Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 24.05.2012 по делу n А17-6711/2011. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)
ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ арбитражного суда апелляционной инстанции г. Киров 25 мая 2012 года Дело № А17-6711/2011 Резолютивная часть постановления объявлена 24 мая 2012 года. Полный текст постановления изготовлен 25 мая 2012 года. Второй арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Буториной Г.Г., судей Караваевой А.В., Кононова П.И. при ведении протокола судебного заседания секретарем Бородиной Н.А., без участия в судебном заседании представителей сторон, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области на решение Арбитражного суда Ивановской области от 27.02.2012 по делу № А17-6711/2011, принятое судом в составе судьи Калиничевой М.С. по заявлению муниципального унитарного предприятия «Ивановская городская теплосбытовая компания» (ОГРН 1073702033294, Ивановск4ая область, г. Иваново, ул. Рабфаковская, д. 2 А) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области (Ивановская область, г. Иваново, ул. Жарова, д. 10), третье лицо: открытое акционерное общество «Ивановский платежный центр» (ОГРН 1093702032082, Ивановская область, г. Иваново, ул. Лежневская, д. 119, офис 18), о признании недействительными ненормативных правовых актов, установил:
муниципальное унитарное предприятие «Расчетно-кассовый центр жилищно-коммунального хозяйства г. Иваново» (далее – МУП «Расчетно-кассовый центр жилищно-коммунального хозяйства г. Иваново») обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области (далее – ответчик, антимонопольный орган, Управление) о признании недействительными решения и предписания Управления от 29.09.2011 по делу № 08-30/014. К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено открытое акционерное общество «Ивановский платежный центр» (далее – третье лицо, ООО «Ивановский платежный центр») По заявлению муниципального унитарного предприятия «Ивановская городская теплосбытовая компания» (далее – заявитель, Предприятие, МУП «Ивановская городская теплосбытовая компания») судом первой инстанции осуществлена замена стороны по делу МУП «Расчетно-кассовый центр жилищно-коммунального хозяйства г. Иваново» на правопреемника МУП «Ивановская городская теплосбытовая компания» в связи с реорганизацией в форме присоединения (том 2, л.д. 109-110). Решением Арбитражного суда Ивановской области от 27.02.2012 заявленные требования удовлетворены. Управление с принятым решением суда не согласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела. В апелляционной жалобе антимонопольный орган указывает, что рынок услуг по приему платежей в пользу управляющих компаний и рынок услуг по приему платежей в пользу ресурсоснабжающих компаний являются разными, самостоятельными рынками, каждый из которых имеет собственные границы; в рамках рассмотрения дела № 08-30/014 Управлением определялось положение МУП «Расчетно-кассовый центр жилищно-коммунального хозяйства г. Иваново» на товарном рынке услуг по сбору и обработке платежей за жилое помещение и коммунальные услуги; МУП «Расчетно-кассовый центр жилищно-коммунального хозяйства г. Иваново», заключив договоры с управляющими компаниями на начисление и сбор платежей физических лиц в рамках договоров управления многоквартирными домами, получило эксклюзивное (исключительное) право покупать услуги по приему платежей физических лиц в рамках договора управления многоквартирным домом у платежных субагентов в исследуемых географических границах; в аналитическом отчете допущена техническая ошибка при определении объема товарного рынка; в рассматриваемой ситуации географические границы товарного рынка определены Управлением правильно. МУП «Ивановская городская теплосбытовая компания» в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения. ОАО «Ивановский платежный центр» в отзыве на апелляционную жалобу поддерживает доводы апелляционной жалобы. В судебном заседании суда Предприятие, Управление, ООО «Ивановский платежный центр» поддержали свои позиции. В соответствии с частью 5 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание откладывалось до 24.05.2012. После отложения Предприятие, Управление ходатайствуют о рассмотрении дела без участия своих представителей. Представитель ОАО «Ивановский платежный центр» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон и третьего лица. Законность решения Арбитражного суда Ивановской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Как следует из материалов дела, 29.09.2011 Управлением вынесено решение (том 1, л.