Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 28.08.2012 по делу n А31-8740/2011. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)
ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ арбитражного суда апелляционной инстанции г. Киров 29 августа 2012 года Дело № А31-8740/2011 Резолютивная часть постановления объявлена 22 августа 2012 года. Полный текст постановления изготовлен 29 августа 2012 года. Второй арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Буториной Г.Г., судей Ившиной Г.Г., Немчаниновой М.В. при ведении протокола судебного заседания секретарем Востриковой Е.В., при участии в судебном заседании: представителя заявителя Кощеева С.А., действующего на основании доверенности от 08.12.2011, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «ТНК-Ярославль» на решение Арбитражного суда Костромской области от 17.04.2012 по делу № А31-8740/2011, принятое судом в составе судьи Зиновьева А.В. по заявлению открытого акционерного общества «ТНК-Ярославль» (ОГРН 1087604014827, Ярославская область, г. Ярославль, ул. Некрасова, д. 41б) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Костромской области (Костромская область, г. Кострома, ул. Калиновская, д. 38), о признании недействительными ненормативных правовых актов, установил:
открытое акционерное общество «ТНК-Ярославль» (далее - заявитель, Общество, ОАО «ТНК-Ярославль») обратилось в Арбитражный суд Костромской области с заявлением о признании недействительным предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области (далее – ответчик, Управление, антимонопольный орган) от 06.09.2011 № 1 по делу № 04-27/946. Также Общество обратилось с заявлением о признании недействительными решения Управления от 06.09.2011 по делу № 04-27/946 и предписания Управления от 06.09.2011 № 2 по делу № 04-27/946. Указанные заявления приняты к производству Арбитражным судом Костромской области, делам присвоены номера А31-8740/2011, А31-11390/2011. Определением от 13.01.2012 указанные дела объединены в одно производство, делу присвоен номер А31-8740/2011 (том 3, л.д. 119-121). Решением Арбитражного суда Костромской области от 17.04.2012 в удовлетворении заявленных требований Обществу отказано. ОАО «ТНК-Ярославль» с принятым решением суда не согласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права – статьи 55 Конституции Российской Федерации, статей 421, 422 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 4, 5, 10, 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Федеральный закон о защите конкуренции), приказа ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке», приказа ФАС России от 22.12.2006 № 337 «Об утверждении форм актов, принимаемых комиссией по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства». В апелляционной жалобе заявитель указывает, что вывод суда первой инстанции о правильности определения Управлением географических границ рынка, доминирующем положении ОАО «ТНК-Ярославль» не соответствует имеющимся в деле доказательствам. Управление в отзыве на апелляционную жалобу и дополнительных пояснениях приведенные в апелляционной жалобе доводы опровергает, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения. Рассмотрение дела в порядке статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации откладывалось. Ответчик явку представителя в судебное заседание 22.08.2012 не обеспечил, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителя ответчика. В заседании суда представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы. Законность решения Арбитражного суда Костромской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Как следует из материалов дела, 06.09.2011 Управлением вынесено решение по делу № 04-27/946 (том 1, л.д. 12-17), которым антимонопольным органом признан факт нарушения ОАО «ТНК-Ярославль» пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона о защите конкуренции, выразившегося в навязывании контрагенту условий договора, не выгодных для него (пункт 1); признан факт нарушения ОАО «ТНК-Ярославль» пункта 8 части 1 статьи 10 Федерального закона о защите конкуренции, выразившегося в создании дискриминационных условий по отношению к хозяйствующим субъектам, не входящим в группу лиц с ОАО «ТНК-ВР Холдинг», в период с 29.04.2011 по 04.05.2011 на территории города Костромы. Из указанного решения следует, что Управлением проведен анализ конкурентной среды на оптовом рынке автомобильного бензина и дизельного топлива на территории Костромской области за 2010 год, по результатам которого установлено, что ОАО «ТНК-Ярославль» имеет на оптовом рынке нефтепродуктов на территории Костромской области: по автомобильным бензинам марок АИ-76 долю в размере 65 процентов, по дизельному топливу в размере 80 процентов; ОАО «ТНК-Ярославль» входит в группу лиц ОАО «ТНК-ВР Холдинг» и является его единственным посредником по реализации нефтепродуктов на территории Костромской области; с 23.04.2011 существенно снизились поставки автомобильного бензина АИ-92 хозяйствующим субъектам, не входящим в одну группу с ОАО «ТНК-ВР Холдинг»; с 27 апреля 2011 реализация автомобильных бензинов марок АИ-92, АИ-95 хозяйствующим субъектам, не входящим в одну группу с ОАО «ТНК-ВР Холдинг» прекратилась; ОАО «ТНК-Ярославль» воспользовалось своим доминирующим положением и навязало контрагентам условия договора, невыгодные для них, а также создало дискриминационные условия на рынке автомобильных бензинов АИ-92, АИ-95 в период с 29.04.2011 по 04.05.2011 на территории г. Костромы. 06.09.2011 Управлением по делу № 04-27/946 выдано предписание № 1 (том 1, л.