Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 09.03.2015 по делу n А82-9669/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)
ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ
СУД
610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3, http://2aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ арбитражного суда апелляционной инстанции г. Киров 10 марта 2015 года Дело № А82-9669/2014 Резолютивная часть постановления объявлена 10 марта 2015 года. Полный текст постановления изготовлен 10 марта 2015 года. Второй арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Ившиной Г.Г., судей Хоровой Т.В., Кононова П.И., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Новоселовой Е.В., без участия сторон, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ярославской области на решение Арбитражного суда Ярославской области от 26.12.2014 по делу №А82-9669/2014, принятое судом в составе судьи Глызиной А.В., по заявлению акционерного коммерческого банка «Инвестиционный торговый банк» (открытое акционерное общество) в лице филиала акционерного коммерческого банка «Инвестиционный торговый банк» (открытое акционерное общество) «Ярославский» (ИНН: 7717002773, ОГРН: 1027739543182) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ярославской области (ИНН: 7606052909, ОГРН: 1057601079470) о признании недействительным предписания от 14.04.2014 № 521, о признании незаконным и отмене постановления от 03.06.2014 по делу об административном правонарушении № 997, установил:
акционерный коммерческий банк «Инвестиционный торговый банк» (открытое акционерное общество) в лице филиала акционерного коммерческого банка «Инвестиционный торговый банк» (открытое акционерное общество) «Ярославский» (далее – заявитель, АКБ «Инвестторгбанк» (ОАО), Банк) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании недействительным предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ярославской области (далее – ответчик, Управление Роспотребнадзора, административный орган) от 14.04.2014 № 521, выданного Банку по итогам проведенной в отношении него плановой документарной проверки, а также о признании незаконным и отмене постановления ответчика от 03.06.2014 по делу об административном правонарушении № 997, в соответствии с которым АКБ «Инвестторгбанк» (ОАО) был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и ему было назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей. Решением суда от 26.12.2014 требования заявителя были удовлетворены в полном объеме. Не согласившись с принятым судебным актом, административный орган обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. Ответчик отмечает, что проведенная в отношении АКБ «Инвестторгбанк» (ОАО) проверка носила характер документарной и фактически была начата с момента получения Управлением Роспотребнадзора поименованных в направленном в адрес Банка запросе документов; при этом обращает внимание на то, что никакие санкции за несвоевременное представление документов в отношении заявителя не применялись. Также настаивает на том, что документы, уведомляющие Банк о начале проведения проверки, были высланы в его адрес заблаговременно; их поздняя доставка адресату была связана с недобросовестной работой организации, оказывающей услуги почтовой связи. По мнению административного органа, документарная проверка в рассматриваемом случае была проведена с соблюдением требований Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ), права и законные интересы АКБ «Инвестторгбанк» (ОАО) нарушены не были, в связи с чем полагает, что оснований для признания результатов такой проверки недействительными не имелось. Заявитель в письменном отзыве возражал против удовлетворения апелляционной жалобы административного органа. Стороны о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, своих представителей в судебное заседание апелляционного суда не направили, представили ходатайства о рассмотрении жалобы в отсутствие представителей. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) дело рассматривается в отсутствие представителей участвующих в деле лиц. Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ. Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в период с 17.03.2014 по 11.04.2014 на основании распоряжения руководителя Управления Роспотребнадзора от 03.03.2014 № 573 в отношении АКБ «Инвестторгбанк» (ОАО) была проведена плановая документарная проверка на предмет соблюдения обязательных требований действующего законодательства о защите прав потребителей в области потребительского кредитования. Указанное распоряжение, содержащее в числе прочего перечень документов, которые Банку необходимо было представить в контролирующий орган, направлено в адрес проверяемого лица 05.03.2014 (том 1 л.д. 13-14, 98-99). В ходе проведенной проверки должностными лицами административного органа были выявлены нарушения обязательных требований; результаты проверки отражены в акте от 11.04.2014 № 573 (том 1 л.