д. 38-49) (далее – решение от 29.09.2011), которым действия МУП «Расчетно-кассовый центр жилищно-коммунального хозяйства г. Иваново», выразившиеся в ущемлении интересов ОАО «Ивановский платежный центр» при расторжении договора от 11.01.2010 № 84-01/010 о приеме платежей физических лиц, признаны нарушением пунктов 3, 8 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Федеральный закон о защите конкуренции). Из указанного решения следует, что в Управление поступило заявление ОАО «Ивановский платежный центр» о нарушении антимонопольного законодательства МУП «Расчетно-кассовый центр жилищно - коммунального хозяйства г. Иваново», выразившееся в требовании от 06.05.2010 № 1/5-281 о предоставлении ОАО «Ивановский платежный центр» обеспечения исполнения обязательств по договору о приеме платежей физических лиц от 11.01.2011 № 84-01/010 в срок до 14.05.2011 под угрозой расторжения договора с 27.05.2010 в случае непредоставления обеспечения. 11.01.2010 между МУП «Расчетно-кассовый центр жилищно - коммунального хозяйства г. Иваново» и ОАО «Ивановский платежный центр» заключен договор 84-01/010 о приеме платежей физических лиц, предметом которого является осуществление ОАО «Ивановский платежный центр» (платежным субагентом) приема денежных средств от плательщиков в целях исполнения денежных обязательств плательщиков перед поставщиком за жилищно-коммунальные услуги и другие виды услуг с последующим перечислением денежных средств на отдельный банковский счет оператора (МУП «Расчетно-кассовый центр жилищно - коммунального хозяйства г. Иваново») в порядке и на условиях, предусмотренных договором. Из переписки между ОАО «Ивановский платежный центр» и МУП «Расчетно-кассовый центр жилищно - коммунального хозяйства г. Иваново» антимонопольный орган установил, что 06.05.2010 (исх. № 1/5-281), 14.05.2010 (исх. № 1/5-303) МУП «Расчетно-кассовый центр жилищно - коммунального хозяйства г. Иваново» направило предложение о предоставлении ОАО «Ивановский платежный центр», как платежным субагентом, гарантий обеспечения обязательств по перечислению денежных средств (по договору № 84-01/010). ОАО «Ивановский платежный центр» письмом от 18.01.2010 исх. №6/1 в ответ на обращения МУП «Расчетно-кассовый центр жилищно - коммунального хозяйства г. Иваново» согласилось предоставить обеспечение исполнения обязательств при урегулировании с платежным агентом сложившихся отношений в установленном законном порядке. МУП «Расчетно-кассовый центр жилищно - коммунального хозяйства г. Иваново» с 28.05.2010 прекратило договорные отношения с ОАО «Ивановский платежный центр». Таким образом, МУП «Расчетно-кассовый центр жилищно - коммунального хозяйства г. Иваново» под угрозой расторжения с ОАО «Ивановский платежный центр» договора от 11.01.2010 предложило стороне по договору дополнительное обязательство, являющееся новым условием договора между контрагентами. Управление провело анализ состояния конкуренции в целях определения признаков наличия доминирующего положения МУП «Расчетно-кассовый центр жилищно - коммунального хозяйства г. Иваново» на товарном рынке. По результатам проведенного анализа, в предварительно определенных продуктовых границах «Услуги по сбору и обработке платежей за жилое помещение и коммунальные услуги» в географических границах городского округа Иваново Ивановской области выявлено, что МУП «Расчетно-кассовый центр жилищно - коммунального хозяйства г. Иваново» имеет долю более 50%, а данный товарный рынок относится к рынку с неразвитой конкуренцией. Установив, что действия МУП «Расчетно-кассовый центр жилищно - коммунального хозяйства г. Иваново» содержат признаки нарушения пунктов 3, 8 части 1 статьи 10 Федерального закона о защите конкуренции, Управление приказом от 25.11.2010 № 200 возбудило в отношении МУП «Расчетно-кассовый центр жилищно - коммунального хозяйства г. Иваново» дело № 08-30/014. На основании аналитического отчета (временной интервал исследования 01.01.2010 - 31.12.2010) установлены продуктовые границы товарного рынка - услуги по приему платежей физических лиц в рамках договора управления многоквартирными домами; географические границы товарного рынка: г. Иваново (в рамках договоров МУП «Расчетно-кассовый центр жилищно - коммунального хозяйства г. Иваново» с платежными субагентами по договорам управления МКД). За 2010 год МУП «Расчетно-кассовый центр жилищно - коммунального хозяйства г. Иваново» купило услугу в стоимостном выражении у специализированных предприятий, осуществляющих управление МКД, на сумму 1 443 154 тыс.