Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2013 по делу n А09-9007/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

29 апреля 2013 годаДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)36-32-71, факс (4872)36-20-09

e-mail: [email protected], сайт: http://20aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

Тула

Дело № А09-9007/2012    

Резолютивная часть постановления объявлена 22.04.2013

Постановление изготовлено в полном объеме  29.04.2013

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Рыжовой Е.В., судей Волковой Ю.А. и Дорошковой А.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем Феоктистовой Д.О., в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Автомобильная автотранспортная компания «Брянскавтотранс» (город Брянск, ОГРН 1023202738404, ИНН 3201000380) (далее – ОАО «ААК «Брянскавтотранс») (регистрационный номер 20АП-1234/2013) на решение Арбитражного суда Брянской области от 24.01.2013 по делу № А09-9007/2012 (судья Зенин Ф.Е.), установил следующее.

Департамент промышленности, транспорта и связи Брянской области (город Брянск, ОГРН 1073250000780, ИНН 3250071987) (далее – Департамент) обратился в Арбитражный суд Брянской области с иском к ОАО «ААК «Брянскавтотранс» о возложении обязанности осуществить действия по оформлению паспортов транспортных средств, а именно завизировать строку «Подпись прежнего собственника» в паспортах транспортных средств – автобусов марки ПАЗ 32054-07 (паспорта серии 52 МО № 323955, 323939) и автобуса марки ПАЗ 4234 (паспорт серии 52 МТ № 971915) (л. д. 3– 6).

Определениями суда от 23.10.2012 и от 19.12.2012 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление государственной инспекции по безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел по Брянской области (город Брянск) (далее – УГИБДД УМВД по Брянской области), Управление имущественных отношений Брянской области (город Брянск, ОГРН 1053244057085, ИНН 3250059309) (л. д. 32, 83).   

Решением Арбитражного суда Брянской области от 24.01.2013 исковые требования удовлетворены: ОАО «ААК «Брянскавтотранс» обязано на правой оборотной стороне паспортов транспортных средств 52 МО 323939, 52 МО 323955 и на левой лицевой стороне паспорта транспортного средства 52 МТ 971915 в строке «Подпись прежнего собственника» проставить подпись уполномоченного лица прежнего владельца ОАО «ААК «Брянскавтотранс» с приложением печати указанной организации.

Также с ОАО «ААК «Брянскавтотранс» взыскано в доход федерального бюджета              4 000 рублей государственной пошлины (л. д. 104 – 111).

Не согласившись с указанным судебным актом, ОАО «ААК «Брянскавтотранс» обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Брянской области от 24.01.2013 отменить и принять по делу новый судебный акт, отказав в удовлетворении заявленных требований   (л. д. 119 – 123).

Заявитель, обосновывая доводы апелляционной жалобы, указал, что из текста актов приема-передачи от 26.02.2012 следует, что ответчик передавал автобусы как «Ссудополучатель», то есть не являлся собственником; на момент передачи 26.02.2012 государственное казенное учреждение «Управление транспорта Брянской области» (далее – ГКУ «Управление транспорта Брянской области») не предъявлено каких-либо замечаний ни к автобусам, ни к паспортам транспортных средств.

Заявитель жалобы полагает, что суд не дал правовую оценку правомочности обращения Департамента с настоящим иском, в то время как взаимоотношения по передаче автобусов у ответчика были с ГКУ «Управление транспорта Брянской области».

По мнению заявителя апелляционной жалобы, судом проигнорирован ответ ГИБДД о том, что транспортные средства регистрируются по месту нахождения юридического лица.

Заявитель отметил, что истец не представил какого-либо документа из ГИБДД, достоверно свидетельствующего о том, что истец обращался в органы ГИБДД, и ему было отказано в регистрации автобусов именно по причине отсутствия в паспортах транспортных средств подписи прежнего владельца.

Заявитель жалобы считает, что суд удовлетворил исковые требования, неправомерно ссылаясь на статью 304 Гражданского кодекса Российской Федерации.  

В суд апелляционной инстанции поступил отзыв Департамента на апелляционную жалобу, в котором истец указал, что основания для отмены обжалуемого судебного акта отсутствуют, поскольку выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального и процессуального права (л. д. 162 – 165).

            Полагает, что в данном случае требование истца является негаторным и направлено на устранение препятствий в осуществлении им права собственности на транспортные средства в виде возложения обязанности на ответчика осуществить действия по надлежащему оформлению транспортных средств.

Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явились.

Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие лиц, участвующих в деле, не явившихся в судебное заседание, извещенных надлежащим образом о времени и месте его проведения, в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.  

Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Брянской области от 24.01.2013 проверены судом апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы ОАО «ААК «Брянскавтотранс» и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в силу следующего.

Из материалов дела следует, что между Департаментом (заказчик) и ОАО «ААК «Брянскавтотранс» (исполнитель) заключен государственный контракт от 10.01.2012                 № 0127200000211003271_87912 на оказание услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом общего пользования по пригородным (межмуниципальным) маршрутам Брянской области (л. д. 71 – 73).

Определением Арбитражного суда Брянской области от 29.06.2012 по делу                     № А09-1649/2012 между Департаментом и ОАО «ААК «Брянскавтотранс» утверждено мировое соглашение, согласно которому указанный государственный контракт считается расторгнутым с 27.02.2012 (л. д. 74 – 77).

