Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2014 по делу n А23-5272/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

13 августа 2014 годаДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09

e-mail: [email protected], сайт: http://20aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тула

 Дело №  А23-5272/2013

Резолютивная часть постановления объявлена  06.08.2014

Постановление изготовлено в полном объеме  13.08.2014

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Тучковой О.Г., судей Рыжовой Е.В., Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем Корнеевой Е.В., при участии от ответчика – Воробьева Д.В. (доверенность от 01.07.2013), от третьих лиц: Рощука Алексея Дмитриевича – Воробьева Д.В. (доверенность от 11.10.2013), Рощука Владислава Дмитриевича – Воробьева Д.В. (доверенность от 19.09.2013), в отсутствие представителя истца, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Городской Управы города Калуги на решение Арбитражного суда Калужской области от 24.02.2014 по делу                       № А23-5272/2013 (судья Аникина Е.А.), установил следующее.

Городская Управа города Калуги (далее – истец, управа) обратилась в Арбитражный суд Калужской области  с  иском    к    индивидуальному    предпринимателю  Воробьевой    Земфире Дмитриевне (далее – ответчик, предприниматель) о взыскании задолженности по договору от 06.08.2010 № 597/10 в размере 203 110 руб. 98 коп. и процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 1 953 руб. 52 коп., а всего                       205 064 руб. 50 коп.

Определением Арбитражного суда Калужской области от 25.12.2013 принято встречное исковое заявление Воробьевой Земфиры Дмитриевны к Городской Управе города Калуги о понуждении произвести перерасчет арендной платы по договору от 06.08.2010 № 597/10 с 18.01.2012 по 19.09.2012 исходя из кадастровой стоимости земельного участка и разрешенного использования, а также с учетом Правил определения размера арендной платы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582.

Определением суда от 23.01.2014 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Рощук Алексей Дмитриевич, Рощук Владислав Дмитриевич.

Решением арбитражного суда в удовлетворении исковых требований Городской Управы города Калуги отказано. Встречные исковые требования удовлетворены частично. Суд обязал Городскую Управу города Калуги произвести перерасчет арендной платы по договору от 06.08.2010 №597/10 с 18.01.2012 по 19.09.2012 исходя из кадастровой стоимости земельного участка 14 197 235 руб. 85 коп. и разрешенного использования: под цех деревообработки. В остальной части встречные исковые требования оставлены без удовлетворения.

Не согласившись с вынесенным судебным актом, Городская Управа города Калуги обратилась в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. Ссылается на то, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 40:26:000076:5 должна быть изменена с учетом вида разрешенного использования: под цех деревообработки, только после внесения соответствующих изменений в сведения государственного кадастра недвижимости. Указывает, что судом первой инстанции не определена точная дата внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером 40:26:000076:5 в части вида разрешенного использования: под цех деревообработки, при этом в решении от 24.02.2014 суд первой инстанции обязывает Городскую Управу города Калуги пересчитать арендную плату с 18.01.2012.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд апелляционной инстанции считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.

Как следует из материалов дела, на основании распоряжений Городского Головы от 29.01.2001 № 351-р, от 06.08.2004 № 3984-р, распоряжения Городского Головы городского округа «Город Калуга» от 13.06.2007 № 5443-р между истцом (арендодатель) и ответчиком (арендатор) заключен договор аренды находящегося в государственной собственности земельного участка от  06.08.2010 № 597/10 (л. д. 9-10).

Согласно п. 1.1 указанного договора арендодатель обязался предоставить, а арендатор принять в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора неделимый земельный участок из состава земель населенных пунктов с кадастровым номером 40:26:000076:0005, площадью 9 765 кв. м, по адресу: г.Калуга, ул. Тарутинская, д. 205, предоставленный в целях использования боксов для ремонта автомашин в границах, указанных в кадастровом плане земельного участка, прилагаемом к настоящему договору, являющемуся его неотъемлемой частью.

Срок аренды участка установлен в п.  2.1 договора и составляет 49 лет.

Как следует из п. 2.2 договора, стороны пришли к соглашению, что в соответствии с п. 2 ст. 425 Гражданского кодекса Российской Федерации действие условий об арендной плате настоящего договора распространяются на отношения, фактически сложившиеся с 05.07.2010.

Договор зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калужской области, о чем имеется соответствующая отметка на листе договора (л. д. 12).

Факт передачи земельного участка в аренду подтверждается актом приема-передачи (л. д. 14).

Согласно п. 3.1 договора размер и порядок расчета арендной платы указан в приложении № 2.

В соответствии с п. 3.2 договора расчет арендной платы составляется ежегодно с учетом устанавливаемых на календарный год базовых ставок арендной платы и коэффициентов к ним с указанием суммы, сроков, реквизитов оплаты, подписывается арендатором и уполномоченным лицом со стороны арендодателя. Первоначальный расчет арендной платы за период, начиная с даты, указанной в п. 2.2 договора и до окончания текущего года выдается при заключении договора.

В случае уклонения арендатора от получения или отказа подписания ежегодного расчета арендной платы либо уточненного уведомления по арендной плате, указанные расчет либо уведомление подписываются только арендодателем и считается действующим с момента подписания арендодателем.