руб.; доля МУП «Расчетно-кассовый центр жилищно - коммунального хозяйства г. Иваново» на данном товарном рынке составляет 100%. Непреодолимым барьером входа на данный товарный рынок является тот факт, что единственным предприятием, которое может купить данную услугу является МУП «Расчетно-кассовый центр жилищно - коммунального хозяйства г. Иваново», у которого отсутствуют потенциальные конкуренты, приобретатели данной услуги и отсутствуют барьеры выхода с данного товарного рынка. У МУП «Расчетно-кассовый центр жилищно - коммунального хозяйства г. Иваново» имеется возможность в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, в результате чего произошло сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке. Управление пришло к выводу, что МУП «Расчетно-кассовый центр жилищно - коммунального хозяйства г. Иваново» в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона о защите конкуренции занимает доминирующее положение на товарном рынке «услуги по приему платежей физических лиц в рамках договора управления МКД». Управлением изучен вопрос о причинах и основаниях расторжения договора от 11.01.2010 № 84-01/010. Управлением установлено, что изначально МУП «Расчетно-кассовый центр жилищно - коммунального хозяйства г. Иваново» обратилось к ООО «Ивановский платежный центр» по поводу изменений условий договора (исх. № 1/5-281 от 06.05.2010) без указания в данном обращении на нарушения договорных обязательств со стороны ООО «Ивановский платежный центр». Управлением сделан вывод, что письмом № 1/5-281 от 06.05.2010 МУП «Расчетно-кассовый центр жилищно - коммунального хозяйства г. Иваново» предложило ООО «Ивановский платежный центр» изменить условия договора, что предполагает необходимость соблюдения процедуры заключения дополнительного соглашения, предусмотренной пунктом 6.5 договора от 11.01.2010 № 8401/010 и главами 28, 29 Гражданского кодекса Российской Федерации. Возложение на ООО «Ивановский платежный центр» дополнительных обязательств по договору происходило под угрозой расторжения договора в одностороннем порядке, в отсутствие претензионной работы, без соблюдения норм и правил, предусмотренных как договором между сторонами, так и Гражданским кодексом Российской Федерации. Антимонопольный орган установил, что МУП «Расчетно-кассовый центр жилищно - коммунального хозяйства г. Иваново» неправомерно расценило ответы ООО «Ивановский платежный центр» исх. № 1/1-9 от 07.05.2010, исх. № 6/1 от 18.05.2010 как отрицательное отношение к предложению обеспечить обязательства по договору № 84-01/2010. Управлением также сделан вывод об отсутствии единообразного подхода МУП «Расчетно-кассовый центр жилищно - коммунального хозяйства г. Иваново» к решению вопроса о включении в договоры с платежными субагентами обязанности обеспечивать свои обязательства перед оператором по приему платежей. На основании представленных МУП «Расчетно-кассовый центр жилищно - коммунального хозяйства г. Иваново» обращений в адрес иных платежных субагентов Управление пришло к выводу, что в них не содержится указаний на необходимость изменения условий договоров под угрозой их расторжения в одностороннем порядке. Антимонопольный орган установил, что МУП «Расчетно-кассовый центр жилищно - коммунального хозяйства г. Иваново», настаивая на допущенных ООО «Ивановский платежный центр» нарушениях положений договора, в связи с которыми расторгнут договор, не представил доказательств отсутствия подобных нарушений со стороны остальных платежных субагентов, с которыми МУП «Расчетно-кассовый центр жилищно - коммунального хозяйства г. Иваново» сохранило договорные отношения. Действия МУП «Расчетно-кассовый центр жилищно - коммунального хозяйства г. Иваново», выразившиеся в навязывании ООО «Ивановский платежный центр» условий договора, прямо не предусмотренных федеральным законом, и способами, не соответствующими действующему законодательству и обычаям делового оборота, создании неравных условий деятельности ООО «Ивановский платежный центр» по сравнению с другими платежными субагентами, признаны антимонопольным органом злоупотреблением доминирующим положением, приводящим к ущемлению интересов ООО «Ивановский платежный центр», что запрещено пунктами 3, 8 части 1 статьи 10 Федерального закона о защите конкуренции. 29.09.2011 Управлением выдано предписание № 08-30/014 (том 1, л.д. 50) (далее – предписание от 29.09.2011), которым на МУП «Расчетно-кассовый центр жилищно - коммунального хозяйства г. Иваново» возложена обязанность в срок до 31.10.2011 прекратить нарушение пунктов 3, 8 части 1 статьи 10 Федерального закона о защите конкуренции, выразившееся в злоупотреблении доминирующим положением, приведшем к ущемлению Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 24.05.2012 по делу n А29-176/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Август
|