Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2012 по делу n А68-3942/12. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)36-32-71, факс (4872)36-20-09

e-mail: [email protected], сайт: http://20aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

Тула

Дело № А68-3942/12

Резолютивная часть постановления объявлена 21.11.2012

Постановление изготовлено в полном объеме  26.11.2012

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тучковой О.Г., судей Заикиной Н.В., Каструбы М.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Корнеевой Е.В., рассмотрев апелляционную жалобу главы крестьянского фермерского хозяйства Шеханова Эдуарда Николаевича на решение Арбитражного суда Тульской области от 16.08.2012 по делу № А68-3942/12 (судья Рыжикова Н.А), принятое по иску главы крестьянского фермерского хозяйства Шеханова Эдуарда Николаевича (ИНН 712000011613, ОГРН 307714620600032) к администрации муниципального образования Заокский район (ИНН 7126013032, ОГРН 1037102720665), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области (ИНН 7106512065, ОГРН 1097154026056) о признании: недействительными постановлений администрации муниципального образования Заокский район от 22.03.2012 № 413 и № 414; преимущественного права покупки земельных участков; действительными договоров купли-продажи от 22.11.2011 № 1110 и от 29.12.2011 № 1170; об обязании Управления Росреестра по Тульской области осуществить государственную регистрацию договоров купли-продажи от 22.11.2011               № 1110 и от 29.12.2011 № 1170, при участии от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии – Щербаковой А.В. (доверенность от 13.04.2012 № 02/1-23/33), в отсутствие представителей других лиц, участвующих в деле, установил следующее.

Глава крестьянского фермерского хозяйства Шеханов Эдуард Николаевич (далее – истец, глава КФХ Шеханов Э.Н.) обратился  в арбитражный суд с требованиями  о  признании  недействительными постановлений администрации муниципального образования Заокский район (далее – Администрация) от  22.03.2012 № 413 и № 414; преимущественного права покупки земельных участков;  действительными договоров купли-продажи от 22.11.2011 № 1110 и от 29.12.2011 № 1170; об обязании Управления Росреестра по Тульской области (далее – Управление Росреестра) осуществить  государственную регистрацию договоров купли-продажи от 22.11.2011 № 1110 и от  29.12.2011 № 1170.

Решением суда от 16.08.2012 исковые требования  оставлены без удовлетворения.

Не согласившись с вынесенным судебным актом, глава КФХ Шеханов Э.Н.  подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. Полагает, что у Администрации отсутствовали правовые основания для отказа заявителю в предоставлении в собственность испрашиваемых земельных участков. Считает, что истец обладает исключительным правом на приватизацию спорных земельных участков, поскольку они предоставлены ему на праве аренды, при этом он является собственником сооружений. Указывает, что все необходимые документы, предусмотренные приказом Минэкономразвития от 30.10.2007 № 370, представлены в уполномоченный орган в полном объеме. Обращает внимание суда на то обстоятельство, что Администрация не представила доказательств невозможности предоставления КФХ Шеханова Э.Н. спорных земельных участков  в собственность.

Представители истца и администрации муниципального образования Заокский район в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке ст. 266, 156 АПК РФ в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.

Как следует из материалов дела, на основании постановлений администрации МО Заокский район от 02.10.2009 № 1175, № 1176 «О предоставлении земельного участка в аренду крестьянскому (фермерскому) хозяйству Шеханова Э.Н.» между Комитетом по экономике и имущественным отношениям администрации МО Заокский район и крестьянским (фермерским) хозяйством Шеханова Э.Н. были заключены договоры от 12.10.2009 № 882, 884 аренды земельного участка с кадастровым номером 71:09:010601:16 площадью 6500 кв. м, по адресу: Тульская область, Заокский район,                400 м северо-западнее д. Выдумки, участок 2, для ведения сельскохозяйственного производства, и земельного участка с кадастровым номером 71:09:010601:18 площадью 30300 кв. м, по адресу: Тульская область, Заокский район, 220 м северо-западнее                       д. Выдумки, участок 5, для ведения сельскохозяйственного производства. Договоры зарегистрированы в установленном порядке в Управлении Росреестра по Тульской области.

Постановлениями администрации МО Заокский район от 23.09.2011 № 1585, от 21.12.2011 № 2245 крестьянскому (фермерскому) хозяйству Шеханова Э.Н. предоставлены в собственность вышеназванные земельные участки; заключены договоры купли-продажи земельных участков от 22.11.2011 № 1110, от 29.12.2011 № 1170.

Комитет по экономике и имущественным отношениям администрации МО Заокский район и Шеханов Э.Н. 24.01.2012  и 01.02.2012 обратился в Управление Росреестра по Тульской области с заявлениями о расторжении договоров аренды и о регистрации перехода права собственности от МО Заокский район и права собственности Шеханова Э.Н. на земельные участки с кадастровыми номерами 71:09:010601:18, 71:09:010601:16.

Поскольку при предоставлении земельных участков не были соблюдены требования ст. ст. 35, 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), 22.02.2012 в соответствии с п. 1 ст. 19 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ                                      «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»              (далее – Закон № 122-ФЗ) государственная регистрация перехода права и права собственности на земельные участки была приостановлена.

Как указано в сообщениях о приостановлении государственной регистрации, согласно сведениям ЕГРП Шеханову Э.Н. на праве собственности принадлежат: водозаборная скважина с павильоном, лит. А, расположенная по адресу: Тульская область, Заокский район, 220 м северо-западнее д. Выдумки, 5; хозяйственное строение, лит. Г, расположенное по адресу: Тульская область, Заокский район, 400 м северо-западнее                  д. Выдумки, 2.

