Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 14.03.2012 по делу n А82-11168/2010. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

    ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3, http://2aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Киров

15 марта 2012 года                                                       Дело № А82-11168/2010

Резолютивная часть постановления объявлена           12 марта 2012 года

Полный текст постановления изготовлен                   15 марта 2012 года

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

Председательствующего  судьи Тетервака А.В.

судей Поляковой С.Г., Пуртовой  Т.Е.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Родиной Ю.Н.,

 при  участии в судебном заседании представителей:

от  истца: Зинчук А.И., доверенность от 21.11.2011 года,

от ответчиков: Козлов М.Е., доверенность от 07.03.2012 года, Сорокин М.С., доверенность от 07.03.2012 года, Кулинич А.Е., доверенность от 07.03.2012 года,

рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Департамента по охране и использованию животного мира Ярославской области и Ярославской региональной общественной организации «Областное общество охотников и рыболовов»

на решение  Арбитражного суда Ярославской области от 05.12.2011  по делу № А82-11168/2010, принятое судом в составе судьи Сурововой М.В.,

по иску Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области, общества с ограниченной ответственностью «Берендей» (ОГРН: 1047601202494)

к Департаменту по охране и использованию животного мира Ярославской области  (ОГРН:  1077604026345), Ярославской региональной общественной организации «Областное общество охотников и рыболовов»

о признании недействительными результатов конкурса, состоявшегося 24.12.2009, на право предоставления участков территории Ярославской области для осуществления долгосрочного пользования животным миром по участкам №18 и №19, а также о признании недействительными договоров №23 и №32 от 11.02.2010, заключенных ответчиками по результатам указанного конкурса,

установил:

Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (далее – УФАС по Ярославской области, истец-1), общество с ограниченной ответственностью «Берендей» (далее – ООО «Берендей», Общество, истец-2) обратились в Арбитражный суд Ярославской области с иском к Департаменту по охране и использованию животного мира Ярославской области (далее – Департамент, ответчик-1, заявитель-1), Ярославской региональной общественной организации «Областное общество охотников и рыболовов» (далее – Общественная организация, ответчик-2, заявитель-2).

Предметом иска явились требования истцов о признании недействительными результатов конкурса, состоявшегося 24.12.2009, на право предоставления участков территории Ярославской области для осуществления долгосрочного пользования животным миром по участкам №18 и №19 (далее – Конкурс), а также о признании недействительными договоров №23 и №32 от 11.02.2010, заключенных ответчиками по результатам указанного конкурса (далее – спорные договоры).

Правовым основанием заявленных требований истцы указали часть 1 статьи 1 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (далее – Закон № 94-ФЗ), статью 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Ответчики исковые требования не признали.

Решением Арбитражного суда Ярославской области от 05.12.2011 исковые требования удовлетворены полностью.

Не согласившись с принятым по делу решением, Департамент и Общественная организация обратились во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят названное решение Арбитражного суда Ярославской области отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Заявитель-1 указывает, что обжалуемое решение не соответствует требованиям статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Считает, что допущенные «нарушения» не являются существенными и не повлияли на результаты Конкурса. Полагает, что надлежащим ответчиком является Правительство Ярославской области. Спорные договоры заключены не по результатам Конкурса, а на основании постановления Правительства Ярославской области от 29.01.2010 №34-п. Указанное судом нарушение (оформление протокола заседания конкурсной комиссии) не затрагивает сам порядок проведения торгов. Привлечение Общества к участию в деле в качестве соистца, произведено без надлежащего ходатайства со стороны Общества и без учета мнения сторон.  

Заявитель-2 в своей апелляционной жалобе и уточнении к ней указывает, что отсутствие нарушения Департаментом Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при проведении Конкурса установлено решением  Арбитражного суда Ярославской области по делу №А82-11618/2010. Считает, что основания для обращения в суд с настоящим иском отсутствовали. Общественная организация, являясь победителем Конкурса и стороной договоров, заключенных по результатам его проведения, не было привлечено УФАС по Ярославской области в рамках рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства. Также указывает, что Департамент не является надлежащим ответчиком по делу. В случае удовлетворения иска, территория данных охотничьих угодий становится в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 №209-ФЗ «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» охотничьими угодьями общего пользования и не предоставляется в пользование хозяйствующим субъектам, в связи с этим права истцов не могут быть восстановлены при применении последствий недействительности спорных сделок.

УФАС по Ярославской области и  ООО  «Берендей»  в своих отзывах на апелляционную жалобу с доводами, изложенными в ней не согласны, просят оставить решение без изменения.

УФАС по Ярославской области просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.

Изучив доводы апелляционных жалоб, отзывов на них, исследовав материалы дела, а также обстоятельства дела и представленные по нему доказательства, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующему выводу.

Как следует из материалов дела, 17.11.2009 в официальном печатном издании было размещено извещение о проведении 24.12.2009 конкурса по предоставлению участков территории Ярославской области для долгосрочного пользования животным миром, в том числе в Переславском районе (участки № 18, 19).

Согласно протоколу заседания Ярославской областной конкурсной комиссии по предоставлению участка территории области для долгосрочного пользования животным миром от 24.12.2009 (т.1 л.д. 22-23) на участие в Конкурсе было подано две заявки: от Общественной организации и от ООО «Берендей». В результате тайного голосования победителем Конкурса признана Общественная организация.

11.02.2010 между Департаментом и Общественной организацией заключены спорные договоры №23 и №32 о предоставлении в безвозмездное пользование участка территории области для осуществления долгосрочного пользования животным миром Переславского и Бармазовского охотхозяйства соответственно (т.1 л.д. 26-31).

