Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 10.09.2012 по делу n А82-4448/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

      ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3, http://2aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Киров

11 сентября 2012 года

Дело № А82-4448/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 11 сентября 2012 года.

Полный текст постановления изготовлен 11 сентября 2012 года.

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Ившиной Г.Г.,

судей Буториной Г.Г., Караваевой А.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бородиной Н.А.,

без участия в судебном заседании представителей сторон,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Ярославльтелесеть»

на решение Арбитражного суда Ярославской области от 29.06.2012

по делу №А82-4448/2012, принятое судом в составе судьи Глызиной А.В.,

по заявлению открытого акционерного общества «Ярославльтелесеть» (ИНН: 7604148563, ОГРН: 1087604025024)

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (ИНН: 7604009440, ОГРН: 1027600695154)

о признании незаконным и отмене постановления от 23.03.2012 по делу об административном правонарушении № 03-07/13-12,

установил:

 

открытое акционерное общество «Ярославльтелесеть» (далее – заявитель, ОАО «Ярославльтелесеть», Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (далее – ответчик, Управление, УФАС, антимонопольный орган) от 23.03.2012 по делу об административном правонарушении № 03-07/13-12, в соответствии с которым Общество было привлечено к административной ответственности на основании части 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) с назначением наказания в виде штрафа в размере 300 000 рублей.

Решением Арбитражного суда Ярославской области от 29.06.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, полагая, что судом нарушены нормы материального и процессуального права, заявитель обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований ОАО «Ярославльтелесеть».

По мнению заявителя жалобы, при вынесении обжалуемого решения суд вышел за пределы своих полномочий, поскольку выявил нарушение, за которое Общество не было привлечено Управлением к административной ответственности. В частности, согласно постановлению от 23.03.2012 по делу об административном правонарушении ОАО «Ярославльтелесеть» было признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ, за непредоставление в УФАС подробной калькуляции ставки платы за услуги связи с подтверждающими документами, объективная сторона правонарушения была определена ответчиком предельно точно. Вместе с тем, при рассмотрении дела судом был сделан акцент на имевшем место непредоставлении информации о причинах повышения оплаты за кабельное телевидение. Таким образом, заявитель полагает, что суд устанавливал обстоятельства, не имеющие отношения к существу дела.

Также Общество считает, что судом не были исследованы вопросы о наличии или отсутствии у него объективной возможности исполнить требования антимонопольного органа, была исследована лишь узкая часть составляющих объективной стороны административного правонарушения, что противоречит принципам и задачам арбитражного судопроизводства. Кроме того, в решении отсутствуют мотивы, по которым судом отвергнуты те или иные доказательства и аргументы, в частности, доводы ОАО «Ярославльтелесеть» об отсутствии нормативного обоснования обязанности Общества иметь документы и сведения, за непредоставление которых оно было привлечено к административной ответственности.

Заявитель обращает внимание на тот факт, что по причине многократной смены тарифов с 1998 года и в связи с отсутствием точной информации о сути и деталях запроса, Общество обратилось в антимонопольный орган с просьбой о разъяснении положений данного запроса, однако заявление было проигнорировано. Судом первой инстанции указанное обстоятельство было оставлено без внимания.

УФАС письменный отзыв на апелляционную жалобу ОАО «Ярославльтелесеть» не представило.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, явку представителей в судебное заседание апелляционного суда не обеспечили. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) дело рассматривается в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.

Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ОАО «Ярославльтелесеть» зарегистрировано в качестве юридического лица, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесена соответствующая запись за основным государственным регистрационным номером 1087604025024.

На основании лицензии № 65500 на оказание услуг связи для целей кабельного вещания, выданной Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций 19.03.2007 (л.д. 87), и лицензии № 65499 на оказание услуг связи для целей эфирного вещания, выданной Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций 15.02.2007 (л.д. 90), Общество осуществляет телевизионное вещание на территории города Ярославля.

В силу статьи 44 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи», раздела II Правил оказания услуг связи для целей телевизионного вещания и (или) радиовещания, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2006 № 785, и условий раздела 2 публичного договора ОАО «Ярославльтелесеть» договорные отношения между заявителем и абонентом Кирилловой И.Ф. существуют в форме конклюдентных действий.

11.01.2012 в УФАС поступило заявление Кирилловой И.Ф. о необоснованном увеличении количества телеканалов и неправомерном повышении стоимости оплаты за кабельное телевидение (л.д. 83-84).

В связи с рассмотрением данного заявления 17.01.2012 антимонопольным органом в адрес Общества был направлен запрос № 173/03-04, которым была затребована следующая информация: договор между Обществом и  Кирилловой И.Ф. со всеми приложениями (в случае, если имеется); все лицензии на осуществление деятельности ОАО «Ярославльтелесеть»; информация о причинах повышения платы за кабельное телевидение с приложением подробной калькуляции ставки платы с подтверждающими документами;  объяснение по факту обращения абонента в адрес заявителя с жалобой на повышение цен за услуги пользования кабельным телевидением и ответ на это обращение (л.д. 85). Запрашиваемую информацию надлежало представить в Управление не позднее 23.01.2012.

