Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2013 по делу n А23-1227/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)06 сентября 2013 годаДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09 e-mail: [email protected], сайт: http://20aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Тула Дело № А23-1227/2013 Резолютивная часть постановления объявлена 06.09.2013 Постановление изготовлено в полном объеме 06.09.2013 Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тимашковой Е.Н., судей Еремичевой Н.В. и Стахановой В.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Верулидзе Н.Д., при участии от заинтересованного лица – межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Калужской области (г. Калуга, ИНН 4029030703, ОГРН 1044004427708) – Гольцуновой Л.В. (доверенность от 17.01.2013 № 03-11/00313) и в отсутствие представителя заявителя – индивидуального предпринимателя Поликановой Светланы Владимировны (г. Калуга, ИНН 402900913093), уведомленного надлежащим образом, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Поликановой Светланы Владимировны на решение Арбитражного суда Калужской области от 01.07.2013 по делу № А23-1227/2013 (судья Смирнова Н.Н.), установил следующее. Индивидуальный предприниматель Поликанова Светлана Владимировна (далее – заявитель, предприниматель, налогоплательщик) обратилась в Арбитражный суд Калужской области с заявлением к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Калужской области (далее – инспекция, налоговый орган) об обязании возвратить излишне уплаченные налоги в размере 73 011 рублей 50 копеек (с учетом уточнения). Решением Арбитражного суда Калужской области от 01.07.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано. В апелляционной жалобе предприниматель просит данное решение суда отменить, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела. В отзыве на апелляционную жалобу инспекция, опровергая доводы жалобы, считает, что судом первой инстанции сделаны правильные выводы, в связи с чем просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать. Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего. Как следует из материалов дела, между предпринимателем и налоговым органом 22.11.2012 был подписан совместный акт сверки расчетов по налогам, пеням и штрафам (л. д. 13 –16), согласно которому у заявителя образовалась переплата в сумме 74 811 рублей 50 копеек, в том числе: – налог на доходы физических лиц – 6 707 рублей 11 копеек, – налог на совокупный доход – 1800 рублей, – ЕСН, зачисляемый в федеральный бюджет, – 60 849 рублей 84 копейки, – ЕСН, зачисляемый в территориальный ФОМС, – 5144 рубля 19 копеек, – ЕСН, зачисляемый в федеральный ФОМС, – 310 рублей 36 копеек. В связи с этим 21.12.2012 налогоплательщик направил в инспекцию 5 заявлений о возврате излишне уплаченного налога в указанной выше сумме (л. д. 8 – 10). Решением налогового органа от 29.12.2012 № 293 в возврате излишне уплаченных налогов отказано в связи с истечением 3-х годичного срока, установленного пунктом 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации. Полагая, что отказ налогового органа в возврате излишне уплаченного налога является незаконным и считая, что право на возврат спорной суммы налога в судебном порядке налогоплательщиком не утрачено, предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением. Рассматривая дело по существу и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что налогоплательщик обратился в арбитражный суд с пропуском срока, предусмотренного для обращения с заявлением о возврате излишне уплаченного налога. Проверив в порядке апелляционного производства применение норм материального и процессуального права, соответствие выводов Арбитражного суда Калужской области фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд апелляционной инстанции считает данные выводы суда первой инстанции правильными ввиду следующего. Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 21 и подпункту 5 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) налогоплательщики имеют право на своевременный возврат (зачет) сумм излишне уплаченных налогов, а налоговый орган обязан осуществлять возврат (зачет) излишне уплаченных сумм налогов. Порядок зачета (возврата) излишне уплаченных сумм налогов, сборов, пеней и штрафов регламентирован статьей 78 НК РФ. Пунктом 9 статьи 7 Федерального закона от 27.06.2006 № 137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» определено, что суммы налогов, сборов, пеней, штрафов, излишне уплаченные (взысканные) до 01.01.2007 и подлежащие возврату в соответствии со статьями 78 и 79 части первой НК РФ, возвращаются налогоплательщику (налоговому агенту, плательщику сбора) в порядке, действовавшем до дня вступления в силу данного Федерального закона. Исходя из пунктов 1 и 8 статьи 78 НК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период), сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей. Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы. Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 21.06.2001 № 173-О указал, что статья 78 НК РФ, регламентирующая порядок зачета или возврата излишне уплаченной суммы налога, сбора, а также пени, предусматривает, что налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта (пункт 3); сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика (пункт 7), которое может быть им подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (пункт 8), что порождает обязанность налогового органа в течение месяца со дня подачи заявления возвратить сумму излишне уплаченного налога, если иное не установлено данным Кодексом (пункт 9). Данная норма позволяет налогоплательщику в течение трех лет со дня уплаты налога предъявить налоговому органу обоснованные и потому подлежащие безусловному удовлетворению требования, не обращаясь к судебной защите своих законных интересов. В то же время в случае отказа налогового органа в удовлетворении заявления налогоплательщика о возврате или зачете излишне уплаченных сумм налогов и пеней, в том числе и при пропуске срока, установленного пунктом 7 статьи 78 НК РФ, налогоплательщик вправе обратиться в суд с иском о возврате или зачете указанных сумм (пункт 22 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации»). Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.11.2006 № 6219/06, вопрос о порядке исчисления срока подачи налогоплательщиком в суд заявления о возврате излишне уплаченного налога должен решаться с учетом того, что такое заявление должно быть подано в течение трех лет со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишне уплаченного налога. В постановлении Президиума ВАС РФ от 25.02.2009 № 12882/08 указано, что моментом, когда налогоплательщик узнал о факте излишней уплаты налога, не может считаться момент совершения им действий по корректировке своего налогового обязательства и представлению уточненной налоговой декларации. Вопрос определения времени, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать об излишней уплате налога, надлежит разрешать с учетом оценки совокупности всех имеющих значение для дела обстоятельств, в частности установить причину, по которой налогоплательщик допустил переплату налога; наличие у него возможности для правильного исчисления налога по данным первоначальной налоговой декларации; изменения действующего законодательства в течение рассматриваемого налогового периода, а также другие обстоятельства, которые могут быть признаны судом в качестве достаточных для признания непропущенным срока на возврат налога. В данном случае бремя доказывания названных обстоятельств в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возлагается на налогоплательщика. Из правовой позиции Президиума ВАС РФ, изложенной в постановлении от 28.06.2011 № 17750/10, следует, что за пределами вышеуказанного срока обращение в суд допускается в случаях, когда налогоплательщик своевременно предпринял попытку досудебного урегулирования спора с налоговым органом и обращение в суд вызвано незаконным отказом в его имущественном требовании. Такое право подлежит судебной защите при условии соблюдения заявителем срока, установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В обоснование своей позиции налогоплательщик ссылается на то, что о наличии переплаты по спорным налогам ему стало известно только при подписании акта сверки расчетов по состоянию на 21.11.2012 № 12638. Между тем в силу статьи 52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подтверждающую уплату за налоговый период исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. На основании пункта 1 статьи 78 НК РФ в редакции, действующей с 01.01.2007, сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей. В данном случае Поликанова С.