Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 13.01.2016 по делу n А28-8249/2015. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

   

ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Киров

Дело № А28-8249/2015

14 января 2016 года

Резолютивная часть постановления объявлена 11 января 2016 года.   

Полный текст постановления изготовлен 14 января 2016 года.

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Малых Е.Г.,

судей Савельева А.Б., Тетервака А.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Богатыревой Н.Н.,

без участия представителей сторон,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Нечерноземстрой»

на решение Арбитражного суда Кировской области от 12.10.2015 по делу №  А28-8249/2015, принятое судом в составе судьи Татаренковой Е.А.,

по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Нечерноземстрой» (ИНН: 2127006920, ОГРН: 1042127015589)

к администрации муниципального образования Арбажское городское поселение

Арбажского района Кировской области (ИНН: 4301001936, ОГРН: 1054310511463)

о расторжении муниципального контракта,

установил:

 

общество с ограниченной ответственностью «Нечерноземстрой» (далее - истец, ООО «Нечерноземстрой», общество) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с исковым заявлением к администрации муниципального образования Арбажское городское поселение Арбажского района Кировской области (далее - ответчик, администрация) о расторжении муниципального контракта № 0140300041614000059-0244684-03 (далее – муниципальный контракт, контракт).

Решением суда от 12.10.2015 в удовлетворении заявленных требований обществу отказано.

Не согласившись с указанным решением, истец обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда от 12.10.2015 отменить, принять по делу новый судебный акт.

По мнению заявителя, муниципальный контракт подлежит расторжению, поскольку ответчиком (заказчиком) не исполнены обязанности, что воспрепятствовало исполнению контракта со стороны истца (подрядчика), а именно не исполнены обязанности по вырубке и корчеванию кустарников и деревьев, не предоставлена проектная документация, подлежащая государственной экспертизе, отсутствует ордер на земляные работы и ордер на вырубку деревьев и кустарников.

Администрация в представленном отзыве с требованиями апелляционной жалобы не согласна, просит решение суда от 12.10.2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.

Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, между Администрацией муниципального образования Арбажского городского поселения Арбажского района Кировской области (заказчик) и обществом с ограниченной ответственностью «Нечерноземстрой» (подрядчик) 18.12.2014 заключен муниципальный контракт № 0140300041614000059-0244684-03 (т. 1 л.д.8 – 24), предметом которого в соответствии с пунктом 1.1 контракта является выполнение подрядчиком работ на капитальный ремонт канализации пгт. Арбаж заказчику в объеме и качестве согласно технического задания.

Согласно пункту 2.1 контракта цена контракта является твердой, не может изменяться в ходе заключения и исполнения контракта, за исключением случаев, установленных контрактом и (или) предусмотренных законодательством. Общая цена контракта составляет 1 041 161,37 руб. (пункт 2.2 контракта).

Согласно пункту 3.1.1 заказчик имеет право по согласованию с подрядчиком изменить объем выполняемых работ в соответствии с пунктом 12.6 контракта. В свою очередь, в соответствии с пунктом 12.6 контракта, заказчик по согласованию с подрядчиком в ходе исполнения настоящего контракта вправе изменить не более чем на десять процентов объема всех предусмотренных настоящим контрактом работ при изменении потребности в работах, на выполнение которых заключен настоящий контракт.

Состав, объемы и требования к выполнению работ определяются техническим заданием, являющимся неотъемлемой частью контракта (пункт 4.2 контракта).

Срок выполнения работ: с момента заключения муниципального контракта, 1 полугодие 2015 года (пункт 4.4.1 контракта).

Местом выполнения работ является Кировская область, Арбажский район, пгт. Арбаж, ул. Первомайская до очистных сооружений.

Приемка и оценка выполненных работ осуществляется в соответствии с требованиями технического задания и иных нормативно-технических документов (в случае создания приемочной комиссии оформляется акт приемки выполненных работ и подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком и подрядчиком) (пункт 5.1 контракта).

Расторжение контракта регулируется разделом 10: согласно пункту 10.1 контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, а также в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

Согласно пункту 10.3 требование о расторжении контракта может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение расторгнуть настоящий контракт либо неполучения ответа в течение 10 дней с даты получения предложения о расторжении контракта.

В соответствии с пунктом 10.10 контракта  подрядчик справе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. Такое решение не позднее, чем в течение трех рабочих дней с его принятия направляется заказчику по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу заказчика, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении заказчику. Выполнение подрядчиком вышеуказанных требований считается надлежащим уведомлением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения подрядчиком подтверждения о вручении заказчику указанного уведомления.

Согласно пункту 10.11 решение подрядчика об одностороннем отказе от исполнения настоящего контракта вступает в силу, контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления подрядчиком заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Неотъемлемой частью контракта являются техническое задание (т. 1 л.д.20-21) и требование к обеспечению исполнения контракта (т. 1 л.д.21-24).