23.01.2012 в ответ на поступивший запрос ОАО «Ярославльтелесеть» письмом № 47 сообщило, что договорные отношения между абонентом Кирилловой И.Ф. и Обществом по оказанию услуг связи для целей телевизионного вещания существуют в форме совершения сторонами конклюдентных действий с 1998 года, информация в электронной базе о наличии договорных отношений – с 2006 года. В виде двустороннего документа на материальном носителе договор не оформлялся. Стоимость услуг связи ОАО «Ярославльтелесеть» устанавливает самостоятельно, повышение тарифов является естественным процессом, отражающим объективные явления общеэкономического характера. Стоимость на услуги связи формируется с учетом цен, установившихся в условиях конкуренции на соответствующем товарном рынке. Калькуляция ставки платы при этом не производилась. Также было отмечено, что Кириллова И.Ф. с претензиями в ОАО «Ярославльтелесеть» не обращалась (л.д. 11).

По причине того, что по требованию антимонопольного органа в установленный срок Обществом не была представлена информация о калькуляции платы с подтверждающими документами, а в названном письме было лишь отмечено, что стоимость услуг связи сформирована с учетом цен, установившихся на товарном рынке, 09.02.2012 главным специалистом-экспертом отдела антимонопольного контроля Управления Завьяловым М.Ф. вынесено определение о возбуждении в отношении ОАО «Ярославльтелесеть» дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ, и проведении административного расследования (л.д. 34-37). Названным определением законный представитель Общества уведомлялся о необходимости явки 10.02.2012 для дачи объяснений по факту нарушения и для составления протокола.

10.02.2012 в отсутствие представителя заявителя в отношении ОАО «Ярославльтелесеть» составлен протокол об административном правонарушении (л.д. 62-64). Ходатайство Общества о предоставлении дополнительного времени для подготовки мотивированных пояснений было отклонено.

23.03.2012 временно исполняющий обязанности заместителя руководителя УФАС Гаев М.В., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении и протокол от 10.02.2012, вынес постановление, в соответствии с которым ОАО «Ярославльтелесеть» за бездействие по предоставлению в ответ на запрос антимонопольного органа подробной калькуляции ставки платы с подтверждающими документами было привлечено к административном ответственности, ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 300 000 рублей.

Не согласившись с вынесенным постановлением, Общество обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании его незаконным и отмене.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что заявитель для целей надлежащего ведения бухгалтерского учета и определения результатов хозяйственной деятельности должен был располагать истребованной у него ответчиком информацией в полном объеме, в связи с чем, не усмотрев признаков малозначительности совершенного правонарушения, пришел к выводу о законности и обоснованности оспариваемого постановления.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из следующего.

В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ предусмотрена ответственность юридических лиц за непредставление или несвоевременное представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанных органов, за исключением случаев, предусмотренных частями 3 и 4 настоящей статьи, а равно представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации), в виде штрафа в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Объективную сторону данного административного правонарушения образует непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации) по требованию указанных органов либо представление заведомо недостоверных сведений.

В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции, Закон № 135-ФЗ) на антимонопольный орган возложены функции по обеспечению государственного контроля за соблюдением требований антимонопольного законодательства.

Частью 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган наделен рядом полномочий в целях реализации своих функций и целей данного Закона, в том числе и полномочиями по истребованию и получению необходимых документов и информации, объяснений в письменной или устной форме (пункт 11 указанной нормы).

Согласно статье 25 Закона № 135-ФЗ коммерческие организации обязаны представлять в антимонопольный орган по его мотивированному требованию в установленный срок необходимые антимонопольному органу в соответствии с возложенными на него полномочиями документы, объяснения, информацию соответственно в письменной и устной форме (в том числе информацию, составляющую коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну), включая служебную переписку в электронном виде.

Из приведенных норм следует, что антимонопольный орган в целях реализации возложенных на него полномочий вправе запрашивать у хозяйствующих субъектов необходимые документы и информацию. При этом объем запрашиваемых сведений определяется антимонопольным органом самостоятельно в зависимости от существенных обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении заявления о нарушении антимонопольного законодательства.

Согласно материалам дела основанием для направления в адрес заявителя запроса о представлении информации послужила необходимость получения дополнительных документов и информации в рамках рассмотрения поступившего в УФАС заявления абонента Кирилловой И.Ф. о неправомерном повышении стоимости оплаты услуг кабельного телевидения.

Запрос Управления, изложенный в письме о предоставлении информации от 17.01.2012 № 173/03-04, был мотивирован, антимонопольный орган указал основание истребования информации. Однако информацию и документы, запрошенные Управлением, Общество в полном объеме в установленный срок ответчику не направило.

Названные обстоятельства свидетельствуют о наличии события вменяемого Обществу правонарушения и доказанности его объективной стороны.

Апелляционным судом отклоняется довод ОАО «Ярославльтелесеть» о том, что при вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции вышел за пределы своих полномочий, поскольку выявил нарушение, за которое Общество не было привлечено Управлением к административной ответственности.

Из запроса УФАС о предоставлении информации от 17.01.2012 следует, что самостоятельным требованием, адресованным Обществу, являлось предоставление информации

Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 10.09.2012 по делу n А82-15404/2011. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также