Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 08.06.2012 по делу n А82-822/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

      ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Киров

09 июня 2012 года

Дело № А82-822/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 04 июня 2012 года.      

Полный текст постановления изготовлен 09 июня 2012 года.

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Черных Л.И.,

судей Кононова П.И., Хоровой Т.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Печенкиной Ю.А.,

при участии представителей

от заявителя: Масаковой М.В. по доверенности от 01.12.2010, Макеенок А.И. по доверенности от 01.12.2010,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Ярославского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации

на решение Арбитражного суда Ярославской области от 12.03.2012 по делу №А82-822/2012, принятое судом в составе судьи Ландарь Е.В.

по заявлению открытого акционерного общества «Ярнефтехимстрой»

(ИНН: 7605005649, ОГРН: 1027600787070)

к Государственному учреждению -  Ярославского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации

(ИНН: 7604006689, ОГРН: 1027600676344)

о признании недействительным требования от 17.01.2012 № 02-05/6,    

установил:

 

открытое акционерное общество «Ярнефтехимстрой» (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании недействительным требования Государственного учреждения -  Ярославского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее – Фонд социального страхования) от 17.01.2012 № 02-05/6 о внесении исправлений в отчетность (формы 4-ФСС РФ).

Решением Арбитражного суда Ярославской области от 12.03.2012 заявленные требования удовлетворены.

Фонд социального страхования с принятым решением суда не согласился, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить.

По мнению Фонда социального страхования, что представленные Обществом документы по оплате расходов на приобретение путевок на санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, и по оплате расходов на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда не подтверждают произведенные расходы, поскольку согласно платежным поручениям плательщиком являлись ЗАО «Ярнефтехимстрой», ООО «ЯрНХС-5» и ООО «Сарос». Фонд социального страхования обращает внимание на то, что в обязанности и компетенцию Фонда социального страхования не входит осуществление проверки и оценки гражданско-правовых отношений между страхователем и иными лицами. Кроме того, Фонд социального страхования считает, что оспариваемое требование не содержит обязательных предписаний, распоряжений, влекущих юридические последствия. В связи с этим действия Фонда социального страхования по составлению требования от 17.01.2012 № 02-05/6 нельзя рассматривать как действия органов, затрагивающие права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, спор о признании незаконности которых подведомственен арбитражному суду.

Фонд социального страхования явку своих представителей в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом.

Общество в отзыве на апелляционную жалобу с доводами Фонда социального страхования не согласно, просит решение суда оставить без изменения.

В судебном заседании представители Общества поддержали доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.

Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Общество представило в Фонд социального страхования расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения за 2011 год (листы дела 13-19).

В расчете Общество отразило расходы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 784 274 рублей 19 копеек (строка 11 таблицы 7, срока 10 таблицы 8), в том числе расходы, подлежащие направлению на обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний в счет начисляемых в 2011 году страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в размере 404 471 рубля 83 копеек (строка 9 таблицы 8).

В рамках камеральной проверки представленного Обществом расчета Фонд социального страхования направил в адрес Общества требование от 17.01.2012 № 02-05/6 о внесении исправлений в отчетность, в котором указал, что Обществу следует внести в расчет изменения: в строке 9 таблицы 8 следует отразить 195 412 рублей, в строке 11 таблицы 7 – 575 214 рублей 36 копеек (лист дела 22). При этом Фонд социального страхования исходил из того, что Обществом не подтверждены расходы, подлежащие направлению на обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний в размере 209 059 рублей 83 копеек, поскольку данные расходы произведены третьими лицами.

Не согласившись с требованием Фонда социального страхования, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, Арбитражный суд Ярославской области руководствовался пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 08.12.2010 № 334-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов», пунктами 2, 3, 11 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11.02.2011 № 101н «Об утверждении Правил финансового обеспечения в 2011 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами» и исходил из того, что доказательств использования Обществом принятых к зачету средств не по целевому назначению не представлено; оплата расходов не противоречит требованиям действующего законодательства.

Рассмотрев апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для ее удовлетворения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является видом социального страхования и предусматривает, в том числе, обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

На основании пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 08.12.2010 № 334-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» в 2011 году Фонд вправе принимать решения о направлении страхователем до 20 процентов сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленных за предшествующий год, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования в предшествующем году, на финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами. Финансовое обеспечение указанных мероприятий осуществляется по правилам, утверждаемым в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Приказом Министерства социального развития Российской Федерации от 11.02.2011 № 101н утверждены Правила финансового обеспечения в 2011 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (далее – Правила).

