Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 18.04.2013 по делу n А69-2583/2012. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

«19» апреля 2013 года

Дело №

А69-2583/2012

г. Красноярск

 

Резолютивная часть постановления объявлена «15» апреля 2013 года.

Полный текст постановления изготовлен  «19» апреля 2013 года.

Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Колесниковой Г.А.,

судей: Иванцовой О.А., Севастьяновой Е.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалухиной Ж.В.

при участии, находясь в здании Арбитражного суда Республики Тыва:

от ответчика (Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Республике Тыва): Дондуй О.В., представителя по доверенности от 12.12.2012,

рассмотрев в судебном заседании путем использования системы видеоконференц-связи апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Республике Тыва

на решение Арбитражного суда Республики Тыва от «25» января 2013 года по делу                                 № А69-2583/2012, принятое  судьей Чамзы-Ооржак А.Х.,

установил:

Каа-Хемское кожуунное потребительское общество (далее – общество, заявитель, ОГРН 1021700563906, ИНН 1704000143) обратилось в Арбитражный суд Республики Тыва с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Республике Тыва (далее – инспекция, налоговый орган, ответчик) о признании незаконными действий в выдаче справки от 07.10.2012 № 16060 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам, содержащей данные о задолженности перед бюджетом, возможность взыскания которой утрачена по налогу на доходы физических лиц в сумме 1 745 556 рублей 96 копеек, пени в сумме 606 231 рубль 25 копеек, налоговой санкции (штрафа) в сумме 268 569 рублей и обязании инспекции устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества и выдать справку о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам, содержащей данные о задолженности перед бюджетом, возможность взыскания которой инспекцией утрачена.

Решением Арбитражного суда Республики Тыва от 25 января 2013 года заявление  удовлетворено, признаны незаконными действия инспекции, выразившиеся в выдаче справки от 07.10.2012 № 16060 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам, содержащей данные о задолженности перед бюджетом, возможность взыскания которой утрачена. Суд обязал инспекцию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества.

Налоговый орган обратился с апелляционной жалобой, в которой с решением от 25.01.2013 не согласен, поскольку задолженность по налогу на доходы физических лиц, пени и штраф, указанная в справке от 07.10.2012 № 16060 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам, взыскана инспекцией на основании представленных в материалы дела решения о привлечении к ответственности от 30.12.2010 № 08-12-06 и от 29.06.2012 № 07-12-01, требования об уплате налога от 31.01.2011 № 73 и от 25.07.2012 № 2169, решений о взыскании налога за счет денежных средств от 23.08.2012 № 1469 и от 24.02.2011 № 76, инкассовых поручений от 24.02.2011 № 188 и от 23.08.2012 №№ 2689-2694, решений о взыскании налога за счет имущества от 10.05.2011 № 119 и от 11.09.2012 № 755.

Общество в судебное заседание не явилось, о времени и месте его проведения извещено надлежащим образом путем направления определения и размещения информации в Картотеке арбитражных дел на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации http://kad.arbitr.ru. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие общества.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.

Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 2 по Республике Тыва в адрес Каа-Хемского кожуунного потребительского общества выдана справка № 16060 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 07.10.2012, в которой, отражены сведения о наличии у общества задолженности налогам, сборам, взносам по состоянию на 07.10.2012, в том числе по налогу на доходы физических лиц в сумме                        1 745 556 рублей 96 копеек, пени в сумме 606 231 рубль 25 копеек, налоговой санкции (штрафа) в сумме 268 569 рублей.

Считая действия налоговой инспекции по выдаче справки № 16060 от 07.10.2012 с отражением в ней задолженности по налогам, сборам, взносам, без отражения информации о невозможности взыскания данной задолженности в принудительном порядке, нарушающими права и законные интересы налогоплательщика, общество в установленный законом срок обратилось в арбитражный суд с заявлением о признаний указанных действий налогового органа незаконными.

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьями 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.

На основании статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федера­ции каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.

