Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 22.01.2012 по делу n А28-5002/2011. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

     ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Киров

23 января 2012 года

Дело № А28-5002/2011

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Черных Л.И.,

судей Немчаниновой М.В., Ольковой Т.М.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Печенкиной Ю.А.,

при участии в судебном заседании

представителей Предпринимателя: Зырянова К.В. по доверенности от 04.07.2011, Никулина А.Н. по доверенности от 04.07.2011,

представителя Инспекции: Маркова А.В. по доверенности от 10.01.2012,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Исупова Вячеслава Геннадьевича

на решение Арбитражного суда Кировской области от 27.10.2011 по делу №А28-5002/2011, принятое судом в составе судьи Вихаревой С.М.  

по заявлению индивидуального предпринимателя Исупова Вячеслава Геннадьевича

(ИНН: 434900292307, ОГРНИП: 304434508400036)

к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Кирову

(ИНН: 4345001066, ОГРН: 1044316882301)

о признании недействительным решения от 27.05.2011 № 5929,

установил:

 

индивидуальный предприниматель Исупов Вячеслав Геннадьевич (далее –  Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Кирову (далее – Инспекция) от 27.05.2011 № 5929.

Решением Арбитражного суда Кировской области от 27.10.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.  

Предприниматель с принятым решением суда не согласился, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, дополнениями к ней.

По мнению заявителя апелляционной жалобы, для рассмотрения настоящего дела имеет существенное значение, относится ли муниципальное образование «город Киров» к понятию налогоплательщик. При этом Исупов В.Г. указывает, что муниципальные образования не являются юридическими лицами, а лишь обладают правами юридических лиц, и не подпадают под понятие «организация» в целях применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, и соответственно не являются налогоплательщиками, в том числе налога на добавленную стоимость. Обращает внимание на то, что суд не выяснял, возможно ли существование налогового агента при отсутствии налогоплательщика. Ссылаясь на пункты 1, 2 статьи 24, пункт 3 статьи 161 Налогового кодекса Российской Федерации, Исупов В.Г. указывает, что налоги уплачиваются налогоплательщиком, а в установленных законом случаях налоговым агентом за налогоплательщика, за счет средств налогоплательщика, удержанных у него налоговым агентом. В любом случае при перечислении налога самим налогоплательщиком либо за него налоговым агентом, налог считается уплаченным налогоплательщиком, то есть налоговый агент, уплачивая налог, выполняет обязанности налогоплательщика. При отсутствии налогоплательщика не может быть налогового агента. В связи с этим Предприниматель Исупов В.Г. полагает, что у него не могли возникнуть обязанности налогового агента. Кроме того, заявитель ссылается на то, что судом не устанавливались обстоятельства того, что приобретенные Исуповым В.Г. объекты недвижимого имущества составляли казну муниципального образования «город Киров». Также заявитель ссылается на пункт 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации; что УДМС по г. Кирову уплачен налог на добавленную стоимость по спорным сделкам; моментом определения налоговой базы будет являться дата проведения государственной регистрации перехода права собственности на объект недвижимости.

Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу и дополнительных возражениях с доводами заявителя не согласна.

В судебном заседании представители сторон поддержали свои позиции по делу и доводы, изложенные в апелляционной жалобе, дополнениях к апелляционной жалобе и в отзыве на нее, дополнительных возражениях.

Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, в связи с тем, что Предпринимателем (налоговым агентом) при приобретении в 3 и 4 кварталах 2010 года муниципального имущества не представлены в налоговый орган соответствующие налоговые декларации по налогу на добавленную стоимость, заместителем начальника Инспекции принято решение от 27.05.2011 № 5929 о приостановлении операций по счетам Предпринимателя в банке.

Решением Управления Федеральной налоговой службы по Кировской области от 28.06.2011 № 14-15/06850 решение Инспекции оставлено без изменения.

Не согласившись с решением Инспекции, Предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, Арбитражный суд Кировской области руководствовался частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2, 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 1, подпунктом 4 пункта 2, подпунктом 1 пункта 3 статьи 24, пунктами 3, 11 статьи 76, абзацем 2 пункта 3 статьи 161, пунктом 5 статьи 174 Налогового кодекса Российской Федерации, частью 1 статьи 23, частью 2 статьи 212 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 5 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и исходил из того, что Предприниматель при приобретении в порядке приватизации недвижимого имущества является налоговым агентом и на него распространяются обязанности по представлению налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, решение Инспекции о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке принято в соответствии с требованиями законодательства о налогах и сборах.

Рассмотрев апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для ее удовлетворения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 24 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.

Согласно подпункту 4 пункта 3 статьи 24 Кодекса налоговые агенты обязаны представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.

В соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 161 Кодекса при реализации (передаче) на территории Российской Федерации государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации (передачи) этого имущества с учетом налога. При этом налоговая база определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации (передаче) указанного имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются покупатели (получатели) указанного имущества, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Указанные лица обязаны исчислить расчетным методом, удержать из выплачиваемых доходов и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога на добавленную стоимость.

