Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 07.04.2013 по делу n Г. КРАСНОЯРСК. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

«08» апреля 2012 г.

Дело №

г. Красноярск

А33-18179/2012

 

 

Резолютивная часть постановления объявлена «05» апреля 2012 года.

Полный текст постановления изготовлен          «08» апреля  2012 года.

Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Петровской О.В.,

судей:   Споткай Л.Е., Хасановой И.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Хрущевой М.А. ,

при участии:

от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю: Черепахиной О.В., представителя по доверенности № 70-55/308 от 28.12.2012,

от общества с ограниченной ответственностью «НАВИГАТОР ГРУПП»: Половинкина А.В., представителя по доверенности от 12.11.2012,

от федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии»: Емандыкова С.Н., представителя по доверенности от 14.02.2012 № 24/2012-05,

от Администрации города Красноярска: Павловича В.Н., представителя по доверенности от 02.11.2012 № 01-5329,

рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, администрации города Красноярска

на решение Арбитражного суда Красноярского  края

от 11 декабря 2012 года по делу А33-18179/2012, принятое судьей Лесковым Р.В.,

установил:

общество с ограниченной ответственностью  «НАВИГАТОР ГРУПП» (ИНН 2461113345, ОГРН 1032401987309) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к Управлению Федеральной государственной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю (ИНН 2466124510, ОГРН 1042402980290), к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной государственной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757) в лице филиала Федерального государственного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной государственной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю», в котором просит  определить на дату принятия решения по делу кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:50:0700264:42 в размере 10 627 000 рублей. соответствующем его рыночной стоимости определенной в индивидуальном порядке в соответствии с отчетом об оценке № 1-зем/10/12 от 17.10.12 года и обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю и ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Красноярскому краю внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:50:0700264:42 в размере 10 627 000 рублей, равном его рыночной стоимости (с учетом уточнения).

Определением Арбитражного суда Красноярского края  от 21 ноября 2012 года .11.2012г. судом, к участию в дело, в качестве третьего лица не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, на стороне ответчиков привлечена Администрация г. Красноярска.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 11 декабря 2012 года иск удовлетворен.

Не согласившись с данным решением, ответчики и третье лицо обратились с апелляционными жалобами.

В апелляционной жалобе федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» указало, что неправомерен вывод суда о том, что установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для возложения обязанности на орган кадастрового учета по внесению такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в ГКН. В настоящем деле государственная кадастровая оценка проведена после вступления в силу Федерального закона от 22.07.2010, поэтому  Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 913/11 от 28.06.2011 в данном случае неприменимо. Судом дано неверное толкование части 4 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ, которая не содержит обязанностей органа кадастрового учета, дано неправильное толкование статьи 24.20 закона об оценке. Истцом избран ненадлежащий способ защиты.  В иске и в отчете отсутствует удельный показатель кадастровой стоимости, который вносится в ГКН.  Необоснованно возложены судебные расходы на учреждение.

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю в апелляционной жалобе  не согласилось с выводом суда о нарушении прав истца законно установленной величиной кадастровой стоимости. Управление является ненадлежащим ответчиком по иску, не является органом кадастрового учета, не уполномочено на внесение изменений в ГКН. Иск неправомерно разрешен на основании искового заявления, не содержащего требований к Управлению.

Администрация города Красноярска в апелляционной жалобе сослалась на недостоверность отчета об оценке, представленного истцом.

В возражениях на апелляционную жалобу истец указал, что обжалуемое решение является законным и обоснованным, доводы апелляционных жалоб отклонил.

В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали свои доводы.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При повторном рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.

ООО «НАВИГАТОР ГРУПП» с 23.07.2012 является собственником земельного участка с кадастровым номером 24:50:0700264:42, категория земель населенных пунктов, разрешенное использование: место размещение производственной базы, общей площадью 18 961 кв.м., находящимся по адресу: г. Красноярск, Свердловский район,  ул. Грунтовая,   что следует из свидетельства о государственной регистрации права от 23.07.2012г. серия 24 ЕК №594645.