В связи с расторжением государственного контракта по актам приема-передачи от 26.02.2012 (л. д. 8, 10, 12) ОАО «ААК «Брянскавтотранс» возвратило, а ГКУ «Управление транспорта Брянской области» приняло автомобили в количестве трех единиц: ПАЗ 32054-07 регистрационный знак АА 680 32, ПАЗ 32054-07 регистрационный знак АА 681 32, ПАЗ-4234 регистрационный знак АК 616 32; указанные транспортные средства были сняты с учета МРЭО Трубчевского РОВД (л. д. 90).

Приказом Управления имущественных отношений Брянской области от 20.07.2012 № 1765 «О перераспределении имущества» движимое и недвижимое имущество было изъято из оперативного управления ГКУ «Управление транспорта Брянской области» и закреплено на праве оперативного управления за Департаментом промышленности, транспорта и связи Брянской области (л. д. 60 – 70).

Ссылаясь на невозможность регистрации указанных транспортных средств по причине отсутствия в строке «Подпись прежнего собственника» подписи руководителя с приложением печати предприятия ответчика, а также на отказ последнего завизировать данные строки паспортов транспортных средств в добровольном порядке, Департамент обратился в арбитражный суд с иском (л. д. 3 – 6).

Суд первой инстанции, рассмотрев заявленные требования, правомерно удовлетворил их, исходя из следующего.

Пунктом 3 статьи 15 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» установлено, что допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов.

Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, отдельные действия по регистрации транспортных средств и выдача соответствующих документов осуществляются, в том числе в электронной форме.

Согласно пункту 3 постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 № 938 «О государственной регистрации автотранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» (далее – постановление Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 № 938) собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами (далее именуются – владельцы транспортных средств), обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в Государственной инспекции, или военных автомобильных инспекциях (автомобильных службах), или органах гостехнадзора в течение срока действия регистрационного знака «Транзит» или в течение 10 суток после приобретения, выпуска в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, снятия с учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.

В соответствии с пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 № 938 регистрация транспортных средств, принадлежащих юридическим или физическим лицам, изменение регистрационных данных, связанное с заменой номерных агрегатов транспортных средств, производятся на основании паспортов соответствующих транспортных средств, а также заключенных в установленном порядке договоров или иных документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства и подтверждающих возможность допуска их к эксплуатации на территории Российской Федерации.

Как правильно отмечено судом первой инстанции, по смыслу приведенных норм материального права регистрация транспортных средств как объектов движимого имущества устанавливается не в целях регистрации (возникновения, изменения, прекращения) вещных прав владельцев на них, а для допуска транспортных средств к участию в дорожном движении и осуществления технического учета транспортных средств на территории Российской Федерации.

В пункте 4 Правил регистрации автотранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24.11.2008 № 1001 «О порядке регистрации транспортных средств» (далее – Правила регистрации автотранспортных средств и прицепов к ним от 24.11.2008 № 1001) указано, что собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами, обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в течение срока действия регистрационного знака «ТРАНЗИТ» или в течение 5 суток после приобретения, таможенного оформления, снятия с регистрационного учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.

В соответствии с пунктом 7 Правил регистрации автотранспортных средств и прицепов к ним от 24.11.2008 № 1001 к регистрационным документам относятся свидетельства о регистрации транспортных средств, а также выданные до введения свидетельств о регистрации транспортных средств технические паспорта (технические талоны) транспортных средств, если не произведена их замена в порядке, установленном нормативными правовыми актами Министерства внутренних дел Российской Федерации.

В постановлении Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 18.05.1993 № 477 «О введении паспортов транспортных средств» указано, что паспорт транспортного средства представляет собой документ, действующий на всей территории России. На основании паспорта транспортного средства осуществляется его последующая регистрация и допуск к эксплуатации и участию в дорожном движении.

Согласно Положению о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденному совместным приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации и Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 23.06.2005 № 496/192/134 (далее – Положение о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств), паспорта транспортных средств предназначены для упорядочения допуска транспортных средств к участию в дорожном движении, усиления борьбы с их хищениями и другими правонарушениями на автомобильном транспорте, а также повышения эффективности контроля за уплатой таможенных платежей при ввозе транспортных средств в Российскую Федерацию.

Паспорта выдаются собственникам транспортных средств либо лицам, от имени собственников владеющим, пользующимся и (или) распоряжающимся транспортными средствами на законных основаниях, таможенными органами Федеральной таможенной службы или подразделениями Госавтоинспекции в порядке, установленном названным Положением.

Паспорта хранятся у собственников или владельцев транспортных средств или шасси, которые представляют их в подразделения Госавтоинспекции при совершении регистрационных действий с транспортными средствами в порядке, установленном нормативными правовыми актами Министерства внутренних дел Российской Федерации.

При изменении собственников транспортных средств в паспортах делаются соответствующие записи с соблюдением требований, предусмотренных разделом II названного Положения, которые передаются новым собственникам или владельцам.

Раздел II Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств устанавливает порядок оформления паспортов транспортных средств.

В

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2013 по делу n А09-9440/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также