Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 01.09.2014 по делу n А82-11169/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)
ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ арбитражного суда апелляционной инстанции г. Киров 02 сентября 2014 года Дело № А82-11169/2013 Резолютивная часть постановления объявлена 26 августа 2014 года. Полный текст постановления изготовлен 02 сентября 2014 года. Второй арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Гуреевой О.А., судей Дьяконовой Т.М., Сандалова В.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем Ложкиной Н.С., при участии в судебном заседании представителя ответчика Чистяковой Н.Ю., действующей на основании доверенности от 17.09.2012, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Первая грузовая компания» в лице Ярославльского филиала на решение Арбитражного суда Ярославской области от 28.04.2014 по делу № А82-11169/2013, принятое судом в составе судьи Гусевой Н.А., по иску открытого акционерного общества «Первая грузовая компания» в лице Ярославльского филиала (ОГРН: 1077758336985, г.Ярославль) к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» в лице филиала «Северная железная дорога» (ОГРН 1037739877295, г.Ярославль) о взыскании 2362233 руб. 34 коп., установил:
открытое акционерное общество «Первая грузовая компания» в лице Ярославльского филиала (далее ОАО «ПГК», истец) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» в лице филиала «Северная железная дорога» (далее ОАО «РЖД», ответчик) о взыскании 2362233 руб. 34 коп. пени за просрочку в доставке грузов по железнодорожным накладным. Исковые требования основаны на положениях статей 33, 97, 120, 125 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее Устав), статей 792, 797 Гражданского кодекса Российской Федерации. Решением суда от 28.04.2014 исковые требования ОАО «ПГК» удовлетворены частично. С ответчика в пользу истца взыскано 1855000 руб. пени. В удовлетворении остальной части иска отказано. При вынесении решения суд исходил из того, что факт задержки доставки вагонов по спорным железнодорожным накладным частично доказан. По накладным № ЭО 281035, № ЭО 770015, № ЭО 312864, № ЭО 469797, № ЭП 051581, № ЭО 893693, № ЭО 766656, № ЭО 985943, № ЭО527151, № ЭО 450606, № ЭО 600311, № ЭО 732282, № ЭО 770015, № ЭП 173807, №ЭО 789997, №ЭО 908109, №ЭО 912490, №ЭО 918511, №ЭО 918666, №ЭО 291317, № ЭО 326427, № ЭН 948024, №ЭО 790166, № ЭО 790215, № ЭО 90274, № ЭО 898399, № ЭО 702285, № ЭО 824870, №ЭО 785608, № ЭО 801131, № ЭО 809482, №ЭО 809489, № ЭО 571887, №ЭО 997624, №ЭО 997527, №ЭО 946715, №ЭП 186583, № ЭО 989378, № ЭО 372342, № ЭО 333702, № ЭО 355095, №ЭО 361719, № ЭО 465334, № ЭО 469185, № ЭО 470210, № ЭО 528288, № ЭО 532584, № ЭО 565817, №ЭО 557035, №ЭО 737137, №ЭО 739706, №ЭО 740890, №ЭО 746651, №ЭО 750603, № ЭО 751183, № ЭО 755683, № ЭО 762631, № ЭО 768600, №ЭО 770185, №ЭО 770890, №ЭО 776624, №ЭО 782290, № ЭО 959942, № ЭО 792347, № ЭО 792883, № ЭО 799389, №ЭО 809960, №ЭО 819571, № ЭО 838789, №ЭО 684210, №ЭП 102565, №ЭП 105468, № ЭП 126669, №ЭО 801131, №ЭП 254330, №ЭП 262287, №ЭП 193301, № ЭО 836429, № ЭО 679741, № ЭО 684570, №ЭО 715455, № ЭО 728148, № ЭО 744988, № ЭО 854746, № ЭО 367494, № ЭО 651261, № ЭО 572041, № ЭО 620261, № ЭО 409753 суд согласился с расчетом истца, отклонив довод ответчика о продлении нормативных сроков доставки подвижного состава за недоказанностью данных обстоятельств. Отказывая ОАО «ПГК» во взыскании пени по накладным № ЭО 447824, № ЭО 470452, № ЭО 565111, № ЭП 008848, № ЭП 033524, № ЭП 289707, № ЭО 679741, № ЭО 715455, № ЭП 051581, № ЭО 893693, суд указал на обоснованность увеличения срока доставки груза в соответствии с подпунктами 6.2, 6.3 пункта 6 Правил исчисления сроков от 18.06.2003 N 27. Приняв во внимание представленный ОАО «РЖД» расчет пени по накладным №№ ЭО 549720, ЭО 549795, ЭО 550230, ЭО 563053, ЭО 611944, ЭП 129258, ЭО 562501, ЭО 562688, ЭП 121083, ЭП 138762, ЭП 142192, ЭП 187694, ЭП 214999, ЭП 289803, ЭО 985943, суд указал на обоснованность увеличения срока доставки груза в соответствии с пунктом 5.9 Правил исчисления сроков. Истец, не согласившись с принятым по делу решением, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в части отказа в удовлетворении требований о