улице Тенишевой возле дома № 17  предполагаемой площадью  300 кв. метров для размещения объекта капитального строительства – здания общественного питания и обязании направить в  администрацию города Смоленска заявление  для обеспечения  процедуры выбора земельного участка по улице Тенишевой возле дома № 17  предполагаемой площадью 300 кв. метров для размещения объекта капитального строительства – здания общественного питания (л. д. 4-7).

До рассмотрения спора по существу истец, в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, уточнил заявленные требования и просил признать незаконным отказ от  15.02.2012 № 2461/08 департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области,  связанный с отказом в обеспечении процедуры выбора земельного участка по ул. Тенишевой возле дома № 17 предполагаемой площадью 154 кв. метра, для размещения объекта капитального строительства - здания общественного питания, и  обязать департамент в соответствии с пунктом 5.3 Порядка организации работы уполномоченного органа исполнительной власти Смоленской области по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области городе-герое Смоленске, утвержденного постановлением администрации Смоленской области от 27.04.2009 № 243, направить в администрацию города Смоленска заявление обращение предпринимателя для обеспечении процедуры выбора земельного участка ул. Тенишевой возле д. № 17, предполагаемой площадью 154 кв. метра, для размещения объекта капитального строительства - здания общественного питания (л. д. 54-55). Судом уточнение принято.

Решением суда от  29.05.2012 заявленные требования удовлетворены (л. д. 70-78). Судебный акт мотивирован отсутствием доказательств осуществления департаментом  мероприятий по выбору земельного участка, в том числе по определению возможных вариантов подходящего размещения объекта, до принятия обжалуемого решения об отказе в предоставлении земельного участка. Суд отметил, что департаментом не была соблюдена процедура, предусмотренная положениями пунктом 2 статьи 31 Земельного кодекса  Российской Федерации и  разделом 5 постановления администрации Смоленской области от 27.04.2009 № 243.

В апелляционной жалобе департамент просит решение отменить. Выражая несогласие с выводом суда о несоблюдении  процедуры обеспечения выбора земельного участка, предусмотренной   разделом 5 постановления администрации Смоленской области от 27.04.2009 № 243, указывает на  направление предпринимателю мотивированного отказа в тридцатидневный срок, ввиду отсутствия вариантов размещения объекта. Считает, что  отказ департамента  является законным и обоснованным, так как земельный участок площадью 154 кв. метра не достаточен для размещения объекта капитального строительства (здания общественного питания); испрашиваемая  территория является  территорией общего пользования (выполнено благоустройство и размещена автопарковка);  размещение предприятия общественного питания на  спорном земельном участке не отвечает требованиям Правил землепользования и застройки города Смоленска; в нарушение правил СНиП 2.05.09.-90 «Трамвайные  и троллейбусные линии» ширина испрашиваемого  земельного участка не достигает 20 метров.   

Изучив материалы дела и доводы жалобы, Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что жалоба не  подлежит удовлетворению.

Как видно из материалов дела,  предприниматель обратился в департамент с заявлением № 17121/з от 01.12.2011 по осуществлению выбора земельного участка площадью 300 кв. метров, расположенного  в городе Смоленске  по улице Тенишевой возле дома № 17, для размещения на нем объекта  капитального строительства -  здания общественного питания (л. д. 34).

Письмом № 19000/08 от 05.12.2011  департамент сообщил о невозможности осуществления выбора земельного участка по следующим обстоятельствам:

-   испрашиваемый земельный участок площадью 180 кв. метров (как и 300 кв. метров) не достаточен для размещения объекта капитального строительства - здания общественного питания, ввиду  того, что согласно СНиП 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских  поселений»  размер земельных  участков для  строительства предприятий общественного питания, при числе мест до 50,  должен составлять 2 000 -2 500 кв. метров;

- испрашиваемый земельный участок фактически является территорией общего пользования, которой беспрепятственно пользуется  неограниченный       круг   лиц (на нем выполнено благоустройство и размещается гостевая автопарковка);

-  размещение предприятия общественного питания на испрашиваемом земельном участке не отвечает требованиям Правил землепользования и застройки города Смоленска и нарушает СанПиН 2.2.1/2.1.1 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», предусматривающим установление  для предприятий общественного питания охранной (санитарно-защитной) зоны в  50 метров;