д. 91-95). По результатам проверки АКБ «Инвестторгбанк» (ОАО) было выдано обязательное для исполнения предписание от 14.04.2014 № 521, в соответствии с которым Банку необходимо было прекратить нарушения действующего законодательства в сфере защиты прав потребителей, выразившиеся во включении в Типовую форму кредитного договора на приобретение автотранспортного средства, Типовую форму кредитного договора на приобретение недвижимого имущества (ипотеки), Типовую форму закладной на недвижимое имущество, в Кредитный договор на приобретение недвижимого имущества с конкретным заемщиком – физическим лицом условий, ущемляющих права потребителя; привести подпункт 4.4.3 Типовой формы кредитного договора на приобретение автотранспортного средства в соответствие со статьей 813 Гражданского кодекса Российской Федерации; привести подпункт 4.4.2 пункта 4.4 Типовой формы кредитного договора на приобретение недвижимого имущества, подпункт 6.2.4.3 Типовой формы закладной на недвижимое имущество в соответствие со статьей 348 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 54.1 Федерального закона от 16.07.1998 № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» (том 1 л.д. 15). Кроме того, 20.05.2014 по факту выявленных нарушений должностным лицом административного органа в отношении Банка был составлен протокол об административном правонарушении, действия заявителя были квалифицированы по части 2 статьи 14.8 КоАП РФ (том 1 л.д. 18-21). 03.06.2014 заместитель руководителя Управления Роспотребнадзора, рассмотрев указанный протокол и иные материалы дела об административном правонарушении, вынес постановление, согласно которому АКБ «Инвестторгбанк» (ОАО) был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.8 КоАП РФ, и ему было назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей (том 1 л.д. 8-11). Не согласившись с результатами проведенной проверки, заявитель обратился в Арбитражный суд Ярославской области с требованием о признании недействительным предписания от 14.04.2014, а также о признании незаконным и отмене постановления от 03.06.2014 по делу об административном правонарушении № 997. Суд первой инстанции счел недоказанным ответчиком факт надлежащего уведомления АКБ «Инвестторгбанк» (ОАО) о начале проведения проверки в предусмотренный пунктом 12 статьи 9 Закона № 294-ФЗ срок, то есть за 3 рабочих дня до определенного административным органом момента начала проверки; данное обстоятельство было признано судом грубым нарушением процедуры проведения проверки, регламентированной нормами Закона № 294-ФЗ, влекущим недействительность результатов такой проверки. В этой связи требования заявителя были удовлетворены в полном объеме. Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из следующего. В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации». Право на обжалование постановления по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, закреплено в статье 30.1 КоАП РФ, его реализация осуществляется с учетом особенностей, предусмотренных статьями 189 – 190, 207 – 211 АПК РФ. В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. В рассматриваемом случае требования о признании недействительным предписания и о признании незаконным и отмене постановления Управления Роспотребнадзора по делу об административном правонарушении связаны между собой по основаниям возникновения и представленным доказательствам, в связи с чем рассмотрены судом в рамках одного судебного дела с применением соответствующих правил, установленных главами 24, 25 АПК РФ. Состав вмененного Банку административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.8 КоАП РФ, был выявлен в ходе проведенной в отношении АКБ «Инвестторгбанк» (ОАО) плановой документарной проверки; основанием для вынесения оспариваемого предписания также послужили результаты данной проверки, зафиксированные в акте от 11.04.2014 № 573. Следовательно, при проверке законности и обоснованности оспариваемых актов Управления Роспотребнадзора в данном случае подлежит исследованию вопрос о правомерности проведения в отношении заявителя названной проверки. Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулирует Закон № 294-ФЗ. В силу статьи 14 Закона № 294-ФЗ, регламентирующей порядок организации плановых и внеплановых проверок, проверка проводится только на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. При применении положений Закона № 294-ФЗ необходимо учитывать, что основной целью этого Закона является защита прав организаций и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), которая обеспечивается надлежащим и заблаговременным уведомлением о дате начала проведения плановой проверки. Приказ о проведении проверки должен быть составлен таким образом, чтобы у проверяемого лица не было сомнений в том, какая именно проверка и на каких правовых основаниях будет в отношении него проведена. Сказанное также обуславливает необходимость заблаговременного доведения до проверяемого лица информации о предстоящей проверке. Это необходимо в том числе и для того, чтобы определить, соблюден ли регламентированный Законом №294-ФЗ порядок при ее проведении, не нарушены ли права и законные интересы проверяемого. Частью 12 статьи 9 Закона № 294-ФЗ установлено, что о проведении плановой проверки юридическое лицо уведомляется органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом. Согласно части 1 статьи 20 Закона № 294-ФЗ результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных данным Законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя. В силу пункта 1 части 2 статьи 20 Закона № 294-ФЗ нарушение требований, предусмотренных частью 12 статьи 9 названного закона (в части срока уведомления о проведении проверки), отнесено к грубым нарушениям законодательства при осуществлении контроля. Из смысла указанных Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 09.03.2015 по делу n А29-6410/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Июль
|