Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 21.05.2013 по делу n А33-19494/2012. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

«22» мая 2013 года

Дело №

А33-19494/2012

г. Красноярск

 

Резолютивная часть постановления объявлена «15» мая 2013 года.

Полный текст постановления изготовлен  «22» мая 2013 года.

Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Колесниковой Г.А.,

судей:  Борисова Г.Н., Морозовой Н.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Казенновой Е.С.

при участии:

от заявителя (открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири»): Обидина А.О., представителя по доверенности от 20.12.2012 № 146Н/163 (до и после перерыва),

от ответчика (Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю): Шмыгина С.И., представителя по доверенности от 09.01.2013 № 4 (до и после перерыва), Барановой А.В., представителя по доверенности от 09.01.2013 № 5 (до перерыва),

рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы  открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» и Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю

на решение Арбитражного суда Красноярского края от «15» марта 2013 года по делу                                  № А33-19494/2012, принятое  судьей Болуж Е.В.,

установил:

открытое акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» (далее – ОАО «МРСК Сибири», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю (далее – антимонопольный орган, ответчик) о признании недействительными решения от 19.11.2012 по делу № 412-10-12 и предписаний № 412-10-12(1) от 19.11.2012, №412-10-12(2) от 19.11.2012, №412-10-12(3) от 19.11.2012.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 15 марта 2013 года заявление открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» удовлетворено частично, признано недействительным предписание Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 19.11.2012 № 412-10-12 (2) об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства. Суд обязал Управление Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю устранить допущенные нарушения прав и законных интересов открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири». В удовлетворении остальной части требований отказано.

В порядке распределения судебных расходов суд взыскал с Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю в пользу открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири»  2000 рублей государственной пошлины.

Антимонопольный орган обратился с апелляционной жалобой, в которой с решением суда первой инстанции от 15.03.2013 в части признания недействительным предписания от 19.11.2012 № 412-10-12 (2) не согласен, считает, что антимонопольный орган правомерно определил доход общества, полученный от собственников жилых (нежилых) помещений в период с 12.06.2012 по 16.08.2012 на территории Красноярского края за проверку схемы подключения и опломбировку приборов учета электрической энергии, на основании представленной обществом в антимонопольный орган информации с приложением подтверждающих документов (реестра актов по проверкам, платежных документов, калькуляции по опломбировке).

Общество  представило отзыв на апелляционную жалобу антимонопольного органа, в котором просит решение суда первой инстанции в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. Общество указывает на то, что антимонопольный орган самостоятельно произвел расчет дохода без исследования первичных документов, без учета представленной калькуляции; антимонопольным органом не представлено достаточных доказательств, позволяющих достоверно установить размер полученного обществом дохода от собственников жилых (нежилых) помещений за проверку схемы подключения и опломбировку приборов учета электрической энергии.

Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой с решением суда первой инстанции от 15.03.2013 в части отказа в удовлетворении заявленных требований не согласно, поскольку общество не взимает плату за ввод прибора учета в эксплуатацию, плата взимается обществом за проверку схемы подключения, где производится проверка соответствия приборов учета нормативным требованиям и осуществляется установка пломбы на месте присоединения прибора учета к сети; плата за установку пломбы не взимается; взимание платы за проверку схемы подключения счетчиков электроэнергии не противоречит действующему законодательству. Общество также указывает на то, что не занимает доминирующего положения на рынке услуг дополнительной (нерегулируемой) деятельности по проверке схемы подключения счетчиков электроэнергии.

Антимонопольный орган  представил отзыв на апелляционную жалобу антимонопольного органа, в котором просит решение суда первой инстанции в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Апелляционные жалобы рассмотрены в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.

В антимонопольный орган поступило обращение прокуратуры Саянского района Красноярского края (исх.№7-15/1-2012 от 13.07.2012; вх.№11776 от 19.07.2012) на действия ОАО «МРСК Сибири», выразившиеся в необоснованном взимании с граждан денежных средств за опломбировку приборов учета электрической энергии.

В целях рассмотрения указанного обращения антимонопольным органом у общества запрошена информация об общей сумме, которая оплачена гражданами, юридическими лицами обществу за проверку схемы подключения и опломбировку приборов учета электрической энергии (то есть за оказанные услуги по допуску приборов учета в эксплуатацию) за период с 12.06.2012 и на момент исполнения запроса.

На указанный запрос антимонопольного органа обществом вместе с сопроводительным письмом от 21.08.2012 № 1.3/29/11336-исх (т. 1 л.д. 65-67) представлена информация в виде таблицы, содержащей, в том числе наименование контрагента, дату акта (с 01.06.2012 по 16.08.2012, наименование услуги (указаны только услуги по проверке схем и опломбировке 1 и 3 фазных счетчиков), сумму с НДС (общая сумма указана 1 415 400 рублей) (т. 1 л.д. 87-214), а также калькуляция стоимости работ по проверке подключения и опломбировке счетчиков.

Приказом антимонопольного органа от 03 октября 2012 года №745 в отношении общества возбуждено дело № 412-10-12 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося во взимании платы с собственников жилых (нежилых) помещений за проверку схемы подключения и опломбировку приборов учета электрической энергии.

Антимонопольным органом определением о назначении к рассмотрению дела № 412-10-12 от 03.10.2012 (исх.№16111 от 03.10.2012) у общества запрошена справка об общей сумме, которая оплачена гражданами, юридическими лицами обществу за прием (опломбировку) и ввод в эксплуатацию приборов учета электрической энергии за период с 11.06.2012 и на момент исполнения настоящего запроса.

