Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 26.12.2011 по делу n А31-3154/2011. Отменить решение полностью и принять новый с/а,Возврат госпошлины,Возместить (распределить) судебные расходы (ст.101, 106, 112 АПК)
ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ арбитражного суда апелляционной инстанции г. Киров 27 декабря 2011 года Дело № А31-3154/2011 Резолютивная часть постановления объявлена 20 декабря 2011 года. Полный текст постановления изготовлен 27 декабря 2011 года. Второй арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Лысовой Т.В., судей Буториной Г.Г., Караваевой А.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Новоселовой Е.В., при участии в судебном заседании: представителя заявителя Окулова Е.А., действующего по доверенности от 28.02.2011, представителя третьего лица общества с ограниченной ответственностью «Утилизация отходов» Титаева А.П., действующего по доверенности от 13.05.2011, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Утилизация отходов» на решение Арбитражного суда Костромской области от 23.09.2011 по делу № А31-3154/2011, принятое судом в составе судьи Беляевой Т.Ю., по заявлению прокурора Костромской области к Верхне-Волжскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ИНН: 7604015500; ОГРН: 1027600691216), третьи лица - общество с ограниченной ответственностью «Утилизация отходов (ИНН: 4401103628; ОГРН: 1094401005929), Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Костромской области (ИНН: 4401047765; ОРГН: 1044408628142), о признании недействительными приказа, лицензии, приложений к ним в части,
установил:
прокурор Костромской области (далее – Прокурор, заявитель) обратился в Арбитражный суд Костромской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), к Верхне-Волжскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – Верхне-Волжское управление Ростехнадзора, ответчик) о признании недействительными: - абзаца второго приказа от 29.01.2010 № 43-К «О предоставлении лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I-IV класса опасности» (далее – приказ № 43-К) и в приложении к нему столбца 5 в строках с 1 по 71 в части слов «размещение», столбца 6 в строках с 1 по 71; - лицензии № ОП-17-00591 (44) от 29.01.2010 на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I-IV класса опасности (далее – лицензия от 29.01.2010) и в приложении к ней столбцов 5 и 6 в строках с 1 по 71 в части слов «размещение», «Российская Федерация». К участию в деле привлечены общество с ограниченной ответственностью «Утилизация отходов» и Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Костромской области (далее – ООО «Утилизация отходов», Общество и Управление Росприроднадзора по Костромской области; третьи лица). Решением от 23.09.2011 требования заявителя удовлетворены. ООО «Утилизация отходов», не согласившись с принятым судебным актом, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой, ссылаясь на то, что суд первой инстанции нарушил нормы материального и процессуального права, неполно выяснил имеющие значение для дела обстоятельства, признал установленными недоказанные обстоятельства, просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт. В жалобе и дополнении к ней указано, что суду первой инстанции следовало, удовлетворяя ходатайство об отложении судебного заседания, обоснованное болезнью представителя Общества, назначить рассмотрение дела не на 12.09.2011, а на 15.09.2011, и, объявив перерыв до 16.09.2011, надлежащим образом известить о возобновлении судебного заседания. Общество извещения не получало, поэтому не могло направить представителя, реализовать право на судебную защиту, что влечет безусловную отмену обжалуемого решения (пункт 2 части 2 статьи 270 АПК РФ). Также в мотивировочной части судебного акта приведена ссылка на часть 4 статьи 156 АПК РФ, которая не применялась, Обществу направлено неподписанное решение. Приказ № 43-К признан недействительным в части незаконно, с нарушением статей 8, 10, 65, 71 АПК РФ. При обращении в лицензирующий орган за получением лицензии представлен договор о наличии объекта размещения опасных отходов, а что переданная площадка таковым объектом не является, заявителем не доказано и противоречит другим документам дела. Кроме того, судом не учтено наличие в деле иных договоров на размещение отходов и то, что указанная площадка в реестр объектов размещения отходов не внесена, поскольку он не сформирован. Относительно признания недействительной в части лицензии от 29.01.2010 суд необоснованно применил пункт 2 статьи 7 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон № 128-ФЗ), нормы