Постановлением Правительства Красноярского края от 22.11.2011 №708-П, вступившим в силу с 01.01.2012, утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов. Кадастровая стоимость земельного участка с  КН 24:50:0700264:42  на 01.01.2012 определена в размере  37 631 327, 87 руб.  (строка 103956, таблица 48 Приложение №1).

Считая, данную кадастровую стоимость земельного участка завышенной, истец поручил   обществу с ограниченной ответственностью «Альянс-Оценка»  произвести оценку рыночной стоимости земельного участка с КН 24:50:0700264:42.

Согласно  Отчету №1-зем/10/12 об оценке рыночной стоимости земли от 17.10.2012г.,  рыночная стоимость земельного участка с КН 24:50:0700264:42 на 01.01.2011г. определена в размере 10 627 000 руб.

Некоммерческим партнерством СРО «Деловой Союз Оценщиков» 29.10.2012г. составлено Положительное экспертное заключение №764/10/12  на отчет  №1-зем/10/12 об оценке рыночной стоимости земельного участка общей площадью 18 961,0 кв.м., кадастровый номер 24:50:0700264:42, находящегося по адресу: Россия, Красноярский край, ул.Грунтовая, по состоянию на 01.01.2011.

В соответствии с выводом экспертного заключения  (л.11 Экспертного заключения) - отчет соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в т.ч. требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» №135-ФЗ,  федеральным стандартам оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартам и правилам оценочной деятельности Саморегулируемой организации оценщиков Некоммерческого партнерства «Деловой Союз Оценщиков».

При таких обстоятельствах истец обратился с настоящим иском.

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом.

Истец, являясь собственником земельного участка с кадастровым номером 24:50:0700264:42, в силу положений статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, несет налоговое бремя по его содержанию, в силу чего является заинтересованным лицом.

Заявленные обществом требования, по существу, имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости указанных земельных участков на их рыночную стоимость.

Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными законом.

В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.

При этом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Таким образом, статья 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускает возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.

В свою очередь, нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.

Так, пунктом 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года № 316, предусмотрено, что государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.

Согласно пункту 10 Федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости» (ФСО № 2), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2007 года № 255 (в редакции, действовавшей в спорный период), при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.

Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.

Из материалов настоящего дела следует, что кадастровая стоимость определена постановлением Правительства Красноярского края от 22.11.2011 № 708-п участка КН 24:50:0700264:42   определена в размере  37 631 327, 87 руб. по состоянию на 01.01.2011, то есть после введения в действие главы III.1. «Государственная кадастровая оценка» Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» Федеральным законом от 22 июля 2010 года № 167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Апелляционный суд полагает, что обращение истца непосредственно в арбитражный суд не противоречит статье 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», согласно которой результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.

В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 № 913/11 определена правовая позиция, в соответствии с которой права лица, нарушенные несоответствием внесённой в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учёта и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка.

Возможность оспаривания (наличие спора) результатов, предполагает исковой порядок защиты права.

Согласно Отчету №1-зем/10/12 об оценке рыночной стоимости земли от 17.10.2012,  рыночная стоимость земельного участка с КН 24:50:0700264:42 на 01.01.2011г. определена в размере 10 627 000 руб.

Некоммерческим партнерством СРО «Деловой Союз Оценщиков» 29.10.2012 составлено Положительное экспертное заключение №764/10/12  на отчет  №1-зем/10/12 об оценке рыночной стоимости земельного участка общей площадью 18 961,0 кв.м., кадастровый номер 24:50:0700264:42, находящегося по адресу: Россия, Красноярский край, ул. Грунтовая, по состоянию на 01.01.2011.

Таким образом, данные рыночной стоимости земельных участков и их кадастровой стоимости существенно отличаются.

В соответствии со статьей 12 ФЗ от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Отчет независимого оценщика является одним из доказательств по делу (статья 75 АПК РФ).

Представленный

Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 07.04.2013 по делу n Г. КРАСНОЯРСК. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК)  »
Читайте также