ООО «Берендей» обратилось в УФАС по Ярославской области с заявлением о нарушении Департаментом при проведении процедуры Конкурса Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

13.09.2010 УФАС по Ярославской области вынесено решение, согласно которому Департамент признан нарушившим пункт 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О  защите конкуренции» (пункт 1), принято  решение об обращении в Арбитражный суд Ярославской области с иском о признании недействительными результатов конкурса по предоставлению участков территории области № 18, № 19 для пользования животными миром, оформленных протоколами от 24.12.2009 (пункт 2). При этом, в данном решении указано, что Департаментом в нарушение статьи 37 Федерального закона «О животном мире» была начата процедура проведения торгов в отсутствие нескольких равных по приоритету претендентов на одну и ту же территорию, что привело к необоснованному препятствованию осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством требований к хозяйствующим субъектам.

Решением Арбитражного суда Ярославской области по делу №А82-11618/2010, вступившим в законную силу, по заявлению Департамента вышеуказанное решение УФАС по Ярославской области признано незаконным. При этом, судебными инстанциями указано на отсутствие доказательств того, что УФАС по Ярославской области, принимая обжалуемое решение, исследовало вопрос  о соблюдении Департаментом процедуры, предусмотренной  пунктами 2.1, 2.2, 2.3, 2.4, 2.5 Положения о предоставлении животного мира в долгосрочное пользование на территории Ярославской области, вопрос о наличии конкурентного рынка, на котором совершено нарушение, а также вопрос о наличии фактов препятствования Департаментом осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами. Суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводу о том, что в связи с отсутствием в действиях Департамента признаков нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона о защите конкуренции, пункт 1 обжалуемого решения Управления не соответствует закону и нарушает интересы Департамента.

После вступления судебного акта по делу №А82-11618/2010 в законную силу, производство по настоящему делу было возобновлено.

Считая, что Конкурс проведен с нарушением части 1 статьи 15, пункта 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», истцы обратились в суд с настоящими исковыми требованиями о признании недействительными результатов Конкурса, а также о признании недействительными спорных договоров, указав при этом, что конкурсной комиссией при определении победителя Конкурса не были приведены соответствующие мотивы.

В силу требований статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном данным Кодексом.

В соответствии со статьей 449 ГК РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.

Признание торгов недействительными возможно в случае нарушения положений статей 447, 448 ГК РФ, в которых регламентируется порядок проведения публичных торгов.

Лицо, обращающееся с требованием о признании торгов недействительными, должно доказать нарушение порядка проведения конкурса, наступление или возможность наступления последствий в виде неправильного определения победителя конкурса, а также наличие защищаемого права или законного интереса истца.

Согласно статье 33 Федерального закона «О животном мире» (в редакции, действовавшей на момент проведения Конкурса) объекты животного мира могут предоставляться органами государственной власти, уполномоченными осуществлять права собственника от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, юридическим лицам в долгосрочное пользование на основании долгосрочной лицензии и гражданам в краткосрочное пользование на основании именной разовой лицензии. Пользователь осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования объектами животного мира на условиях и в пределах, установленных законом, лицензией и договором с органом государственной власти, предоставляющим соответствующую территорию, акваторию для осуществления пользования животным миром.

Одним из видов пользования животным миром является охота.

Предоставление животного мира на территории Российской Федерации в пользование российским и иностранным юридическим лицам осуществляется в порядке, устанавливаемом настоящим законом, а также гражданским, земельным, водным и лесным законодательством Российской Федерации.

Долгосрочную лицензию на пользование животным миром выдает специально уполномоченный государственный орган субъекта Российской Федерации по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания на основании решений высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (статья 36 Закона в редакции, действовавшей на момент проведения Конкурса).

Этот же орган и пользователь животным миром заключают договор о предоставлении в пользование территории или акватории, необходимых для осуществления пользования животным миром, в соответствии с гражданским, земельным, водным и лесным законодательством.

При наличии нескольких равных по приоритету претендентов на одну и ту же территорию или акваторию животный мир предоставляется в пользование на основании конкурса с соблюдением антимонопольных требований.

Конкурс организуют и проводят специально уполномоченные государственные органы субъекта Российской Федерации по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания (статья 37 Закона в редакции, действовавшей на момент проведения Конкурса).

Постановлением Правительства Ярославской области от 09.04.2008 №150-п утверждено Положение о предоставлении животного мира в долгосрочное пользование на территории Ярославской области, которым определен порядок проведения конкурсов (далее – Положение).

Положением определено, что целью проведения конкурса является выявление юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, способных обеспечить наиболее рациональное использование ресурсов животного мира, их охрану и воспроизводство.

Конкурс организует и проводит Департамент по охране и использованию животного мира Ярославской области, который размещает информацию о проведении конкурса и условиях его проведения в средствах массовой информации; осуществляет подготовку пакета справочной информации об участке территории, представленном на конкурс; принимает и регистрирует заявки претендентов; организует проведение заседаний конкурсной комиссии; оформляет протоколы заседаний конкурсной комиссии и итоговый протокол конкурса.

Форма конкурса - рассмотрение заявок и других документов, представленных претендентами, на заседаниях конкурсной комиссии. Персональный состав конкурсной комиссии утверждается постановлением Правительства области.

Задачами конкурсной комиссии являются рассмотрение заявок и других документов, представленных претендентами, участвующими в конкурсе, оценка представленных материалов и определение победителя конкурса. Решение принимается большинством голосов от общего числа членов конкурсной комиссии.

Победителем

Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 14.03.2012 по делу n А29-981/2011. Оставить определение без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также