- испрашиваемый земельный участок прилегает к трамвайным путям, в то время как согласно строительным нормам и правилам СНиП 2.05.09-90 «Трамвайные и троллейбусные линии», минимальное расстояние от оси пути на прямых участках до общественных зданий  должно составлять 20 метров. Ширина испрашиваемого земельного участка не достигает 20 метров;

- отсутствует технико-экономическое обоснование проекта строительства к заявлению об осуществлении выбора земельного участка и предварительном согласовании на нем места размещения объекта капитального строительства, предусмотренное  постановлением администрации Смоленской области от 27.04.2009     № 243 «Об утверждении Порядка организации работы уполномоченного органа исполнительной власти Смоленской области по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске».

Впоследствии  заявитель повторно  обратился в департамент с заявлением             № 539/з от 19.01.2012 об осуществлении выбора земельного участка площадью 154 кв. метров, расположенного  в городе Смоленске  по улице Тенишевой возле дома № 17, для размещения на нем объекта  капитального строительства -  здания общественного питания (л. д. 36).

Письмом № 2461/08 от 15.02.2012 департамент указал  на невозможность осуществления  выбора земельного участка, поскольку ранее в  письме  № 19000/08 от 05.12.2011  был дан ответ по существу указанного предпринимателем заявления.

Предприниматель полагая, что отказ департамента в осуществлении процедуры выбора земельного участка не соответствует положениям статей 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации, препятствует осуществлению заявителем установленных названными нормами прав, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов и действий (бездействий) государственных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта, оспариваемых действий  (бездействий) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт и действия (бездействия) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регламентирован статьями 30 - 32 Земельного кодекса Российской Федерации.

Предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию либо с предварительным согласованием места размещения объекта, либо без предварительного согласования места размещения объекта (статья 30 Земельного кодекса Российской Федерации,  постановление   Президиума Высшего Арбитражного Суда от 14.09.2010 № 4224/10).  

В силу пункта 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:

1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;

2) проведение работ по формированию земельного участка;

3) государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 Земельного кодекса Российской Федерации;

4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Земельного кодекса Российской Федерации.

Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта нежилого назначения начинается с выбора земельного участка, процедура которого последовательно урегулирована статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации.

При этом орган местного самоуправления, получивший заявление лица, заинтересованного в выборе земельного участка под строительство конкретного объекта, обязан обеспечить этот выбор на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных или иных условий использования соответствующей территории.

Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора (пункт 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).

Законом Смоленской области от 08.02.2007 № 1-з «О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе- герое Смоленске» установлено, что распоряжение земельными участками, собственность на которые не разграничена в городе Смоленске, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти Смоленской области, определенным правовым актом Смоленской области.

Постановлением администрации Смоленской области от 20.02.2009 № 86 полномочия по распоряжению названными земельными участками возложены на департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области.

Постановлением администрации города Смоленска от 24.07.2007 № 2036-адм утвержден «Порядок предоставления информации и необходимых согласований для обеспечения процедуры выбора земельных участков по обращениям граждан и юридических лиц для последующего принятия решения о предварительном согласовании мест размещения объектов на территории города Смоленска».

В соответствии с положениями пунктов 2, 3, 5 названного Порядка администрация города Смоленска по обращению уполномоченного органа обеспечивает выбор земельного участка.

В целях обеспечения выбора земельного участка администрация в лице управления архитектуры и градостроительства по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению уполномоченного органа в двухнедельный срок предоставляет бесплатно сведения из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности города Смоленска, необходимые для согласования акта о выборе и утверждения проекта границ земельного участка, а также бланк акта о выборе земельного участка для проведения процедуры согласований.

По результатам выбора земельного участка администрация города Смоленска утверждает проект границ земельного участка. Копия постановления администрации об утверждении проекта границ земельного участка с актом о выборе земельного участка направляются в уполномоченный орган.

В соответствии с разделом 5 постановления администрации Смоленской области от 27.04.2009 № 243 «Об утверждении Порядка организации работы уполномоченного органа исполнительной власти Смоленской области по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске» лица, заинтересованные

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2012 по делу n А09-543/2011. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также