Постановления Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 № 45 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности» (далее – Постановление № 45) об уведомительном порядке. Помимо того, признавая лицензию от 29.01.2010 недействительной в части слов «Российская Федерация», суд не счел таковым в этой же части приложение к приказу № 43-К, на основании которого выдана указанная лицензия, не определил этим словам замену, лишив тем самым права осуществлять лицензируемый вид деятельности. Законом предусмотрена выдача единой лицензии, а не на отдельные виды работ в сфере обращения с отходами, тогда как в настоящем споре допущено существование лицензии в усеченном виде. В обжалуемом решении обосновано только несоответствие оспариваемых актов законодательству и не установлено иного обязательного критерия для признания их незаконными - нарушения прав и законных интересов лиц, в защиту которых выступил заявитель. ООО «Утилизация отходов» считает, что указание в лицензии от 29.01.2010 места осуществления деятельности «Российская Федерация» не противоречит закону, не создает каких-либо привилегий и не означает, что лицензируемый вид деятельности может осуществляться без регистрации в территориальных органах Росприроднадзора. Прокурор в отзыве с жалобой не согласен, считает приведенные в ней доводы основанными на неправильном толковании норм материального права и не соответствующими фактическим обстоятельствам дела. При этом, ссылаясь на Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Приказ Ростехнадзора от 10.12.2007 № 848, Положение о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности (далее – Положение № 524), утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.2006 № 524, (далее – Закон № 89-ФЗ, Приказ № 848, Положение № 524), указывает, что на момент получения лицензии Общество не имело на законном основании объектов размещения отходов, поэтому не вправе заниматься соответствующей деятельностью. Также у Общества отсутствуют на территории иных субъектов на законном основании специализированные установки по обезвреживанию отходов и, соответственно, право осуществлять использование и обезвреживание отходов на территории всей Российской Федерации (далее – РФ). Более того, Общество для осуществления спорной лицензируемой деятельности на территории других регионов должно уведомить лицензирующие органы субъектов РФ. Доказательства уведомления не представлены. Ссылки на неизвещение о перерыве несостоятельны, основанием для безусловной отмены обжалуемого решения не являются. Управление Росприроднадзора по Костромской области в отзыве, учитывая пункты 9, 10 статьи 18 Закона № 128-ФЗ, пункт 3 Положения № 524, пункты 6, 7 статьи 12 Закона № 89-ФЗ, статью 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон № 99-ФЗ), находит, что обжалуемое решение принято в соответствии с требованиями законодательства. Верхне-Волжское управление Ростехнадзора отзыв на жалобу не направило. Стороны и третьи лица извещены о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом. Управление Росприроднадзора по Костромской области ходатайствовало о рассмотрении дела без участия своего представителя. В порядке статьи 163 АПК РФ судебное заседание проведено с объявлением перерыва с 13.12.2011 до 20.12.2011, о котором участники процесса извещены надлежащим образом. До перерыва представители Общества и Прокурора поддержали свои позиции по спору, после перерыва заявитель не явился. На основании статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ дело рассмотрено по имеющимся доказательствам в отсутствие представителей ответчика, Управления Росприроднадзора по Костромской области, завершено без участия заявителя. Законность решения Арбитражного суда Костромской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ. Как видно из материалов дела, 17.12.2009 в Верхне-Волжское управление Ростехнадзора поступило заявление Общества о предоставлении лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I-IV класса опасности с указанием места осуществления деятельности – «Российская Федерация» (том 1, л.д. 32). Также согласно описи к этому заявлению от Общества приняты необходимые для получения лицензии документы. В частности, копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании производственных помещений, объектов размещения отходов на 38 листах, копия санитарно-эпидемиологического заключения на 1 листе (том 1, л.д. 33). В подтверждение данного обстоятельства представлены копии следующих договоров: подряда от 01.12.2009 № 1, на оказание услуг по утилизации от 07.12.2009 № 3, от 07.12.2009 № 981, от 01.12.2009 № 46, от 01.12.2009 № 47, аренды от 25.11.2009, аренды оборудования от 01.12.2009, аренды транспортных средств с экипажем от 02.12.2009 № 01-4/21. Также имеется копия санитарно-эпидемиологического заключения от 16.12.2009 № 44.