Определение о назначении к рассмотрению дела № 412-10-12 от 03.10.2012 направлено в адрес общества заказным письмом с уведомлением.

На заседание антимонопольного органа 15 октября 2012 года запрошенная информация обществом не представлена.

Антимонопольным органом определением об отложении рассмотрения дела №412-10-12 от 15.10.2012 (исх.№ 17051 от 17.10.2012) у общества повторно запрошена справка об общей сумме, которая  оплачена гражданами, юридическими лицами обществу за прием (опломбировку) и ввод в эксплуатацию приборов учета электрической энергии за период с 12.06.2012 и на момент исполнения настоящего запроса, с сопроводительным письмом.

31 октября 2012 года на заседание антимонопольного органа по рассмотрению дела               №412-10-12 представителем ОАО «МРСК Сибири» представлена справка (б/н от 29.10.2012), согласно которой сумма, оплаченная контрагентами филиалу ОАО «МРСК Сибири» - «Красноярскэнерго» за работы по опломбировке счетчиков электроэнергии за период 12.06.2012 по 10.10.2012, составляет 548 054 рублей.

Антимонопольным органом при рассмотрении дела № 412-10-12 объявлен перерыв до 07.11.2012 в 12:00 для уточнения запрошенной у ОАО «МРСК Сибири» информации, а именно для представления справки о сумме, полученной за проверку схемы подключения и опломбировку приборов учета электрической энергии в период с 12.06.2012 на момент исполнения настоящего запроса.

07 ноября 2012 года на заседание антимонопольного органа по рассмотрению дела                № 412-10-12 представитель ОАО «МРСК Сибири» представил информацию (б/н от 30.10.2012, вх.№18574 от 30.10.2012), на основании которой сумма, оплаченная контрагентами филиалу ОАО «МРСК Сибири» - «Красноярскэнерго» за работы по опломбировке счетчиков электроэнергии за период 12.06.2012 по 10.10.2012, составляет 548 054 рублей.

Решением  антимонопольного органа от 19.11.2012 по делу № 412-10-12 действия                     ОАО «МРСК Сибири», выразившиеся во взимании платы за проверку схемы подключения и опломбировку приборов учета электрической энергии за период с 12.06.2012 по 16.08.2012, признаны нарушающими часть 1 статьи 10  Закона о защите конкуренции.

Антимонопольным органом обществу выдано предписание от 19.11.2012 № 412-10-12 (1) об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства, согласно которому ОАО «МРСК Сибири» необходимо в срок до 05.12.2012 довести до сведения владельцев жилых (нежилых) помещений содержание решения от 19.11.2012 по делу № 412-10-12, в частности сообщить о неправомерности взимания платы за проверку схемы подключения и опломбировку приборов учета электрической энергии, путем размещения информации в центрах очного обслуживания потребителей и на своих официальных сайтах в сети «Интернет». Об исполнении предписания ОАО «МРСК Сибири» надлежит сообщить ответчику в срок до 07.12.2012 с приложением документальных доказательств.

Антимонопольным органом обществу выдано предписание от 19.11.2012 № 412-10-12 (2) об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства, согласно которому ОАО «МРСК Сибири» необходимо в срок до 14.12.2012 перечислить в федеральный бюджет доход, полученный вследствие нарушения антимонопольного законодательства, а именно, доход в размере 1 076 168 (один миллион семьдесят шесть тысяч сто шестьдесят восемь) рублей – сумма, полученная ОАО «МРСК Сибири» от собственников жилых (нежилых) помещений за проверку схемы подключения и опломбировку прибора учета электрической энергии, без учета НДС. Об исполнении предписания ОАО «МРСК Сибири» надлежит сообщить в адрес управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю в срок до 19.12.2012 с приложением документальных доказательств.

Антимонопольным органом обществу выдано предписание от 19.11.2012 № 412-10-12 (3) об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства, согласно которому ОАО «МРСК Сибири» необходимо прекратить нарушение антимонопольного законодательства, с этой целью обществу надлежит прекратить взимать плату с собственников жилых (нежилых) помещении за проверку схемы подключения и опломбировку приборов учета электрической энергии. Об исполнении предписания ОАО «МРСК Сибири» надлежит сообщить в адрес управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярского края в срок до 07.12.2012.

Полагая, что решение от 19.11.2012 по делу № 412-10-12 и предписания №412-10-12(1) от 19.11.2012, №412-10-12(2) от 19.11.2012, №412-10-12(3) от 19.11.2012 противоречат требованиям нормативных актов и нарушают его права, общество обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с соответствующим заявлением.

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.

Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Суд апелляционной инстанции считает, что оспариваемые решения от 19.11.2012 по делу № 412-10-12 и предписания от 19.11.2012 № 412-10-12(1), № 412-10-12(2), № 412-10-12(3) вынесены антимонопольным органом в пределах предоставленных полномочий, соответствуют закону и прав и законных интересов общества не нарушают, по следующим основаниям.

Как следует из оспариваемого решения от 19.11.2012 по делу № 412-10-12, антимонопольный орган пришел к выводу о том, что обществом допущено нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившееся в неправомерном взимании платы за проверку схемы подключения и опломбировку приборов учета электрической энергии за период с 12.06.2012 по 16.08.2012.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Как следует из пункта 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства», арбитражным судам следует обратить внимание, что исходя из системного толкования положений статьи

Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 22.05.2013 по делу n Г. КРАСНОЯРСК. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)  »
Читайте также