Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 28.08.2012 по делу n А82-10377/2011. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

  ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3, http://2aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Киров

29 августа 2012 года

Дело № А82-10377/2011

Резолютивная часть постановления объявлена 28 августа 2012 года.  

Полный текст постановления изготовлен 29 августа 2012 года.

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Ившиной Г.Г.,

судей Буториной Г.Г., Караваевой А.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бородиной Н.А.,

при участии в судебном заседании:

представителя общества с ограниченной ответственностью «Переславский технопарк» Голубевой Е.А., действующей на основании доверенности от 25.05.2012 №38,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Переславский технопарк»

на решение Арбитражного суда Ярославской области от 20.06.2012

по делу №А82-10377/2011, принятое судом в составе судьи Мухиной Е.В.,

по заявлению муниципального унитарного предприятия «Энергетик» (ИНН: 7608010100, ОГРН: 1027601051345),

общества с ограниченной ответственностью «Переславский технопарк» (ИНН: 7608012203, ОГРН: 1067608019797)

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (ИНН: 7604009440, ОГРН: 1027600695154),

третье лицо: общество с ограниченной ответственностью «Ремкос» (ИНН: 7608007860, ОГРН: 1027601055569),

о признании незаконным решения от 08.06.2011 по делу № 03-03/27-11,

установил:

муниципальное унитарное предприятие «Энергетик» (далее – Предприятие, МУП «Энергетик») обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (далее – ответчик, Управление, УФАС, антимонопольный орган) от 08.06.2011 по делу № 03-03/27-11, которым Предприятие признано нарушившим часть 1 статьи 10, пункт 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ, Закон о защите конкуренции).

Общество с ограниченной ответственностью «Переславский технопарк» (далее – заявитель, Общество, ООО «Переславский технопарк») обратилось в арбитражный суд с аналогичным требованием к Управлению о признании незаконным решения от 08.06.2011, поскольку данным решением Общество также было признано нарушившим часть 1 статьи 10 Закона № 135-ФЗ.

По названным заявлениям судом были возбуждены самостоятельные производства по делам № А82-10377/2011 и № А82-10765/2011.

Определением суда от 08.11.2011 в соответствии со статьей 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) дела объединены в одно производство для их совместного рассмотрения.

Кроме того, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью «Ремкос».

Решением Арбитражного суда Ярославской области от 20.06.2012 в удовлетворении требований заявителей отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом по причине его незаконности и необоснованности в части признания Общества нарушившим порядок уведомления управляющей компании ООО «Ремкос» и МУП «Энергетик» о введении ограничения поставки теплоносителя для отопления, ООО «Переславский технопарк» обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции в обжалуемой части отменить и принять по делу новый судебный акт.

Заявитель жалобы отмечает, что Арбитражный суд Ярославской области в обжалуемом решении верно определил систему горячего водоснабжения жилого фонда города, однако не признал, что точно такие же отношения существуют и для системы отопления.

Общество указывает, что с учетом фактических и договорных отношений МУП «Энергетик» является потребителем теплоэнергии, а ООО «Переславский технопарк» является для Предприятия теплоснабжающей организацией, в свою очередь Предприятие является теплоснабжающей организацией для управляющих компаний.

По мнению заявителя, поскольку он связан договорными отношениями только с МУП «Энергетик» и данные отношения как отношения между юридическими лицами по порядку уведомления об ограничении или прекращении подачи теплоэнергии регулируются Порядком прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям – потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 № 1 (далее – Порядок № 1), то к ним неприменим месячный срок уведомления, установленный пунктом 81 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307 (далее – Правила № 307).

Доводы апелляционной жалобы поддержаны представителем Общества в судебном заседании суда апелляционной инстанции.

МУП «Энергетик», антимонопольный орган и ООО «Ремкос» письменные отзывы на апелляционную жалобу не представили, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, явку представителей в судебное заседание апелляционного суда не обеспечили. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей указанных  лиц.

Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, жилые дома, управление которыми осуществляет управляющая компания ООО «Ремкос» на основании заключенных договоров, снабжаются тепловой энергией, вырабатываемой котельной ООО «Переславский технопарк», с использованием присоединенных к теплоисточнику сетей, принадлежащих МУП «Энергетик».

01.01.2010 между Предприятием (энергоснабжающая органзация) и ООО «Ремкос» (абонент) заключен договор теплоснабжения № 19/28, в соответствии с которым энергоснабжающая организация обязуется обеспечить абоненту бесперебойный отпуск тепловой энергии на цели отопления и горячего водоснабжения (том 1 л.д. 97-100).

МУП «Энергетик» приобретает тепловую энергию, предназначенную, в том числе для нужд отопления и горячего водоснабжения многоквартирного жилого фонда, находящегося в управлении ООО «Ремкос», у ООО «Переславский технопарк» на основании договора от 24.09.2010 № 26/10-эн (том 1 л.д. 113).