КЦ.01.000.М.000719.21.09 (том 1, л.д. 37-52, 56). 29.01.2010 Верхне-Волжским управлением Ростехнадзора издан приказ № 43-К, в котором названы, среди прочего, виды работ, выполняемые в составе лицензируемого вида деятельности, - «сбор, транспортировка, использование, размещение, обезвреживание», место осуществления деятельности (включая филиалы и обособленные подразделения) – «Российская Федерация» (абзац второй, столбцы 5 и 6 в строках с 1 по 71 приложения; том 1, л.д 12-20). На основании упомянутого приказа оформлена лицензия от 29.01.2010 с аналогичными сведениями в графах «конкретный вид лицензируемой деятельности» и «места осуществления деятельности» и в столбцах 5, 6 в строках с 1 по 71 приложения (том 1, л.д. 21-29). Прокурор, считая, что приказ № 43-К и лицензия от 29.01.2010 в части, предоставляющей право осуществлять лицензируемую деятельность по виду работ «размещение» и на территории РФ, не соответствуют законодательству и нарушают права неопределенного круга лиц, обратился в Арбитражный суд Костромской области с заявлением о признании их в этой части недействительными. Суд первой инстанции, разрешая спор, руководствовался статьями 198, 201 АПК РФ, Законами № 128-ФЗ, № 89-ФЗ, Положением № 524, Приказом № 848. Оценив представленные в дело документы, суд пришел к выводу, что при получении лицензии Обществом не выполнено требование о наличии на законном основании объекта размещения отходов. Договор подряда от 01.12.2009 № 1 иного не подтверждает, поскольку передаваемая по нему уплотненная площадка не признана объектом размещения отходов и не включена в реестр размещения отходов. Также суд счел, что Обществом представлены договоры в целях использования и обезвреживания отходов лишь с хозяйствующими субъектами Костромской области, предварительно не уведомлены лицензирующие органы субъектов РФ о намерении осуществлять лицензируемый вид деятельности на их территории. В связи с этим суд признал, что ответчик необоснованно наделил Общество правом осуществлять лицензируемый вид деятельности в части размещения отходов и на территории РФ, а потому удовлетворил заявленные требования. Исследовав имеющиеся в деле документы, проанализировав доводы жалобы и дополнительные пояснения к ней, отзывы на нее, заслушав представителей Общества, Прокурора, Второй арбитражный апелляционный суд пришел к следующему выводу. Согласно статье 4 АПК РФ в арбитражный суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов может обратиться в установленных АПК РФ случаях не только заинтересованное лицо, но и иные лица. При этом для иных лиц участие в арбитражном процессе определяется с учетом специальных норм, в частности применимый способ защиты и порядок его реализации, который, однако, должен соответствовать содержанию спорного правоотношения, характеру нарушения и вести к восстановлению нарушенного права или законного интереса. Из статей 27, 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», 52, 198 АПК РФ следует, что прокурор вправе обратиться в арбитражный суд в интересах как конкретного физического или юридического лица, так и неопределенного круга лиц, а равно в публичных интересах. В том числе с требованием о признании недействительным ненормативного правового акта. По смыслу статей 1, 2, 4 Закона № 128-ФЗ, подлежащего применению в спорной ситуации, отношения в сфере лицензирования отдельных видов деятельности носят публичный характер и направлены на обеспечение прав и законных интересов неопределенного круга лиц, общества и государства. Обращение юридического лица или индивидуального предпринимателя в уполномоченный орган исполнительной власти РФ или субъекта РФ с заявлением о предоставлении лицензии влечет возникновение лицензионного правоотношения, субъектами которого являются лицензирующий орган и соискатель лицензии, а в случае ее выдачи - лицензиат. Органы исполнительной власти РФ, осуществляющие лицензирование конкретных видов деятельности, определяются Правительством РФ и реализуют в лицензионных правоотношениях предусмотренные законом полномочия (статьи 5, 6 Закона № 128-ФЗ). В рамках полномочия по предоставлению лицензии предусмотрено принятие решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии, оформляемого соответствующим актом лицензирующего органа, и выдача документа, подтверждающего Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 26.12.2011 по делу n А31-2210/2011. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Август
|