Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2013 по делу n А23-5290/2011. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

 

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел. (4872)36-47-49, факс (4872)36-20-09,

e-mail: [email protected], сайт: http://20aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

Тула

Дело № А23-5290/2011

Резолютивная часть постановления объявлена 10.04.2013

Постановление изготовлено в полном объеме 17.04.2013

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего  Еремичевой Н.В., судей Мордасова Е.В. и Байрамовой Н.Ю., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Платоновой Г.Н., при участии                    от заявителя – общества с ограниченной ответственностью «РАСТР-технология» (Калужская область, г. Обнинск, ИНН 4025051614, ОГРН 1024000936035) – Бернера В.Д. (доверенность от 02.11.2011 № 150юр), от Министерства природных ресурсов, экологии и благоустройства Калужской области (г. Калуга) – Семиной Ю.Д. (доверенность                            от 14.01.2013 № ВЖ-29-13), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью  «РАСТР-технология» на решение Арбитражного суда Калужской области от 30.11.2012 по делу № А23-5290/2011                                    (судья Ефимова Г.В.), установил следующее.

Общество с ограниченной ответственностью «РАСТР-технология» (Калужская область, г. Обнинск, ИНН 4025051614, ОГРН 1024000936035) (далее по тексту – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением о признании недействительным предписания Министерства природных ресурсов, экологии и благоустройства Калужской области (г. Калуга) (далее по тексту – министерство)                    от 06.09.2011 № 2/77-11/20 (с учетом уточнения заявленных требований в порядке                       статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Решением Арбитражного суда Калужской области  от 29.02.2012 в удовлетворении заявленного требования обществу отказано.

Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.05.2012 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа                                                             от 19.09.2012 указанные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции. В данном постановлении суд кассационной инстанции указал, что ни в ходе проверки, ни при рассмотрении дела в суде не установлено, передавало ли общество вообще в период с 23.05.2011 и до момента проверки отходы 4-го класса опасности «обрезь фанеры, содержащей связующие смолы в количестве от 0,2 % до 2,5 % включительно». Также судом указано, что предписание должно быть исполнимым. Однако из сообщения управления Росприроднадзора по Калужской области от 20.09.2011 № 01-22/1212 следует, что на территории Калужской области отсутствуют предприятия и организации, осуществляющие сбор и утилизацию указанных  отходов; из сообщений Управления Росприроднадзора по Смоленской области от 22.12.2011 № 4020, Управления Росприроднадзора по Орловской области от 19.12.2011  № 4521 также следует, что на территории этих областей отсутствуют предприятия и организации, осуществляющие сбор и утилизацию упомянутых отходов.

Решением Арбитражного суда Калужской области от 30.11.2012 в удовлетворении заявленного требования обществу отказано. Данный судебный акт мотивирован тем, что ООО «РАСТР-технология» не прекращало деятельность, в процессе которой образовывались отходы – «обрезь фанеры, содержащей связующие смолы в количестве от 0,2 % до 2,5 %», при этом у общества отсутствовала лицензия на осуществление деятельности по использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов, в связи с чем министерство правомерно выдало предписание от 06.09.2011         № 2/77-11/20, в котором указало на мероприятия по устранению нарушений – обеспечить осуществление передачи указанных отходов лицу (лицам), имеющему (имеющим) лицензию на осуществление деятельности по использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению этих отходов. Как указал суд первой инстанции отсутствие  на территории Калужской области и в соседних областях предприятий, которым выдана лицензия на осуществление деятельности по использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению отходов 4-го класса опасности «обрезь фанеры, содержащей связующие смолы в количестве от 0,2 % до 2,5 % включительно», не может являться основанием для признания выданного предписания незаконным, так как обязанность по использованию, размещению, обезвреживанию отходов при наличии лицензии установлена действующим законодательством и не может быть отменена по указанным причинам. Кроме того, при отсутствии соответствующей организации общество может самостоятельно получить необходимую лицензию.

В апелляционной жалобе общество с ограниченной ответственностью «РАСТР-технология» просит данный судебный акт отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, и  удовлетворить заявленное требование.                         В обоснование апелляционной жалобы общество ссылается на отсутствие в его действиях  признаков противоправности, а также на  неисполнимость предписания, поскольку в материалах дела имеются неопровержимые доказательства отсутствия лиц, имеющих лицензии на обращение с обрезью соответствующей фанеры как на территории              МО «Город Обнинск» Калужской области, так и в прилегающих к области регионах.

В отзыве на апелляционную жалобу министерство, опровергая доводы жалобы, считает, что судом первой инстанции сделаны правильные выводы, и просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.

Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.

Как следует из материалов дела, ООО «РАСТР-технология» зарегистрировано в качестве юридического лица администрацией города Обнинска и включено в единый государственный реестр юридических лиц 11.01.1999 за основным государственным регистрационным номером 102 4000 936 035, что подтверждается свидетельством                           серии 40 № 000 741 136 от 07.09.2002.