взыскании пени, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска в полном объеме. По мнению заявителя жалобы, оснований для увеличения срока доставки груза на 1 сутки, следовавшего по отправкам №№ ЭО 549720, ЭО 549795, ЭО 550230, ЭО 563053, ЭО 611944, ЭП 129258, ЭО 562501, ЭО 562688, ЭП 121083, ЭП 138762, ЭП 142192, ЭП 187694, ЭП 214999, ЭП 289803, ЭО 985943, не имеется в связи с недоказанностью ответчиком обоснованности отклонения данных отправок от обычного маршрута следования (кратчайшего). Доказательства согласования сторонами маршрута, предусматривающего прохождение спорным подвижным составом станций Московского и Санкт-Петербургского железнодорожных узлов, до осуществления отправок грузов, ответчиком не представлены. Обоснованность увеличения срока доставки груза, следовавшего по отправкам №№ ЭО 447824, ЭО 470452, ЭО 565111, ЭП 008848, ЭП 033524, ЭП 289707, ЭО 679741, ЭО 715455, ЭО 893693, полагает ОАО «ПГК», ответчиком также не доказана. Апеллянт ссылается на отсутствие в материалах дела доказательств, свидетельствующих о возникновении технической неисправности в спорных вагонах по не зависящим от ОАО «РЖД» причинам. Наличие одного лишь акта общей формы, составленного в обоснование обнаружения технической неисправности, истец не считает достаточным. Иных доказательств в опровержение своей вины ответчиком вопреки статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено. Более подробно доводы заявителя изложены в апелляционной жалобе и дополнениях к ней. Ответчик в отзыве на апелляционную жалобу с доводами заявителя не согласен, просит оставить оспариваемое истцом решение без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание 05.08.2014 проведено с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Ивановской области. Определением от 05.08.2014 Второй арбитражный апелляционный суд в порядке статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в составе председательствующего судьи Гуреевой О.А., судей Кобелевой О.П., Сандалова В.Г. отложил рассмотрение дела на 26.08.2014. Распоряжением И.о. председателя Второго арбитражного апелляционного суда от 26.08.2014 N 490-р в соответствии со статьей 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 37 Регламента арбитражных судов Российской Федерации и в связи с невозможностью (по причине нахождения в отпуске) дальнейшего участия судьи Кобелевой О.П. в рассмотрении настоящего дела произведена ее замена на судью Дьяконову Т.М. После замены судьи рассмотрение дела начато сначала. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации 26.08.2014 дело рассматривается в отсутствие представителя истца, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания. Законность решения Арбитражного суда Ярославской области от 28.04.2014 по настоящему делу проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, заслушав представителей сторон в судебном заседании, Второй арбитражный апелляционный суд не находит правовых оснований для отмены или изменения судебного акта в оспариваемой истцом части. Как усматривается из материалов дела, в 2012 году в адрес различных получателей прибывали груженые/порожние вагоны, принадлежащие ОАО «ПГК», что подтверждено представленными в материалы дела железнодорожными накладными и не оспаривается сторонами. Полагая, что вагоны, следовавшие по спорным отправкам, доставлены с нарушением сроков, истец обратился к перевозчику с претензиями, потребовав уплаты пени по спорным отправкам в общей сумме 5363940 руб. 76 коп. Неисполнение изложенных в претензиях требований в добровольном порядке явилось основанием обращения ОАО «ПГК» в арбитражный суд с рассматриваемым иском. В апелляционной жалобе истец оспаривает решение только в части отказа удовлетворения требований о взыскании пени по железнодорожным накладным №№ ЭО 549720, ЭО 549795, ЭО 550230, ЭО 563053, ЭО 611944, ЭП 129258, ЭО 562501, ЭО 562688, ЭП 121083, ЭП 138762, ЭП 142192, ЭП 187694, ЭП 214999, ЭП 289803, ЭО 985943, ЭО 447824, ЭО 470452, ЭО 565111, ЭП 008848, ЭП 033524, ЭП 289707, ЭО 679741, ЭО 715455, ЭО 893693. Согласно части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений. В соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации (Кодекс) перевозчик обязан доставить груз, пассажира или багаж