В силу пункта 5 статьи 174 Кодекса налогоплательщики (налоговые агенты), в том числе перечисленные в пункте 5 статьи 173 настоящего Кодекса, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено настоящей главой.

Согласно пункту 1 статьи 72 Кодекса исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться, в том числе, приостановлением операций по счетам в банке.

Приостановление операций по счетам в банках организаций и индивидуальных предпринимателей регулируется статьей 76 Кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 76 Кодекса приостановление операций по счетам в банке применяется для обеспечения исполнения решения о взыскании налога, сбора и (или) пеней, если иное не предусмотрено пунктом 3 настоящей статьи и подпунктом 2 пункта 10 статьи 101 настоящего Кодекса

В соответствии с пунктом 3 статьи 76 Кодекса решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке может также приниматься руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в случае непредставления этим налогоплательщиком-организацией налоговой декларации в налоговый орган в течение 10 дней по истечении установленного срока представления такой декларации.

В этом случае приостановление операций по счетам отменяется решением налогового органа не позднее одного дня, следующего за днем представления этим налогоплательщиком налоговой декларации.

На основании пункта 11 статьи 76 Кодекса правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении приостановления операций по счетам в банках налогового агента - организации и плательщика сбора - организации, по счетам в банках индивидуальных предпринимателей - налогоплательщиков, налоговых агентов, плательщиков сборов, а также по счетам в банках нотариусов, занимающихся частной практикой (адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты), - налогоплательщиков, налоговых агентов.

Как следует из материалов дела, Исупов В.Г. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 29.10.1999. В рамках Программы приватизации муниципального имущества на 2010 год, утвержденной решением Кировской городской Думы от 25.02.2010 № 38/7, Исупов В.Г. приобрел у муниципального образования «город Киров» (листы дела 42-54 том 1):

- по договору купли-продажи от 02.09.2010 № 218 нежилое помещение по адресу: г. Киров, ул. Монтажников, д. 20 (назначение – спортивное),

- по договорам купли-продажи от 21.10.2010 № 266 и № 276 два нежилых помещения по адресу: г. Киров, ул. Мопра, д. 39, площадью 111,0 (помещение магазина, назначение – торговое) и 238,8 кв.м (назначение – административное),

- по договору купли-продажи от 27.12.2010 № 369 здание школы-интерната по адресу: г. Киров, Нововятский район, ул. Заводская, д. 25, площадью 3 821,8 кв.м (назначение – школьное) и земельный участок, расположенный по указанному адресу, площадью 16 645 кв.м (разрешенное использование – размещение существующего здания школы-интерната).

Оплата имущества произведена Предпринимателем Исуповым В.Г. в пользу продавца со своего расчетного счета в безналичном порядке (листы дела 83-91 том 1).

Право собственности на указанные объекты зарегистрировано Исуповым В.Г. 01.11.2010, 29.11.2010, 21.01.2011 (листы дела 67, 70, 73, 74 том 1).

Материалами дела подтверждается, что объекты недвижимого имущества приобретались Предпринимателем Исуповым В.Г., для использования в предпринимательской деятельности и использовались им в предпринимательской деятельности (листы дела 37-39, 69, 72, 79, 80 том 1). Назначение приобретенного заявителем имущества не связано с использованием его для личных целей. Согласно актам приема-передачи имущества Исупов В.Г. принял имущество как индивидуальный предприниматель для осуществления предпринимательской деятельности. В соответствии с договором купли-продажи от 15.11.2010 нежилое помещение по адресу: г. Киров, ул. Монтажников, 20, продано Исуповым В.Г. физическому лицу.

Согласно абзацу 2 пункта 3 статьи 161 Кодекса исключение для налоговых агентов составляет категория граждан – физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.

С учетом изложенного, оценив представленные в дело доказательства в совокупности, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Предприниматель Исупов В.Г. при приобретении рассматриваемого недвижимого имущества является налоговым агентом и обязан был представить в налоговый орган соответствующие налоговые декларации по налогу на добавленную стоимость в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Доводы заявителя о том, что поскольку муниципальное образование «город Киров» не является плательщиком налога на добавленную стоимость, Предприниматель Исупов В.Г. не может быть признан налоговым агентом, судом апелляционной инстанции не принимаются, как основанные на неверном толковании норм законодательства и налогах и сборах. Обязанность Предпринимателя (налогового агента) по исчислению налога на добавленную стоимость и уплате этого налога в бюджет, представлению налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость предусмотрена положениями приведенных норм права.

Ссылка заявителя на пункт 7 статьи 3 Кодекса является несостоятельной, поскольку приведенные нормы права не содержат неустранимых сомнений, противоречий и неясностей.

Доводы Исупова В.Г. о том, что отсутствуют доказательства того, что приобретенные объекты недвижимого имущества составляли казну муниципального образования «город Киров», подлежат отклонению как необоснованные.

В статье 215 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.

Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

Согласно части 2 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках

Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 22.01.2012 по делу n А82-10975/2011. Отменить определение первой инстанции: Направить вопрос на новое рассмотрение (ст.272 АПК)  »
Читайте также