В силу п. 3.3 арендная плата за земельный участок вносится арендатором путем перечисления на расчетный счет, указываемый арендатору арендодателем в ежегодном расчете арендной платы. Арендная плата за земельный участок вносится следующим образом: за I квартал – до 1 апреля, за II квартал – до 1 июля, за III квартал – до 1 октября, за IV квартал – до 25 декабря текущего года.

Ссылаясь на ненадлежащее исполнение индивидуальным предпринимателем Воробьевой Земфирой Дмитриевной обязательств по внесению арендной платы и образование в связи с этим задолженности, которая, согласно представленному истцом в материалы дела расчету за период с 01.01.2012 по 19.09.2012 (л.д.8), составила                            203 110 руб. 98 коп., истец обратился в суд с иском.

Впоследствии индивидуальный предприниматель Воробьева Земфира Дмитриевна обратилась в арбитражный суд со встречным исковым заявлением к Городской Управе города Калуги.

Вынося обжалуемое решение, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.

В соответствии со ст. 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

В силу пункта 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.

Апелляционным судом отклоняются доводы жалобы о том, что  кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 40:26:000076:5 должна быть изменена с учетом вида разрешенного использования: под цех деревообработки, только после внесения соответствующих изменений в сведения государственного кадастра недвижимости, что судом первой инстанции не определена точная дата внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером 40:26:000076:5 в части вида разрешенного использования: под цех деревообработки, при этом в решении от 24.02.2014 суд первой инстанции обязывает Городскую Управу города Калуги пересчитать арендную плату с 18.01.2012, на основании следующего.

Как установлено в пункте 4.4.10 договора аренды от 06.08.2010 при изменении вида разрешенного использования здания, строения сооружения, расположенных на земельном участке, арендаторы вправе обратиться к арендодателю для внесения изменений в договор и за перерасчетом арендной платы.

Изменение вида разрешенного использования объекта недвижимости – цех деревообработки, назначение: нежилое, производственное (промышленное), деревообрабатывающей промышленности, зарегистрировано 18.01.2012, что подтверждается свидетельством 40 КЛ №315473 (л. д. 45).

В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.10.2010 № 5743/10, вид разрешенного использования земельного участка отображается в сведениях государственного земельного кадастра, а не устанавливается этим документом.

То обстоятельство, что в государственный кадастр в спорный период не были внесены сведения об изменении вида разрешенного использования земельного участка, не свидетельствует о том, что фактически измененный вид разрешенного использования не был установлен в этом периоде.

В связи с этим арендная плата по договору от 06.08.2010 № 597/10 с 18.01.2012 по 19.09.2012 подлежит уплате исходя из кадастровой стоимости земельного участка                        14 197 235 руб. 85 коп. и разрешенного использования: под цех деревообработки.

Суд первой инстанции верно указал, что арендная плата не может быть исчислена на основании договора и нормативных правовых актов органа местного самоуправления ввиду следующего.

В силу норм пункта 4 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» соответствующие условия арендной платы в отношении земель, государственная собственность на которые не разграничена, отнесены к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Во исполнение требований статей 22, 65 Земельного кодекса Российской Федерации Правительством Российской Федерации принято постановление от 16.07.2009 № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации», действующее с 04.08.2009.

Указанные в постановлении № 582 принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены.

В силу разъяснений, изложенных в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда от 17.04.2012 № 15837/11, Правительство Российской Федерации в постановлении № 582 определило предельные ставки арендной платы, являющиеся ориентирами для нормативно устанавливаемых ставок арендной платы при сдаче в аренду земельных участков публичными образованиями.

В данном случае условиями договора предусматривалось, что расчет арендной платы осуществляется по формуле, согласно которой арендная плата определена на основании кадастровой стоимости с учетом поправочных коэффициентов и индексов потребительских цен.

Таким образом, формула расчета после согласования ее сторонами стала условием договора аренды о размере арендной платы, поэтому изменение использованной в ней формулы возможно только в порядке, установленном пунктом 1 статьи 452 Гражданского кодекса Российской Федерации, что указано в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.07.2011 № 1709/11.

Учитывая, что для аренды земельных участков установлены предельные ставки, судом проверен расчет задолженности на предмет соответствия предъявленной ко взысканию стоимости аренды постановлению № 582.

Как следует из пунктов 8, 9 постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582,  арендная плата изменяется ежегодно в одностороннем порядке арендодателем на размер уровня инфляции, установленного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, который применяется ежегодно на начало очередного года; если арендная плата рассчитана на основании кадастровой стоимости земельного участка, то она может быть пересмотрена в связи с изменением кадастровой стоимости земельного участка. При этом индексация арендной платы с учетом уровня инфляции не проводится.

С учетом изложенного, в соответствии с положениями постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582 суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что у ответчика отсутствует задолженность по арендной плате по состоянию на 18.01.2012.

Полагая, что арендная плата по договору от 06.08.2010 № 597/10 подлежит перерасчету исходя из кадастровой стоимости земельного участка равной 14 197 235 руб. 85 коп. и разрешенного использования: под цех деревообработки, индивидуальный предприниматель Воробьева З.Д. обратилась в суд со встречным иском.

В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон о кадастре) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2014 по делу n А09-8975/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также