Не приступив к выполнению работ, истец направил ответчику письмо от 23.01.2015 с просьбой расторгнуть муниципальный контракт по соглашению сторон в связи с выявлением дополнительных работ, не учтенных в проектно-сметной документации: вырубка и корчевание кустарников и деревьев на площади 2000 метров шириной от 5 до 10 м, разработка и восстановление автодороги в 2-х местах, отсутствие проектно-сметной документации и ордера на земляные работы.

Письмом от 30.01.2015 № 71 (т. 1 л.д. 35) администрация разъяснила истцу, что вырубка и корчевание кустарников и деревьев на площади 2000 шириной от 5 до 10 м будет выполнена иной организацией за средства администрации до начала работ по прокладке канализационного коллектора в пгт. Арбаж, дорога также будет восстанавливаться  иной организацией за средства администрации. Относительно проектно-сметной документации и ордера на земляные работы ответчик пояснил, что проектная документация в данном проекте не предусмотрена, поскольку проводится капитальный ремонт канализации, а не строительство нового объекта или модернизация. Ордер на земляные работы (т. 1 л.д. 82) впоследствии выдан истцу, о чем общество проинформировано письмом администрации от 09.06.2015 № 528 (т. 1 л.д. 83).

Письмами от 17.02.2015 № 58-02-06 (т. 1 л.д. 36) и от 19.02.2015 № 128 (т. 1 л.д. 37) администрация просила общество приступить к началу работ и письменно известить за две недели о дате начала производства работ.

Письмом от 26.02.2015 № 15 (т. 1 л.д. 38) общество просит предоставить смету в расценках 1 квартала 2015 года на выполнение дополнительных работ, сообщает, что приступит к выполнению работ после согласования сметы и заключения договора на дополнительных работы, не учтенные техническим заданием, а также информирует о невозможности выполнения работ в установленные контрактом сроки.

Претензионными письмами от 16.04.2015 № 372 (т. 1 л.д. 39) и от 01.06.2015 №513 (т. 1 л.д. 40) администрация просит общество сообщить  дату начала работ и направить график выполнения и сдачи объекта в соответствии с муниципальным контрактом и техническим заданием, а также приступить к работам.

Письмом от 04.06.2015 (т. 1 л.д. 41) общество просит предоставить проект плана напорных канализационных сетей, разрешение на производство работ и на вырубку деревьев, кустарников.

Письмом от 09.06.2015 № 528 (т.1 л.д. 83) администрация сообщает о возможности получить ордер на производство земляных работ и схему прокладки канализационных сетей в Администрации, а также о частичной подготовке трассы протяженностью более 1,5 км.

В материалы дела представлены указанный ордер и схема расположения прокладки канализационных сетей в пгт. Арбаж Кировской области (т. 1 л.д. 84).

Письмом от 18.06.2015 № 25 (т. 1 л.д. 42) общество сообщает, что 500 метров трассы не очищены от кустарника и деревьев, что затрудняет работы на участке.

Согласно представленной в материалах дела справке от 24.07.2015 № 620 (т.1 л.д.88) участки улиц Первомайская и Дачная, по которым предусматривается прохождение трассы канализации, являются частью улично-дорожной сети с грунтовым покрытием населенного пункта Арбаж и состоят на балансе Администрации Арбажского городского поселения.

Отказ администрации расторгнуть контракт по соглашению сторон послужил основанием для обращения общества в суд.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.

В соответствии пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации  (далее – ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают, в том числе из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.

В силу статей 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.

В силу статьи 763 ГК РФ подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд. По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.

Заключенный сторонами муниципальный контракт №№ 0140300041614000059-0244684-03  является договором подряда и регулируется общими положениями гражданского законодательства об обязательствах и нормами, установленными в Кодексе для отдельных видов договоров. Как разъяснено в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.10.2011 N 9382/11, в регулировании подрядных работ для государственных и муниципальных нужд приоритетное значение остается за нормами ГК РФ: в части, не урегулированной статьями 763 - 767 ГК РФ, должны применяться в зависимости от вида подрядных работ положения параграфа 3 или 4 главы 37 ГК РФ, а затем - общие положения о договоре подряда (параграф 1 главы 37 ГК РФ).

В силу пункта 2 статьи 450 ГК РФ по требованию одной из сторон, договор может быть расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной.

Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

В силу пунктов 8, 19 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

Поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

В пункте 10.2 муниципального контракта содержится условие, в соответствии с которым расторжение контракта по соглашению сторон совершается в письменной форме и возможно в случае наступления условий, при которых для одной из сторон или обеих сторон дальнейшее исполнение обязательств по контракту невозможно либо возникает нецелесообразность исполнения контракта.

Оценив исследованные доказательства, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об отсутствии оснований для расторжения муниципального контракта.

Доводы заявителя жалобы об отсутствии ордера на земляные работы и ордера на вырубку деревьев и кустарников, а также о невыполнении администрацией обязательств по вырубке и корчеванию кустарников и деревьев отклоняются судом как необоснованные по следующим основаниям.

Судом первой инстанции установлен и материалами

Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 13.01.2016 по делу n А82-13779/2015. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также