Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 20.05.2013 по делу n Г. КРАСНОЯРСК. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

«21» мая 2013г.

Дело №

г. Красноярск

А33-18290/2012

 

 

Резолютивная часть постановления объявлена «20» мая 2013 года.

Полный текст постановления изготовлен          «21» мая 2013 года.

Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Хасановой И.А.,

судей:  Магда О.В., Радзиховской В.В.,

при ведении протокола судебного заседания Савицкас Н.В.,

при участии: от ФГБУ «ФКП Росреестра»: Емандыкова С.Н., представителя по доверенности от 14.02.2012 № 24/2012-05; от открытого акционерного общества «Красноярский комбинат железобетонных и металлических конструкций»: Чвалюк И.А., представителя по доверенности от 22.01.2013 № 4,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ФГБУ «ФКП Росреестра»

на решение Арбитражного суда Красноярского края

от «22» января 2013 года по делу № А33-18290/2012, принятое судьей Петроченко Г.Г.

установил:

открытое акционерное общество «Красноярский комбинат железобетонных и металлических конструкций»  (далее истец,  Комбинат) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Красноярскому краю (далее ответчик, Учреждение) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:50:0500196:33, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для размещения комбината с существующими строениями, площадь 225 494 +/- 166 кв.м., расположенного по адресу: РФ, Красноярский край, г. Красноярск, проезд Заводской,2, равной его рыночной стоимости, в размере 109 352 000 рублей.

Третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен  Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от «22» января 2013 года иск удовлетворен, установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:50:0500196:33, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для размещения комбината с существующими строениями, площадь 225 494 +/- 166 кв.м., расположенного по адресу: РФ, Красноярский край, г. Красноярск, проезд Заводской,2, равной его рыночной стоимости в размере 109 352 000 рублей.

Не согласившись с решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой полагает вынесенный судебный акт не законным и необоснованным и подлежащим отмене.

В апелляционной жалобе  Учреждение указывает на ошибочное применение судом первой инстанции статьи 66 Земельного кодекса РФ, а также постановления Президиума ВАС РФ  от 28.06.2011 № 913/11, на то, что иск предъявлен к ненадлежащему ответчику в лице Учреждения.

Кроме того, заявитель полагает, что представленный заявителем отчет  о рыночной стоимости земельного участка является недопустимым доказательством по делу,  поскольку получен с нарушением части 5 статьи 10 ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», поскольку договор  на проведение оценки от имени заказчика  заключен лицом, не уполномоченным собственником земельного участка.

В нарушением статьи 24.19 Закона об оценке, отчет подготовлен по состоянию на 08.10.2012, тогда как кадастровая стоимость  данного земельного участка установлена на 01.01.2011  Постановлением Правительства Красноярского края от 22.11.2011 № 708-п. При этом, отчет в соответствии с требованиями п.8 Федерального стандарта оценки № 1  должен быть составлен не позднее 01.04.2011.

Апелляционная жалоба принята к производству, назначено её рассмотрение на 11.04.2013 с последующим отложением на 13.05.2013 и объявлением перерыва в судебном заседании до 20.05.2013.

В отзыве на апелляционную  жалобу  истец опровергает доводы заявителя, просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В судебном заседании стороны поддержали доводы жалобы и отзыва на неё.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

       При рассмотрении дела  судом апелляционной инстанции установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

       Истец является арендатором земельного участка с кадастровым номером 24:50:0500196:33 на основании договора аренды № 2236 от 25 октября 2012 года.

       В постановлении Правительства Красноярского края о 708-п от 22 ноября 2011 года «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Красноярского края» определена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:50:0500196:33 в размере 398 612 508,62 рублей.

       В соответствии с подготовленным ООО НИИ «Ресурсы развития» отчетом № ОН/299- 04-10-2012-3 от 09 октября 2012 года об оценке рыночной стоимости земельного участка, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:50:0500196:33 оставляет 109 352 000 рублей по состоянию на дату оценки – 08.10.2012 (л.д. 55-252 том № 1).

         Согласно экспертному заключению № 448/01-12 от 18 октября 2012 года отчет ООО НИИ «Ресурсы развития»  № ОН/299-04-10-2012-3 от 09 октября 2012 года об оценке рыночной стоимости земельного участка признан соответствующим требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности в Российской Федерации, в том числе федеральному закону «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральным стандартам оценки (л.д. 35-54 том №1).

       Ссылаясь на положения  пункта 3 статьи 66 ЗК РФ  и правовую позицию, изложенную в постановлении Президиума ВАС РФ № 913/11 от 28.06.2011, истец обратился с настоящим иском в суд.

       Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

       Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 24.19 и 24.20 ФЗ от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и исходя из позиции, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ № 913/2011 от 28.06.2011,  пришел к выводу о доказанности истцом  рыночной стоимости земельного участка в размере 109 352 000 рублей.

       Апелляционный суд полагает, что решение вынесено с нарушением норм процессуального права  и подлежит  отмене по следующим основаниям.

       В соответствии с пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

Согласно статье 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 ЗК РФ).

       Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) были внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ), в который была включена глава III.1. "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.

       Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:50:0500196:33 в размере 398 612 508,62 рублей, утверждена постановлением Правительства Красноярского края от 22.11.2011 № 708-п по результатам государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Красноярском крае по состоянию на 01.01.2011, то есть после введения в действие главы III.1. «Государственная кадастровая оценка» Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

     В соответствии со статьей 24.19. Федерального закона от 29.07.1998  135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.

Основаниями для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости являются:

недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;

установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости прилагаются:

кадастровый паспорт объекта недвижимости;

нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости;

отчет в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости;

положительное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности такой саморегулируемой организации оценщиков в случаях, установленных уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, в типовых требованиях к порядку создания и работы комиссии.

В случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости было подано на основании установления в отчете рыночной стоимости объекта недвижимости, комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.

       Таким образом, установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено, прежде всего, на уточнение кадастровой стоимости, полученной методами массовой оценки, без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, не может быть определена произвольно, на произвольную дату.

       Именно поэтому статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности прямо определено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость; основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

В соответствии со статьей 68 АПК РФ обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.

       В дело истцом представлен отчет № ОН/299- 04-10-2012-3 от 09 октября 2012 года» оценщика  Бардокина Дмитрия Евгеньевича  -  директора   общества с ограниченной ответственностью «НИИ «Ресурсы развития», зарегистрированного в г. Кемерово в соответствии с которым рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:50:0500196:33 оставляет 109 352 000 рублей по состоянию на дату оценки – 08.10.2012

        Вместе с тем, Постановлением Правительства Красноярского края от 22.11.2011 N 708-п. утверждена кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов, состоящих на кадастровом учете, по состоянию на 1 января 2011 года.

В соответствии со статьей 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.  Обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права.

В силу статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Отчет оценщика, содержащий сведения о рыночной стоимости земельного участка  не на дату проведения его кадастровой оценки, а на иную дату не может быть признан надлежащим доказательством по делу.

        Представленное  экспертное заключению № 448/01-12 от 18 октября 2012 года на указанный отчет,  которым он признан соответствующим требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности в Российской Федерации, в том числе федеральному закону «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и  федеральным стандартам оценки, признается судом

Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 20.05.2013 по делу n Г. КРАСНОЯРСК. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также