Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 07.04.2013 по делу n А33-17666/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

«08» апреля 2013 года

Дело №

А33-17666/2012

г. Красноярск

 

Резолютивная часть постановления объявлена «02» апреля 2013 года.

Полный текст постановления изготовлен  «08» апреля 2013 года.

Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

судьи Колесниковой Г.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалухиной Ж.В.

при участии:

от ответчика: Переславцева А.В., представителя по доверенности от 20.04.2012 № 68-04/12,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия г. Минусинска «Минусинское городское хозяйство»

на решение Арбитражного суда Красноярского края от «28» января 2013 года по делу                         № А33-17666/2012, рассмотренному в порядке упрощенного производства судьей                      Ражковым Р.А.,

установил:

муниципальное унитарное предприятие города Минусинска «Минусинское городское хозяйство» (далее – предприятие, заявитель, ИНН 2455029568, ОГРН 1092455001374) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Службе по контролю в сфере природопользования Красноярского края (далее – служба, административный орган, ответчик, ИНН 2466133610, ОГРН 1052466189071) о признании незаконным и отмене постановления от 05.10.2012 №193-10/АО о назначении административного наказания.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 28 января 2013 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Предприятие обратилось с апелляционной жалобой, в которой с решением от 28.01.2013 не согласно, считает, что действовало в состоянии крайней необходимости, поскольку невыполнение предприятием функций по сбору, вывозу и размещению отходов своими силами из-за отсутствия разрешения на размещение отходов на старом полигоне (свалке) могло повлечь наступление неблагоприятных последствий для всего города в виде реальной угрозы ухудшения качества жизни людей, возможности возникновения и распространения инфекционных заболеваний. Предприятие также ссылается на то, что имеет лицензию на осуществление деятельности по сбору, использованию, транспортировке, размещению отходов, в соответствии с которой осуществляет только сбор и транспортировку твердых бытовых отходов на городскую свалку; других полигонов и свалок для размещения отходов в г. Минусинске нет; тарифы для сбора и вывоза ТБО утверждены для населения из расчета размещения их на действующей свалке.

Служба представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором решение суда первой инстанции от 28.01.2013 считает законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы – несостоятельными.

Предприятие в судебное заседание не явилось, о времени и месте его проведения извещено надлежащим образом путем направления определения и размещения информации в Картотеке арбитражных дел на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации http://kad.arbitr.ru. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие предприятия.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.

Муниципальное унитарное предприятие города Минусинска «Минусинское городское хозяйство» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1092455001374, имеет лицензию на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности от 04.02.2011 №ОП-00022(24).

Должностным лицом административного органа на основании требования Красноярской природоохранной прокуратуры от 13.07.2012 № 7ж-2012 в период с 23.07.2012 по 09.08.2012 проведена внеплановая выездная проверка по факту горения городской свалки г. Минусинска Красноярского края.

По результатам проверки должностным лицом административного органа составлен протокол от 03.10.2012 № 0243 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановлением о назначении административного наказания от 05.10.2012 № 193-10/АО предприятие привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившегося в следующем:

- в нарушение частей 1 и 2 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предприятие, осуществляя сбор отходов от юридических и физических лиц, индивидуальных предпринимателей в г. Минусинске, производит сброс отходов на почву;

- в нарушение статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Санитарных правил 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов» предприятием осуществляется хранение и захоронение отходов на несанкционированной свалке на 1 км автодороги г. Минусинск – д. Быстрая, которая организована без разрешения, выданного федеральными органами власти в области обращения с отходами;

- в нарушение статьи 18 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», статьи 11 Закона Красноярского края от 06.12.2007 № 3-804 «Об охране окружающей среды в Красноярском крае» предприятие при хранении, захоронении и обезвреживании отходов осуществляется сжигание отходов производства и потребления, что приводит к загрязнению атмосферного воздуха.

Предприятию назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

Не согласившись с вышеназванным постановлением, предприятие обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

В силу статьи 123 Конституции Российской Федерации, статей 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.

В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.