Согласно пункту 2 Правил финансовому обеспечению в 2011 году за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат расходы страхователя на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда, санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.

В пункте 3 Правил предусмотрено, что финансовое обеспечение предупредительных мер осуществляется страхователем за счет сумм страховых взносов, подлежащих перечислению в установленном порядке страхователем в Фонд социального страхования Российской Федерации в текущем календарном году.

Согласно пункту 11 Правил расходы, фактически произведенные страхователем, но не подтвержденные документами о целевом использовании средств, не подлежат зачету в счет уплаты страховых взносов.

Как следует из материалов дела, на основании приказа Фонда социального страхования от 14.07.2011 № 10434 Обществу разрешено направить на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников в счет начисляемых в 2011 году страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний 404 471 рубль 83 копейки (лист дела 24).

В 2011 году на указанную сумму Обществом были приобретены санаторно-курортные путевки для своих работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, и проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, что подтверждается отрывными талонами к санаторно-курортным путевкам, счетами, счетами-фактурами, актами об оказании услуг, приказами об аттестации рабочих мест, сводными ведомостями результатов аттестации рабочих мест (листы дела 26-124).

За Общество перечисление сумм за санаторно-курортные путевок и проведение аттестации рабочих мест по условиям труда в сумме 209 059 рублей 83 копеек было произведено ЗАО «Ярнефтехимстрой», ООО «ЯрНХС-5» и ООО «Сарос» в счет погашения задолженности этих лиц перед Обществом (платежные поручения (листы дела 33-108)).

Наличие у ЗАО «Ярнефтехимстрой», ООО «ЯрНХС-5» и ООО «Сарос» задолженности перед заявителем в указанном размере подтверждается письмами Общества в адрес организаций об оплате санаторно-курортных путевок и за проведение аттестации рабочих мест по условиям труда в счет взаиморасчетов (зачетов) (листы дела 93, 99, 102, 105, 108, 111); платежными поручениями, в которых имеются ссылки на взаиморасчеты (зачеты). Из всех платежных поручение на спорную сумму видно, что перечисление сумм производится за Общество.

Таким образом, материалами дела подтверждается несение Обществом расходов на финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, в отраженной в расчете сумме.

То обстоятельство, что перечисление спорной суммы было произведено ЗАО «Ярнефтехимстрой», ООО «ЯрНХС-5» и ООО «Сарос», в данном случае не свидетельствует об отсутствии расходов со стороны Общества, поскольку у указанных организаций имелась задолженность перед Обществом и оплата за проведение аттестации рабочих мест по условиям труда и санаторно-курортного лечения являлась погашением данной задолженности. Наличие у заявителя дебиторской задолженности подтверждается представленными в дело документами. Следовательно, спорные расходы заявителем были фактически понесены, доказательств обратного Фондом социального страхования не представлено.

Целевое использование средств (проведение аттестации рабочих мест по условиям труда и соответствующее санаторно-курортное лечение) материалами дела подтверждается и Фондом социального страхования не оспаривается. Доказательств использования принятых к зачету средств не по целевому назначению Фондом не установлено и не представлено.

Ссылки Фонда социального страхования на то, что в его в обязанности и компетенцию не входит осуществление проверки и оценки гражданско-правовых отношений между страхователем и иными лицами, суд апелляционной инстанции считает несостоятельными. Фонд социального страхования осуществляет проверку правильности перечисления страховых взносов и расходования средств обязательного социального страхования.

Доводы Фонда социального страхования о том, что требование от 17.01.2012 № 02-05/6 не содержит обязательных предписаний, распоряжений, влекущих юридические последствия, а значит, не может быть оспорено в арбитражном суде, подлежат отклонению.

В соответствии с часть 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Требование от 17.01.2012 № 02-05/6 выставлено Фондом социального страхования Обществу на основании пункта 11 Постановления Фонда социального страхования Российской Федерации от 21.05.2008 № 110 «Об утверждении Методических указаний по проведению камеральных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее – Методические указания).

Данным требованием на Общество возложена обязанность внести исправления в отчетность (формы 4-ФСС РФ), отразить расходы по обязательному социальному

Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 08.06.2012 по делу n А82-15168/2011. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также