Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 16.02.2012 по делу n А29-5108/2011. Отменить решение полностью и принять новый с/а

      ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Киров

17 февраля 2012 года

Дело № А29-5108/2011

Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2012 года. 

Полный текст постановления изготовлен 17 февраля 2012 года.

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Буториной Г.Г.,

судей Ившиной Г.Г., Кононова П.И.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Бородиной Н.А.,

в отсутствие представителей сторон и третьих лиц,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Отдела надзорной деятельности города Сыктывкара Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Коми

на решение Арбитражного суда Республики Коми от 28.11.2011 по делу № А29-5108/2011, принятое судом в составе судьи Махмутова Н.Ш.

по заявлению муниципального автономного учреждения культуры «Центр досуга и кино «Октябрь» г. Сыктывкара (ОГРН 1031100407777, ИНН 1101482497, Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Советская, 53)

к Отделу надзорной деятельности города Сыктывкара Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Коми (г. Сыктывкар, ул. Пушкина, 130)

о признании недействительным ненормативного правового акта,

установил:

 

муниципальное автономное учреждение культуры «Центр досуга и кино «Октябрь» (далее – заявитель, Учреждение, МАУК ЦДК «Октябрь») обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением к Отделу надзорной деятельности города Сыктывкара Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Коми (далее – ответчик, административный орган, Отдел) о признании недействительным предписания Отдела от 04.07.2011 № 720/1/1 по устранению нарушений требований пожарной безопасности.

Решением Арбитражного суда Республики Коми от 28.11.2011 заявленные требования удовлетворены.

Ответчик с принятым решением суда не согласен, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушение норм процессуального права – части 9 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе заявитель указывает, что выданное обществом с ограниченной ответственностью «Уральский центр пожарной безопасности «ГЕФЕСТ» заключение о независимой оценке пожарного риска в отношении здания МАУК ЦДК «Октябрь» является отрицательным; Отделом в отношении Учреждения была проведена внеплановая проверка, в связи с чем ссылка суда на пункт 25 Административного регламента МЧС РФ по исполнению государственной функции по надзору за выполнением обязательных требований пожарной безопасности, регламентирующий порядок проведения плановых проверок, является безосновательной; Отдел не был извещен о времени и месте нового судебного заседания после отложения рассмотрения дела.

Заявитель приведенные в апелляционной жалобе доводы опровергает, просит решение суда оставить в силе, ходатайствует о рассмотрении дела без участия своего представителя.

Ответчик, надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела, явку представителя в судебное заседание не обеспечил.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.

Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, 04.07.2011 Отделом на основании распоряжения от 21.06.2011 № 720 (л.д. 52-53) проведена внеплановая выездная проверка МАУК ЦДК «Октябрь» с целью контроля исполнения предписания от 24.02.2011 № 232/1/1. В ходе проверки выявлены факты невыполнения пунктов 1, 2, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 12, 13 указанного предписания, что нашло отражение в акте проверки от 04.07.2011 № 720 (л.д.56-57) и явилось основанием для выдачи нового предписания от 04.07.2011 № 720/1/1. Названным предписанием  Учреждение обязано устранить в срок до 10.10.2011 следующие нарушения требований пожарной безопасности:

1) пункта 3 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 № 313 (далее – ППБ 01-03), пунктов 6.12*, 6.19 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений» (далее – СниП 21-01-97) (из помещения подвала отсутствуют эвакуационные выходы);

2) пункта 150 ППБ 01-03 (деревянные конструкции сценической коробки не обработаны огнезащитным составом);

3) пункта 6.17 СНиП 21-01-97 (двери эвакуационных выходов (центрального фойе) открываются не по направлению выхода из здания);

4) пункта 3 ППБ 01-03, пункта 8.2 СНиП 41-01-2003 «Отопление, вентиляция и кондиционирование (далее – СниП 41-01-2003) (отсутствует система вытяжной противодымной вентиляции для удаления продуктов горения при пожаре в киноконцертном зале и общем коридоре подвала);

5) пункта 6.28* СНиП 21-01-97* (лестница на путях эвакуации (киноконцертный зал) высотой более 45 см не имеет ограждений с перилами);

6) пункта 8.9 СНиП 21-01-97* (между маршами лестниц зазор в свету выполнен менее 75 мм);

7) пункта 6.29 СНиП 21-01-97* (ширина марша лестницы, соединяющей подвал и первый этаж, менее 0,9 м);

8) пункта 6.35 СНиП 21-01-97* (лестничные клетки не имеют световых проемов площадью 1,2 м в наружных стенах здания);

9) пунктов 3, 149 ППБ 01-03, пункта 1.66 СНиП 2.08.02-89 «Общественные здания и сооружения» (в киноконцертном зале стулья не прикреплены к полу);

10) пункта 6.27 СНиП 21-01-97* (ширина горизонтальных путей эвакуации менее 1,2 м (киноконцертный зал));

11) пункта 6.9 СНиП 21-01-97* (подвальный этаж не оборудован обособленным выходом наружу, отдельным от остальной части лестничной клетки глухой противопожарной перегородкой 1-го типа).