А. самостоятельно составляла налоговую отчетность, представляла ее в налоговый орган и перечисляла налоги в бюджет. При этом, как установлено судом, причиной, по которой образовалась переплата, является перечисление налогоплательщиком налогов в больших суммах, чем суммы налогов, начисленные к уплате на основании налоговых деклараций (авансовых расчетов) за соответствующие налоговые (отчетные) периоды (2001 – 2004 годы): 1) ЕСН, зачисляемый в федеральный бюджет: – начислено налогоплательщиком 15.07.2002 за 2001 год – 16 299 рублей, 15.07.2002 авансовый платеж за 2002 – 2 880 рублей уменьшено по сроку 15.07.2002 (-1440 рублей), 15.10.2002 авансовый платеж за 2002 год – 1440 рублей уменьшено по сроку 15.10.2002 (-720 рублей), 15.01.2003 авансовый платеж за 2002 год – 1440 рублей уменьшено по сроку 15.01.2003 (-720 рублей), 15.07.2003 за 2002 год – 15 300 рублей, 15.07.2004 за 2003 год – 1800 рублей, 15.07.2004 авансовый платеж за 2004 год – 4 631 рубль, 15.10.2004 авансовый платеж за 2004 год – 2 315 рублей, 15.01.2004 авансовый платеж за 2004 год – 2 315 рублей, итого начислено 45 540 рублей; – уплачено налогоплательщиком: переплата по состоянию на 01.01.2002 – 20 496 рублей 85 копеек, 03.01.2002 – 54 393 рубля 60 копеек, 03.01.2002 – 681 рубль 20 копеек, 20.06.2002 – 16 299 рублей, 20.06.2002 – 14 519 рублей 19 копеек, итого уплачено 106 389 рублей 84 копейки. Согласно данным КРСБ налогоплательщика переплата на 01.01.2006 составляет 60 849 рублей 84 копейки (106 389 рублей 84 копейки – 45 540 рублей). Налоговые декларации по ЕСН за 2001, 2002, 2003 годы налоговым органом в материалы дела не представлены в связи с истечением сроков хранения соответствующих документов (5 лет). Предпринимателем налоговые декларации по ЕСН за 2001, 2002, 2003 годы в материалы дела также не представлены. Таким образом, проверить правильность исчисления ЕСН в федеральный бюджет не представляется возможным. Согласно сведениям, указанным в карточках «начисления/уменьшения» информационного ресурса ТАКСГРАД (до 01.01.2004), отсутствуют начисления авансовых платежей по ЕСН в федеральный бюджет за 2003 год по срокам уплаты 15.07.2003, 15.10.2003, 15.01.2004. Заявителем в материалы дела представлены копии платежных поручений: от 20.06.2002 № 209 на сумму 14 519 рублей 19 копеек, от 20.06.2002 № 208 на сумму 16 299 рублей. Платежные поручения от 03.01.2002 на сумму 54 393 рубля 60 копеек, 681 рубль 20 копеек, а также на сумму 20 496 рублей 85 копеек, подтверждающие наличие переплаты по состоянию на 01.01.2002, налогоплательщиком в материалы дела не представлены. 2) ЕСН, зачисляемый в ФОМС: – начислено налогоплательщиком: 15.07.2002 за 2001 год – 167 рублей, 15.07.2002 авансовый платеж за 2002 год – 30 рублей, 15.10.2002 авансовый платеж за 2002 год – 15 рублей, 15.01.2003 авансовый платеж за 2002 год – 15 рублей, 15.07.2003 за 2002 год – 299 рублей, 15.07.2004 за 2003 год – 193 рубля, 15.07.2004 авансовый платеж за 2004 год – 97 рублей, 15.10.2004 авансовый платеж за 2004 год – 48 рублей, 15.01.2004 авансовый платеж за 2004 год – 48 рублей, итого начислено 912 рублей; – уплачено налогоплательщиком: переплата по состоянию на 01.01.2002 – 213 рублей 51 копейка, 03.01.2002 – 6 рублей 81 копейка, 03.01.2002 – 543 рубля 94 копейки, 20.06.2002 – 167 рублей, итого уплачено 1 222 рубля 36 копеек. Согласно КРСБ налогоплательщика переплата на 01.01.2006 составляет 310 рублей 36 копеек (1222 рубля 36 копеек – 912 рублей). Налоговые декларации по ЕСН за 2001, 2002, 2003 годы налоговым органом в материалы дела не представлены в связи с истечением сроков хранения соответствующих документов (5 лет). Предпринимателем налоговые декларации по ЕСН за 2001, 2002, 2003 годы в материалы дела также не представлены. Таким образом, проверить правильность исчисления ЕСН в ФФОМС не представляется возможным. Согласно Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2013 по делу n А62-2730/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Август
|