В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Соблюдение процедуры привлечения к административной ответственности и наличие полномочий административного органа на составление протокола об административном правонарушении и принятие постановления о назначении административного наказания, а также срока привлечения к административной ответственности установлено судом первой инстанции и предприятием не оспаривается.

Отказывая в удовлетворении заявленных предприятием требований о признании незаконным и отмене постановления от 05.10.2012 №193-10/АО о назначении административного наказания, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что административным органом доказано наличие в действиях (бездействии) предприятия состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП), по следующим основаниям.

Статьей 8.2 КоАП предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон об отходах производства и потребления) под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Исходя из статьи 1 Закона об отходах производства и потребления обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов; размещение отходов – хранение и захоронение отходов,  захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах.

Таким образом, состав правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП, образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства. При этом субъектный состав правонарушения, связанный с обращением с отходами, не ограничивается только лицами, специализирующимися на деятельности по обращению с отходами. Законом об отходах производства и потребления установлены требования и обязанности в сфере обращения с отходами производства и потребления, распространяющиеся как на хозяйствующих субъектов, в процессе деятельности которых образуются отходы, так и на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами.

Указанная правовая позиция изложена в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.10.2012 № 4973/12, от 12.07.2011 № 709/11.

Как следует из материалов дела, предприятие создано на основании постановления Главы города Минусинска от 31.11.2009 № 153-ПГ для осуществления уставной деятельности, в том числе по уборке территорий, удалению и обработке твердых бытовых отходов; имеет лицензию на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности от 04.02.2011 №ОП-00022(24). При этом, места размещения  отходов в указанной  лицензии  (см. т. 2 л.д. 26-29) не обозначены.

На основании заключенных с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями договоров предприятие оказывает услуги по сбору, вывозу и утилизации (захоронению) твердых и жидких бытовых отходов (т. 1 л.д. 103-148, 149-173).

Следовательно, предприятие, которое осуществляет деятельность по сбору, вывозу и утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов, то есть осуществляет деятельность по обращению с отходами, обязано соблюдать требования Закона об отходах производства и потребления, а также экологические и санитарно-эпидемиологические требования, предусмотренные действующим законодательством. Несоблюдение данных требований влечет административную ответственность по статье 8.2 КоАП.

С учетом изложенного, доводы о том, что предприятие имеет лицензию на осуществление деятельности по сбору, использованию, транспортировке, размещению отходов, в соответствии с которой осуществляет только сбор и транспортировку твердых бытовых отходов на городскую свалку, подлежат отклонению судом апелляционной инстанции как необоснованные.

Согласно оспариваемому постановлению о назначении административного наказания от 05.10.2012 № 193-10/АО предприятием совершено административное правонарушение, предусмотренное статьей 8.2 КоАП, выразившееся в следующем:

- в нарушение частей 1 и 2 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предприятие, осуществляя сбор отходов от юридических и физических лиц, индивидуальных предпринимателей в г. Минусинске, производит сброс отходов на почву;

- в нарушение статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Санитарных правил 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов» предприятием осуществляется хранение и захоронение отходов на несанкционированной свалке на 1 км автодороги г. Минусинск – д. Быстрая, которая организована без разрешения, выданного федеральными органами власти в области обращения с отходами;

- в нарушение статьи 18 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», статьи 11 Закона Красноярского края от 06.12.2007 № 3-804 «Об охране окружающей среды в Красноярском крае» предприятие при хранении, захоронении и обезвреживании отходов осуществляется сжигание отходов производства и потребления, что приводит к загрязнению атмосферного воздуха.

Согласно статье 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Постановлением от 28.12.2001 №607-ст Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии «О введении в действие государственных стандартов» в действие введен ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения. Этапы технологического цикла. Основные положения» (далее – ГОСТ 30772-2001), в соответствии с которым отходы потребления - остатки веществ, материалов, предметов, изделий, товаров (продукции или изделий), частично или полностью утративших свои первоначальные потребительские свойства для использования

Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 07.04.2013 по делу n А69-2730/2011. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК)  »
Читайте также