Не согласившись с указанным предписанием, заявитель обратился в арбитражный суд.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что Учреждением в административный орган было представлено заключение о независимой оценке пожарного риска, согласно выводам которого безопасность людей в помещениях будет считаться обеспеченной, а объект будет соответствовать требованиям пожарной безопасности при условии ограничения численности единовременно находящихся в помещениях Учреждения людей и при соблюдении ряда других организационно-технических мероприятий; независимая оценка пожарного риска является формой оценки соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности, равной и существующей наряду с государственным пожарным надзором; проведение независимой оценки пожарного риска, выполненной аккредитованной в установленном порядке организацией, с выводом о выполнении условий соответствия объекта защиты обязательным требованиям пожарной безопасности является основанием для отказа от включения объекта в годовой план проверок в течение трех лет; наличие положительного по результатам независимой оценки может считаться достаточным основанием для отнесения требований нормативных документов по пожарной безопасности, отступления от которых допущены и которые были учтены при проведении аудита пожарной безопасности и расчете пожарного риска, к добровольным. Указанные обстоятельства позволили суду первой инстанции прийти к выводу, что эксплуатация здания заявителя соответствует требованиям пожарной безопасности и основания для возложения на заявителя каких-либо обязательных требований, содержащихся в предписании, отсутствуют.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя заявителя, суд апелляционной инстанции счел доводы апелляционной жалобы обоснованными. А решение суда подлежащим отмене исходя из нижеследующего.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

Статьей 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Закон о пожарной безопасности) определено, что руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания должностных лиц пожарной охраны. При этом согласно статье 1 Закона о пожарной безопасности под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

Согласно статье 6 Закона о пожарной безопасности должностные лица органов государственного пожарного надзора имеют право выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ) настоящий Закон принят в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.

В части 1 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ указано, что техническое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой установление в нормативных правовых актах Российской Федерации и нормативных документах по пожарной безопасности требований пожарной безопасности к продукции, процессам проектирования, производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации.

К нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.

К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила) (части 2, 3 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ).

ППБ 01-03 регулируют правоотношения в области пожарной безопасности и устанавливают обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. В силу пункта 3 ППБ 01-03 наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.

СНиП 21-01-97* регулируют правоотношения в области пожарной безопасности и содержат противопожарные требования, подлежащие обязательному соблюдению; в тех случаях, когда предполагается возможность отступления от какого-либо требования, оно излагается с оговоркой «как правило» и с условиями, при которых допускаются отступления. Настоящие нормы и правила устанавливают общие требования противопожарной защиты помещений, зданий и других строительных сооружений на всех этапах их создания и эксплуатации, а также пожарно-техническую классификацию зданий, их элементов и частей, помещений, строительных конструкций и материалов. Противопожарные нормы и требования системы нормативных документов в строительстве должны основываться на требованиях настоящих норм. Наряду с настоящими нормами должны соблюдаться противопожарные требования, изложенные в других нормативных документах, утвержденных в установленном порядке. Эти нормативные документы могут содержать дополнения, уточнения и изменения положений настоящих норм, учитывающие особенности функционального назначения и специфику пожарной защиты отдельных видов зданий, помещений и инженерных систем.

Исходя из части 3 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ, пункта 3 ППБ 01-03, требования СНиП 21-01-97* являются обязательными для исполнения в процессе эксплуатации здания.

В соответствии со статьей 1 Закона о пожарной безопасности под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

В соответствии с частью 4 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего Федерального закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона.

Пункты 6.9, 6.12*, 6.17, 6.19, 6.27, 6.28*, 6.29, 6.35 СНиП 21-01-97*  находятся в разделе «Обеспечение безопасности людей», то есть данные требования является условием для безопасной эвакуации людей в случае пожара.

В соответствии с пунктом 6.9 СНиП 21-01-97*

Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 16.02.2012 по делу n А28-3471/2011. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также