Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2012 по делу n А54-3682/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)36-47-49, факс (4872)36-20-09

e-mail: [email protected], сайт: http://20aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Тула                                                                                                         Дело   №  А54-3682/2012 

Резолютивная часть  постановления объявлена 03 октября 2012 года

Постановление изготовлено в полном объеме 10 октября 2012 года

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего  Еремичевой Н.В., судей Байрамовой Н.Ю., Игнашиной Г.Д., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Верулидзе Н.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании, проводимом путем использования систем видеоконференц-связи, апелляционную жалобу Министерства финансов  Российской Федерации на решение Арбитражного суда Рязанской области от 24 июля 2012 года по делу  № А54-3682/2012 (судья Грошев И.П.), принятое по иску ООО «Междугородние пассажирские перевозки»  (г. Рязань, ул. Новая, д. 86, ИНН 6231050634) к Российской Федерации в лице министерства финансов Российской Федерации (г. Москва) о взыскании убытков в сумме  13 220 495 руб. 12 коп., при участии от общества:    Курбанова Р.С. (доверенность от 17.02.2012), от Минфина России: Кондратьева И.А. (доверенность от 11.01.2010 № 01-06-08/17),  установил следующее.

Общество с ограниченной ответственностью «Междугородние пассажирские перевозки» (г. Рязань, ул. Новая, д. 86, ИНН 6231050634) (далее по тексту – общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с исковым заявлением к Рязанской области в лице министерства финансов Рязанской области (г. Рязань) о взыскании убытков в размере 13 220 495 руб. 12 коп.

В порядке статьи 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена ненадлежащего ответчика – Рязанской области в лице министерства финансов Рязанской области на надлежащего – Российскую Федерацию в лице Министерства финансов Российской Федерации (г. Москва) (далее по тексту – ответчик).

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: министерство социальной защиты населения Рязанской области (г. Рязань), министерство транспорта и автомобильных дорог Рязанской области (г. Рязань), субъект Российской Федерации – Рязанская область в лице министерства финансов Рязанской области (г. Рязань), Государственное учреждение – отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Рязанской области (г. Рязань).

Решением Арбитражного суда Рязанской области от 24.07.2012 заявленные требования удовлетворены. 

           Не согласившись с указанным судебным актом, Министерство финансов Российской Федерации обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, и принять по делу новый судебный акт.  В жалобе апеллянт указывает на отсутствие у истца убытков и недоказанности их размера, а также на то, что истцом не представлено доказательств того, что льготные билеты продавались льготным категориям граждан.

В отзыве на апелляционную жалобу ООО «Междугородние пассажирские перевозки», опровергая доводы жалобы, считает, что судом первой инстанции сделаны правильные  выводы, и просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.

Министерство транспорта и автомобильных дорог Рязанской области, субъект Российской Федерации Рязанская область в лице министерства финансов Рязанской области, Государственное учреждение – отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Рязанской области, министерство социальной защиты населения Рязанской области  отзывы на апелляционную жалобу не представили.

Министерство транспорта и автомобильных дорог Рязанской области, Государственное учреждение – отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Рязанской области, министерство социальной защиты населения Рязанской области, субъект Российской Федерации в лице министерства финансов Рязанской области в судебное заседание своих представителей не направили, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.

На основании ст. 123, 156 АПК РФ дело рассматривалось в отсутствие  представителей указанных лиц, участвующих в деле.

Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.

Как усматривается из материалов дела, в соответствии с подпунктом 1.7 устава общество с ограниченной ответственностью «Междугородние пассажирские перевозки» осуществляет перевозку пассажиров автомобильным транспортом в городском, пригородном, междугородном и международном сообщении.

В целях осуществления своей деятельности общество (перевозчик) заключило с Министерством транспорта и автомобильных дорог Рязанской области (заказчик)                        (с учетом дополнительного соглашения  от 06.03.2009 № 1) договоры  от 06.11.2008 № 31 и от 25.11.2009 № 145/02/1 об организации транспортного обслуживания населения и о возмещении расходов, связанных с перевозкой граждан, в отношении которых оказание мер социальной поддержки относится к ведению Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 1.1, 1.2 названных договоров заказчик поручает и контролирует исполнение перевозчиком работ по перевозке граждан, в отношении которых оказание мер социальной поддержки относится к ведению Российской Федерации, а перевозчик осуществляет в пределах Рязанской области на маршрутах пригородного сообщения перевозку граждан, в отношении которых оказание мер социальной поддержки относится к ведению Российской Федерации, на условиях, установленных настоящим договором.

Заказчик обязуется возместить за счет средств федерального бюджета и областного бюджета в пределах выделенных денежных средств расходы, связанные с проездом на транспорте общего пользования пригородного сообщения граждан по месячным именным социальным талонам-билетам. Договором определен порядок и условия проезда на транспорте общего пользования граждан, имеющих право на меры социальной поддержки, порядок взаимодействия сторон договора, порядок осуществления документооборота по возмещению расходов перевозчика, порядок и основания расчетов с перевозчиком по компенсации его расходов по перевозке указанной категории граждан.