Судом первой инстанции с учетом пояснений представителей Предприятия и Общества в судебном заседании установлена следующая схема взаимоотношений. Для целей отопления горячая вода, доведенная до нужной температуры в котельной ООО «Переславский технопарк», по сетям МУП «Энергетик» поступает напрямую в тепловые пункты жилых домов, управляемых ООО «Ремкос». Горячее водоснабжение жилых домов осуществляется по другой схеме: в Центральном тепловом пункте МУП «Энергетик» установлены водяные нагреватели (бойлеры); теплоноситель (сетевая вода), отпускаемая с котельной ООО «Переславский технопарк» с температурой +68-70°С, по прямому трубопроводу поступает в межтрубное пространство бойлера для нагрева холодной воды, поступающей от Водоканала и циркулирующей внутри трубной системы водонагревателя; нагретая (горячая) вода подается потребителям по сетям МУП «Энергетик», а теплоноситель (сетевая вода) из центрального теплового пункта по обратному трубопроводу возвращается в котельную ООО «Переславский технопарк» с меньшей температурой; при этом смешивание теплоносителя с холодной водой не происходит, так как сетевая вода по своему химическому составу не пригодна для бытового использования в целях горячего водоснабжения.

21.10.2010 ООО «Ярославская региональная компания по реализации газа» письмом № 04-3012 уведомило Общество о введении ограничения газопотребления до уровня минимального топливного режима с 11 часов 00 минут 25.10.2010 в связи с задолженностью за поставленный газ (том 1 л.д. 76).

21.10.2010 письмом № 205/1394 ООО «Переславский технопарк» уведомило МУП «Энергетик» о введении ограничения тепловой энергии с 11 часов 00 минут 25.10.2010 до уровня минимального температурного режима в связи с задолженностью МУП «Энергетик» за отпущенную тепловую энергию (том 1 л.д. 126).

22.10.2010 МУП «Энергетик» направило в адрес ООО «Ремкос» телефонограмму о том, что в связи с увеличивающейся задолженностью жителей и управляющих компаний за потребленный теплоэнергетический ресурс с 11 часов 00 минут 25.10.2010 будет введено ограничение отпуска тепловой энергии до уровня минимального температурного режима. Также в телефонограмме содержалась просьба о принятии мер по погашению задолженности за тепловую энергию (том 1 л.д. 72).

Как следует из протоколов учета тепловой энергии за октябрь 2010 года, фактически ограничение тепловой энергии (снижение температуры подаваемого в жилые дома теплоносителя) имело место в период с 25.10.2010 по 29.10.2010 по всему многоквартирному жилому фонду, находящемуся в управлении ООО «Ремкос» (том 2 л.д. 39-40). Кроме того, данный факт был подтвержден объяснениями директора МУП «Энергетик» от 17.11.2010, данными в Переславской межрайонной прокуратуре (том 1 л.д. 91-93).

Полагая, что действия энергоснабжающей организации по ограничению режима теплоснабжения нарушают установленные нормативы и посягают на права абонентов, ООО «Ремкос» обратилось в Переславскую межрайонную прокуратуру с заявлением о проведении в отношении МУП «Энергетик» соответствующей проверки (том 1 л.д. 70-71). Указанное заявление для проведения проверки законности действий Предприятия направлено в УФАС.

Рассмотрев возбужденное на основании данного заявления дело о нарушении антимонопольного законодательства № 03-03/27-11, комиссия Управления пришла к выводу о том, что с учетом сложившейся схемы поставки тепловой энергии МУП «Энергетик» и ООО «Переславский технопарк» совместными действиями должны были обеспечить надежное и непрерывное теплоснабжение граждан, проживающих в городе Переславле-Залесском, обязательства Общества по поставке тепловой энергии возникли не перед Предприятием, а перед гражданами – собственниками помещений многоквартирного жилого фонда, в связи с чем Обществу надлежало руководствоваться Правилами № 307. Бездействие ООО «Переславский технопарк» по надлежащему заблаговременному уведомлению за 1 месяц до введения ограничения управляющей организации многоквартирными домами было признано нарушающим часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. В бездействии МУП «Энергетик», выразившемся в неурегулировании в установленном порядке отношений по продолжению снабжения тепловой энергией потребителей, надлежащим образом оплачивающих поставленный коммунальный ресурс, также были выявлены нарушения части 1 статьи 10 Закона № 135-ФЗ. Кроме того, в связи с навязыванием Предприятием невыгодных условий порядка расчетов за тепловую энергию, ущемляющих интересы ООО «Ремкос», МУП «Энергетик» признано нарушившим пункт 3 части 1 статьи 10 названного Закона.

Не согласившись с принятым решением антимонопольного органа от 08.06.2011, заявители обжаловали его в Арбитражный суд Ярославской области.

Суд первой инстанции согласился с выводами Управления о неправомерном поведении и нарушении заявителями антимонопольного законодательства, отметив правомерность выводов в отношении ООО «Переславский технопарк» только в части прямой поставки тепловой энергии в горячей воде на нужды отопления, и отказал в удовлетворении заявленных требований.

Частью 5 статьи 268 АПК РФ предусмотрено, что при обжаловании в порядке апелляционного производства части решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.

ООО «Переславский технопарк» не согласно с вынесенным по делу судебным актом только в той части, в которой Общество признано нарушившим надлежащий порядок уведомления управляющей организации многоквартирными домами о введении ограничения поставки теплоносителя для отопления. В остальной части решение суда не обжалует.

Учитывая, что со стороны Предприятия, Управления и ООО «Ремкос» возражений в силу требований вышеуказанной нормы АПК РФ не поступило, апелляционный суд проверяет законность решения суда первой инстанции только в обжалуемой части.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя Общества, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из следующего.

Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Для выявления в действиях хозяйствующего субъекта состава данного правонарушения необходимо, чтобы на соответствующем товарном рынке он занимал доминирующее положение и совершил действие (бездействие), характеризующееся как злоупотребление этим положением.

Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 4 постановления от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства», исходя из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

В силу части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему

Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 28.08.2012 по делу n А31-3623/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также