На основании приказа заместителя министра экологии и благоустройства Калужской области от 25.04.2011 № 128-11 в период с 18.05.2011 по 23.05.2011 министерством проведена плановая выездная проверка в отношении                                ООО «РАСТР-технология».

Выявленные министерством нарушения зафиксированы в акте от 23.05.2011                        № 1/128-11/10.

В связи с установлением нарушений обществом обязательных требований законодательства в области охраны окружающей среды на объектах хозяйственной и иной деятельности министерством 23.05.2011 выдано предписание № 2/128-11/9, согласно пункту 1 которого ему не позднее 29.07.2011 необходимо обеспечить осуществление передачи отходов 1 – 4 класса опасности только лицу (лицам), имеющему лицензию на осуществление деятельности по использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов 1 – 4 класса опасности.

В связи с истечением срока исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленных нарушений от 23.05.2011 № 2/128-11/9 министерство на основании приказа от 02.08.2011 № 77-11 в отношении  ООО «РАСТР-технология» провело внеплановую документарную проверку.

По результатам внеплановой проверки Министерством природных ресурсов, экологии и благоустройства Калужской области 06.09.2011 составлен акт № 1/77-11/23, из которого следует, что обществом не выполнен в полном объеме пункт 1 предписания                    от 23.05.2011 № 2/128-11/9 – не обеспечено осуществление передачи образовавшихся и накопленных в процессе осуществления хозяйственной и иной деятельности отходов 4-го класса опасности «обрезь фанеры, содержащей связующие смолы в количестве от 0,2 % до 2,5 % включительно» (код по ФККО 1712010101014) лицу (лицам), имеющему (имеющим) лицензию на осуществление деятельности по использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению указанного вида отходов 4-го класса опасности.

Министерство 06.09.2011 выдало ООО «РАСТР-технология» предписание                          № 2/77-11/20, согласно которому не позднее 31.10.2011 общество должно обеспечить осуществление передачи отходов 4-го класса опасности «обрезь фанеры, содержащей связующие смолы в количестве от 0,2 % до 2,5 % включительно» (код по                       ФККО 1712010101014), образующихся в процессе осуществления хозяйственной и иной деятельности ООО «РАСТР-технология» лицу (лицам), имеющему (имеющим) лицензию на осуществление деятельности по использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению таких отходов.

Не согласившись с указанным предписанием, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а действия (бездействие) незаконными только при наличии одновременно двух условий, а именно: несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов в данном случае юридического лица.

В силу пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее по тексту – Закон № 7-ФЗ) отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 39 Закона № 7-ФЗ юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ                            «Об отходах производства и потребления» (далее по тексту – Закон № 89-ФЗ) под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

В силу пункта 1 статьи 4 Закона № 89-ФЗ право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.

Право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов (пункт 2 статьи 4 Закона № 89-ФЗ).

Согласно пункту 3 статьи 4 названного Закона собственник отходов 1–4 класса опасности вправе отчуждать эти отходы в собственность другому лицу, передавать ему, оставаясь собственником, право владения, пользования или распоряжения этими отходами, если у такого лица имеется лицензия на осуществление деятельности по использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов не меньшего класса опасности.

В соответствии с подпунктом 74 пункта 1 статьи 17 Федерального закона                          от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (действующего до 03.11.2011 – в период спорных правоотношений) деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов 1 – 4 класса опасности подлежит лицензированию.

Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (статья 210 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Следовательно, исходя из положений пункта 1 статьи 51 Федерального закона                                     от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации обязанность по обеспечению осуществления операций по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению отходов производства и потребления   возложена  на   собственника   отходов,   которым   в  силу  пункта   1 статьи  4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» изначально является лицо, в процессе осуществления хозяйственной или иной деятельности которого эти отходы образовались.

При этом совокупный анализ положений пункта 1 статьи 51 Федерального закона                               от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», пунктов 2 и 3                                        статьи 4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» позволяет сделать вывод о том, что собственник отходов 1 – 4 класса опасности вправе обеспечивать осуществление вышеуказанных операций в области обращения с такими отходами следующими способами, предусмотренными законодательством Российской Федерации:

– обеспечить осуществление передачи отходов 1 – 4 класса опасности лицу, имеющему соответствующую лицензию на осуществление деятельности по использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению таких отходов;

– самостоятельно осуществлять операции по использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению отходов 1 – 4 класса опасности (данный способ может применяться только хозяйствующими субъектами, имеющими необходимую лицензию).

Судом установлено и подтверждается паспортом отхода «обрезь фанеры, содержащей связующие смолы в количестве от

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2013 по делу n А68-9427/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также