В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решения, действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий – несоответствие их закону  или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства и доводы сторон, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для признания незаконными действий инспекции по выдаче обществу справки от 07.10.2012 № 16060 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам, содержащей данные о задолженности перед бюджетом по налогу на доходы физических лиц в сумме 1 745 556 рублей 96 копеек, пени в сумме 606 231 рубль 25 копеек, налоговой санкции (штрафа) в сумме 268 569 рублей, без указания информации об утрате возможности ее взыскания, исходя из следующего.

В соответствии с пунктом 10 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации нало­говые органы обязаны представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пе­ням и штрафам на основании данных налогового органа. Форма справки об исполнении на­логоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и нало­говых санкций и Методические указания по ее заполнению утверждены Приказом Феде­ральной налоговой службы от 23.05.2005 № ММ-3-19/206@, который издан в дополнение к приказам Федеральной налоговой службы от 10.08.2004 № САЭ-3-27/468 «Об утверждении Регламента организации работы с налогоплательщиками» и от 04.04.2005 № САЭ-3-01/138@ «Об утверждении форм по сверке расчетов по налогам, сборам, взносам, информированию налогоплательщиков о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам и методических ука­заний по их заполнению». Согласно Методическим указаниям справка о состоянии расчетов формируется с помощью программных средств налогового органа по форме № 39-1 по всем кодам бюджетной классификации. Суммы недоимки по налогам (сборам) и задолженности по пеням и налоговым санкциям показываются без учета (за минусом) сумм отсроченных, рассроченных, в том числе в порядке реструктуризации, и приостановленных к взысканию платежей. Следовательно, содержание справки о состоянии расчетов по налогам, сборам и взносам должно соответствовать реальной обязанности налогоплательщика по уплате нало­гов, сборов, пеней, штрафов.

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 01.09.2009 № 4381/09, неполная информация о задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам, числящейся за налогоплательщиком, затрагивает его право на достоверную информацию, необходимую ему для осуществления своих прав и за­конных интересов, в том числе в предпринимательской и (или) иной экономической дея­тельности. Исходя из необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов и отражения в справке объективной информации о состоянии расчетов в данном случае в ней должны содержаться не только сведения о задолженности, но и указание на утрату инспек­цией возможности ее взыскания.

Следовательно, действия инспекции по выдаче обществу справки от 07.10.2012 № 16060 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам, содержащей данные о задолженности перед бюджетом по налогу на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) в сумме 1 745 556 рублей 96 копеек, пени в сумме 606 231 рубль 25 копеек, налоговой санкции (штрафа) в сумме 268 569 рублей, могут быть признаны незаконными, если инспекцией утрачена возможность взыскания указанной задолженности.

Порядок и сроки взыскания с организаций задолженности по налогам и пени установлены статьями 45 - 48, 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации, порядок и сроки взыскания штрафа - статьями 114, 115 и 101.3 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27.07.2006 № 137-ФЗ) налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога (пункт 1). В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. Взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса (пункт 2).

В соответствии с частью 2 статьи 70 Налогового кодекса российской Федерации требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) в течение 10 дней с даты вступления в силу соответствующего решения.

Статьей 46 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27.07.2006 № 137-ФЗ) предусмотрено, что взыскание налога производится по решению налогового органа (далее в настоящей статье - решение о взыскании) путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя. Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Пунктом 1 статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27.07.2006 № 137-ФЗ) установлено, что взыскание налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации производится по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа путем направления в течение 3 дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об исполнительном производстве». Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации принимается в течение 1 года после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Как следует из материалов дела, налоговым органом в отношении общества проведены выездные налоговые проверки, по результатам которых вынесены решения о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности от 30.12.2010 № 08-12-06 и от 29.06.2012                 № 07-12-01. Согласно данному решению обществу предложено уплатить недоимку по налогу на доходы

Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 18.04.2013 по делу n А33-1263/2012. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)  »
Читайте также