в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков в разумный срок. В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон (статьи 792, 793 Кодекса). Статьей 33 Устава предусмотрено, что перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению и в установленные сроки. На основании статьи 97 Устава за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров перевозчик уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 данного Устава обстоятельств. В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 25 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"» при рассмотрении споров о взыскании с перевозчика пеней за просрочку доставки грузов арбитражными судами надлежит руководствоваться Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом. Подпунктом 6.3 пункта 6 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 27, предусмотрено, что сроки доставки грузов увеличиваются на все время задержки в случаях задержки вагонов, контейнеров в пути следования, связанной с исправлением их технического или коммерческого состояния, возникшего по не зависящим от перевозчика причинам. Согласно пункту 3.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом МПС России от 18.06.2003 N 45, акт общей формы составляется на станциях для удостоверения, в том числе обстоятельств задержки груза в пути следования в случаях, указанных в Правилах исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом. Возражая против пропуска срока доставки груза истца, следовавшего в вагонах по железнодорожным накладным №№ ЭО 447824, ЭО 470452, ЭО 893693, ЭО 565111, ЭП 008848, ЭП 033524, ЭП 289707, ЭО 679741, ЭО 715455 , ОАО «РЖД» представило суду первой инстанции: железнодорожные накладные с дорожными ведомостями, содержащими отметки о задержке вагонов на промежуточных станциях по причине технической неисправности, акты общей формы, уведомления на ремонт вагонов, уведомление о приемке грузовых вагонов из текущего ремонта, вагонные листы (с кодами для натурного листа), дефектные ведомости, расчетно-дефектные ведомости, выписки из книги предъявления вагонов грузового парка к техническому обслуживанию (л.д. 60-61, 63-71, 121-137, 142, 143-150, 157-158 том 15, л.д. 50-52, 65-68, 99-104, 108-111, 112-115 том 18, л.д. 22-30, 39-41, 44, 62, 68, 81-91 том 23). Как усматривается из представленных в материалы дела доказательства, спорные вагоны задержаны на промежуточных станциях для исправления технической неисправности (разнотипность тележек, тонкий гребень, ползун на поверхности катания, неравномерный прокат по кругу катания); в актах общей формы содержатся ссылки на уведомление формы ВУ-23; указано на отправку вагонов в текущий ремонт. Согласно пункту 4 Классификатора основных неисправностей грузовых вагонов (К ЖА 2005 04) все перечисленные выше неисправности являются эксплуатационными, вызванными естественным износом деталей и узлов вагонов в процессе их эксплуатации или произошедшие по причинам, не связанным с низким качеством изготовления или планового ремонта вагона. Таким образом причиной направления вагонов по отправкам №№ ЭО 447824, ЭО 470452, ЭО 893693, ЭО 565111, ЭП 008848, ЭП 033524, ЭП 289707, ЭО 679741, ЭО 715455 в ремонт и задержки доставки вагонов явилась техническая неисправность, обнаруженная и устраненная в пути следования, возникшая по причине, не зависящей от перевозчика. Принимая во внимание характер неисправностей, обнаруженных в спорных вагонах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии просрочки доставки вагонов истца. Доказательств того, что неисправность вагонов появилась в результате использования ответчиком вагонов с нарушением установленных правил эксплуатации, не представлено. Доводы заявителя об отсутствии соответствующих отметок в дорожных ведомостях опровергаются содержанием представленных ответчиком доказательств. Статьей 13 Устава предусмотрено, что перевозчики по договору с грузоотправителями и (или) владельцами железнодорожного пути необщего пользования могут осуществлять перевозки грузов поездом установленного веса или длины, сформированным на железнодорожном пути необщего пользования либо по договору с грузоотправителями Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 01.09.2014 по делу n А82-817/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Июль
|