В соответствии  с п. 2.10, 5.1, 8.1 договора от 06.11.2008 № 31 целевые финансовые средства федерального бюджета, предназначенные для компенсации расходов перевозчиков от проезда на транспорте городского и пригородного сообщения граждан, в полном объеме поступают заказчику через министерство финансов Рязанской области. Полученную от министерства финансов Рязанской области общую сумму финансовых средств заказчик распределяет для компенсации расходов перевозчиков отдельно в городском сообщении и отдельно в пригородном сообщении в соотношении 60 % в городском сообщении и 40 % в пригородном сообщении. Выполненная перевозчиком работа оплачивается заказчиком посредством перечисления сумм пропорционально проданным талонам-билетам в городском и пригородном сообщении в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Рязанской области. Срок действия договора – с 01.01.2009 по 01.01.2010.

Согласно п. 2.11, 5.1, 5.2, 8.1 договора от 25.11.2009 № 145/02/1 целевые финансовые средства областного бюджета, предназначенные для компенсации расходов перевозчика от проезда льготной категории граждан, поступают заказчику – Министерству транспорта Рязанской области через министерство финансов Рязанской области для расчетов с перевозчиками. Распределение суммы компенсации расходов                  от перевозки граждан по талонам-билетам в городском сообщении между перевозчиками в городе Рязани и других городах Рязанской области производится пропорционально их долевому участию в объеме транспортной работы, выполняемой в городе и измеряемой в место-километрах. Платежи перевозчику осуществляются министерством транспорта Рязанской области безналичным расчетом на расчетный счет перевозчика пропорционально проданным талонам-билетам в городском и пригородном сообщении на основании акта выполненных работ. Срок действия договора установлен с 01.01.2010 по 31.12.2010.

В 2009-2010 годах ООО «Междугородние пассажирские перевозки» осуществляло перевозку инвалидов, ветеранов и лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, имеющих в силу закона право на меры социальной поддержки, по льготным ценам на месячные именные социальные талоны-билеты, установленные постановлением Правительства Рязанской области  от 15.06.2006 № 151 «Об утверждении Порядка предоставления проезда в транспорте общего пользования городского и пригородного сообщения гражданам, имеющим право на меры социальной поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации и Рязанской области».

В соответствии с Федеральным законом от 24.11.2008 № 204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов» (таблица 38 приложения 19 к закону) Рязанской области предоставлены в 2009 году межбюджетные трансферты на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории области для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в сумме 34 239, 4 тыс. руб.

Согласно пояснениям Министерства финансов Рязанской области в соответствии с Законом Рязанской области от 15.07.2010 № 60-ОЗ «Об исполнении областного бюджета» денежные средства в сумме 34 239,4 тыс. руб. израсходованы в полном объеме.            Разница между стоимостью проездного билета для обычных категорий граждан и стоимостью льготного проездного билета составляет плату, недополученную истцом с граждан в связи с предоставлением им льгот по оплате услуг по перевозке общественным транспортом пригородного сообщения.

Истец определяет размер причиненных ему убытков как разницу между доходом, который он должен был получить от реализации проездных билетов по обычным ценам и суммой, которую он получил от реализации проездных билетов по льготным ценам, а также суммой компенсации, которую он получил из бюджета.

Расчет с истцом  компенсации расходов производился путем перечисления сумм пропорционально проданным месячным социальным талонам-билетам в пригородном сообщении в пределах выделенных бюджетных средств, что подтверждается ежемесячными расчетами (сводными ведомостями) компенсации расходов перевозчиков, осуществляющих перевозку граждан, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации, составленными министерством транспорта Рязанской области.

Поскольку денежные средства, перечисленные истцу из бюджета в рамках указанных договоров, не компенсировали всей суммы причиненных ему убытков в связи с оказанием услуг льготным категориям граждан, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском. В обоснование исковых требований ООО «Междугородние пассажирские перевозки» ссылается на то, что не полученная от потребителей услуг плата не была полностью компенсирована ответчиком. В этой связи истец считает, что не полученные им денежные средства являются его убытками, которые обязана возместить Российская Федерация, установившая названные льготы.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.

Конституция Российской Федерации в статье 7 определяет Российскую Федерацию как социальное государство, в котором обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан. Поэтому Российская Федерация как правовое и социальное государство не может произвольно отказаться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств.

Как справедливо отмечено судом первой инстанции, такие публично-правовые обязательства обеспечиваются предоставлением государством мер социальной поддержки. Установленное рядом федеральных законов право бесплатного проезда на городском транспорте общего пользования для льготной категории граждан являлось гарантией, носящей компенсаторный характер. Предоставив данное право, Российская Федерация приняла на себя соответствующие публично-правовые обязательства в отношении определенной категории граждан.

Согласно п. 1 ст. 790 Гражданского кодекса Российской Федерации за перевозку пассажиров взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами.

В случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета (п. 5 ст. 790 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту – Закон № 122-ФЗ) с 01.10.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан.

Вместе с тем вышеупомянутый Закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.

Государством на субъект Российской Федерации возложена обязанность по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта льготным категориям граждан, а не по финансированию названных услуг, поэтому недостаточное выделение на эти цели денежных средств субъекту Российской Федерации в виде субвенций не исключает доплаты разницы за счет средств Российской Федерации.

Указанная правовая позиция соответствует выводам, изложенным в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.06.2009 № 2992/09 и от 21.02.2012 № 13837/10.

В силу статей 3, 4 Закона Российской Федерации от 15.05.1991

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2012 по делу n А54-3661/2012. Отменить решение, Принять отказ от иска, Прекратить производство по делу (ст. 49, 150, 151, 269 АПК)  »
Читайте также