д. 10-11), которым Обществу предписано прекратить злоупотребление доминирующим положением на рынке реализации нефтепродуктов, а именно: пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона о защите конкуренции, выразившегося в навязывании контрагентам условий договора, не выгодных для них (пункт 1); совершить следующие действия, направленные на обеспечение конкуренции и устранение последствий нарушения антимонопольного законодательства, в частности, включить в условия договора организации поставок нефтепродуктов (мелкий опт) от 2011 года следующие существенные условия: период поставки нефтепродуктов; наименование (ассортимент) нефтепродуктов; количество нефтепродуктов. Представить антимонопольному органу на согласование дополнительное соглашение к договору организации поставок нефтепродуктов (мелкий опт) от 2011 года со всеми контрагентами, с изменениями условий договора и включение существенных условий в договор, согласно пункту 2 предписания № 1 по делу № 04-27/946 (пункт 2); в течение десяти рабочих дней с момента получения согласованного Костромским УФАС России дополнительного соглашения к договору организации поставок нефтепродуктов (мелкий опт) от 2011 года направить оферту всем контрагентам по каналу мелкий опт, заключившим договор организации поставок нефтепродуктов (мелкий опт) от 2011 года, дополнительное соглашение (пункт 3); в течение двух недель после подписания дополнительного соглашения к договору организации поставок нефтепродуктов (мелкий опт) от 2011 года контрагентами, представить антимонопольному органу информацию об исполнении предписания с приложением подтверждающих документов о подписании ОАО «ТНК-Ярославль» с контрагентами дополнительного соглашения в соответствии с предписанием № 1 по делу № 04-27/946 (пункт 4). 06.09.2011 Управлением по делу № 04-27/946 выдано предписание № 2 (том 2, л.д. 41-42), которым Обществу предписано прекратить злоупотребление доминирующим положением на рынке реализации нефтепродуктов, а именно: нарушение пункта 8 части 1 статьи 10 Федерального закона о защите конкуренции, выразившегося в создании дискриминационных условий по отношению к хозяйствующим субъектам, не входящим в группу лиц с ОАО «ТНК-ВР Холдинг», в период с 29.04.2011 по 04.05.2011 на территории г. Костромы (пункт 1); в дальнейшем ОАО «ТНК-Ярославль» не допускать действия, которые могут являться препятствием для развития конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства, а именно: при сокращении объемов нефтепродуктов, реализуемых оптом ОАО «ТНК-Ярославль» хозяйствующим субъектам, не входящим в группу лиц ОАО «ТНК-ВР Холдинг», и, соответственно, при наличии спроса от данных хозяйствующих субъектов, равномерно распределять реализацию нефтепродуктов между собственными АЗС и хозяйствующими субъектами, не входящими в группу лиц ОАО «ТНК-ВР Холдинг», в тех же соотношениях, которые были до сокращения объемов реализации (пункт 2); обеспечить в течение 3 лет ежеквартальное представление в Управление данных о заявленных объемах нефтепродуктов, реализуемых на территории Костромской области хозяйствующими субъектами, не входящими в группу лиц ОАО «ТНК-ВР Холдинг», и отпущенных объемах нефтепродуктов ОАО «ТНК-Ярославль» данным хозяйствующим субъектам (пункт 3); обеспечить в течение 3 лет ежеквартальное представление в Управление актов сверки взаимных расчетов между ОАО «ТНК-Ярославль» и хозяйствующими субъектами, не входящими в группу лиц ОАО «ТНК-ВР Холдинг», реализующими нефтепродукты на территории Костромской области (пункт 4). Не согласившись с решением от 06.09.2011, предписаниями от 06.09.2011 № 1 и № 2 по делу № 04-27/946, Общество обратилось в арбитражный суд. Суд первой инстанции, установив, что обжалуемые решение и предписания Управления не противоречат законодательству и не нарушают права и законные интересы заявителя, отказал в удовлетворении заявленных требований. Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, дополнительные пояснения сторон, заслушав представителей заявителя и ответчика, суд апелляционной инстанции счел жалобу Общества обоснованной, а решение подлежащим отмене исходя из нижеследующего. В силу положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя. Статьей 4 Федерального закона о защите конкуренции определено, что товар - объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами. В соответствии с пунктами 3, 8 части 1 статьи 10 Федерального закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие): навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования) (пункт 3); создание дискриминационных условий (пункт 8). Согласно статье 5 Федерального закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим. Таким образом, для выявления в действиях хозяйствующего субъекта нарушений части 1 статьи 10 Федерального закона о защите конкуренции необходимо, чтобы на соответствующем товарном рынке он занимал доминирующее положение и совершил действие (бездействие), характеризующееся как злоупотребление этим положением. Установление факта доминирующего положения лица связано с конкретным товаром и конкретным товарным рынком с учетом его доли на рынке определенного товара. В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 23 Федерального закона о защите конкуренции антимонопольный орган утверждает порядок проведения анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта и выявления иных случаев недопущения, ограничения или устранения конкуренции. Пунктом 3.6.4 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы Российской Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 28.08.2012 по делу n А29-2133/2009. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Август
|