При этом в документах, представленных на государственную регистрацию, отсутствовали доказательства необходимости использования земельных участков площадью 30300 кв.м и 6500 кв. м для эксплуатации созданных на них объектах недвижимости. На основании этого заявителям было рекомендовано представить документы, свидетельствующие о том, что для эксплуатации и использования сооружений необходимы земельные участки в тех размерах, в которых они приобретаются.

В Управление Росреестра по Тульской области 23.03.2012 поступили заявления представителя Комитета по экономике и имущественным отношениям администрации МО Заокский район о возврате документов без проведения государственной регистрации. К указанным заявлениям приложены постановления администрации МО Заокский район от 22.03.2012 № 413 «Об отмене постановления администрации МО Заокский район от 23.09.2011 № 1585 «О предоставлении в собственность земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству «Шеханов Э.Н.», № 414 «Об отмене постановления администрации МО Заокский район от 21.12.2011 № 2245                                   «О предоставлении в собственность земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству «Шеханов Э.Н.».

На основании абз. 2 п. 3 ст. 19 Закона № 122-ФЗ государственная регистрация соглашений о расторжении договоров аренды, перехода права и права собственности на указанные земельные участки была приостановлена 23.03.2012 сроком на один месяц.

В государственной регистрации соглашений о расторжении договоров аренды, перехода права и права собственности на указанные земельные участки 20.04.2012 было отказано на основании абз. 2 п. 3 ст. 19, абз. 4 ст. 20 Закона № 122-ФЗ.

На основании указанных обстоятельств глава КФХ Шеханов Э.Н. обратился в арбитражный суд с исковым заявлением.

Отказывая в удовлетворении требований истца, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.

Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2 и ч. 3 ст. 201 АПК РФ для признания недействительным ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу п. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской   Федерации, федеральным  конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 48 Закона № 131-ФЗ муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.

В пункте 2 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 26.05.2011 № 739-О-О установлено, что указанное положение Закона № 131-ФЗ основывается на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства, направлено на регламентацию деятельности и реализацию гарантий самостоятельности органов местного самоуправления, закрепленной в статье 12 Конституции Российской Федерации.

Следовательно, учитывая необходимость контроля за соблюдением действующего законодательства при осуществлении публичных функций, компетентный орган местного самоуправления, его должностное лицо в порядке самоконтроля вправе отменить ранее принятый данным лицом органа местного самоуправления правовой акт. При этом действующее законодательство не устанавливает перечень оснований для отмены органом местного самоуправления принятых им правовых актов.

В данном случае суд первой инстанции правильно установил, что основанием для принятия оспариваемых постановлений явилось отсутствие документов, обосновывающих необходимость предоставления земельных участков, значительно превышающих площадь находящихся на нем строений.

В соответствии с пунктом 1 статьи 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

Согласно  пункту 1 статьи 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться гражданами, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, для ведения сельскохозяйственного производства.

В силу пункта 1 статьи 81 Г ЗК РФ гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, предоставляются земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с настоящим ЗК РФ, федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.

Как следует из пункта 3 статьи 81 ЗК РФ, порядок предоставления земельных участков гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, регламентируется ЗК РФ и Федеральным законом от 11.06.2003 № 74-ФЗ                                   «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (далее – Закон № 74-ФЗ).

Пунктом 1 статьи 12 Закона № 74-ФЗ предусмотрено, что граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления, в которых должны быть указаны: цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение); испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду); условия предоставления земельных участков в собственность (за плату или бесплатно); срок аренды земельных участков; обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства); предполагаемое местоположение земельных участков.

Из анализа положений статьи 12 Закона № 74-ФЗ усматривается, что закон связывает оценку обоснованности размера испрашиваемых земельных участков с числом членов фермерского хозяйства и видами деятельности фермерского хозяйства.

Как следует из материалов дела, Шеханов Э.Н. обратился в администрацию МО Заокский район с заявлениями от 30.08.2011 и от 08.12.2011 о предоставлении в собственность земельных участков площадью 30300 кв. м, расположенного по адресу: Тульская область, Заокский район, 220 м северо-западнее д. Выдумки, участок 5, и площадью 6500 кв. м, расположенного по адресу: Тульская область, Заокский район,             400 м северо-западнее д. Выдумки, участок 2, для ведения сельскохозяйственного производства, приложив к заявлениям свидетельства о государственной регистрации права собственности на объекты, расположенные на данных земельных участках.

Вместе с тем, в своем заявлении предприниматель не указал вид сельскохозяйственной деятельности, которым он намерен заниматься (разведение       скота, выращивание сельскохозяйственных культур, организация пасеки и т.д.), число членов фермерского хозяйства.

Указание назначения в виде «для ведения сельскохозяйственного производства» является общим и не позволяет прийти к выводу об обоснованности размера испрашиваемых земельных участков.

Следовательно, суд первой инстанции правильно установил несоответствие заявлений Шеханова Э.Н. требованиям статьи 12 Закона № 74-ФЗ.

На основании этого апелляционным судом отклоняются доводы жалобы о том, что все необходимые документы, представлены истцом в уполномоченный орган в полном объеме.

Таким образом, администрация МО Заокский район в нарушение приведенных норм ввиду отсутствия обоснований размеров испрашиваемых земельных участков  приняла постановления о предоставлении Шеханову Э.Н. земельных участков площадью                  30300 кв. м и 6500

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2012 по делу n А23-1523/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также