Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 28.08.2013 по делу n Г. КРАСНОЯРСК. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

29 августа 2013 года

Дело №

г. Красноярск

А74-1152/2013

 

 

Резолютивная часть постановления объявлена 23 августа 2013 года.

Полный текст постановления изготовлен         29 августа 2013  года.

Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  - Петровской О.В.,

судей: Белан Н.Н., Радзиховской В.В.,

секретаря судебного заседания Бахтеевой Э.Б.,

в отсутствие лиц, участвующих в деле,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Кайгородова Владимира Аркадьевича

на решение  Арбитражного суда Республики Хакасия

от  20 июня 2013  года по делу №  А74-1152/2013, принятое судьей Ишь Н.Ю.

установил:

индивидуальный предприниматель Кайгородов Владимир Аркадьевич (ИНН 191100002074, ОГРН 304191114100034) обратился в Арбитражный суд Республики Хакасия с иском к государственному унитарному предприятию Республики Хакасия «Управление технической инвентаризации» в лице Ширинского филиала (ИНН 1901014917, ОГРН 1021900519662) об уточнении площади земельного участка под зданием холодильника 1958 кв.м. до площади 3208 кв.м и признании права владения и пользования указанным земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования с кадастровым номером 19:11:030116:22, расположенным под зданием холодильника по адресу: Республика Хакасия, Ширинский район, с. Коммунар, ул. Советская, 202А.

Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 20 июня 2013 года в удовлетворении иска отказано.

Не согласившись с указанным судебным актом, истец обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, иск удовлетворить по следующим основаниям.

15.01.2011 истец приобрел здание холодильника по договору купли-продажи с  ТОО Коммунаровский продснаб (продавец), которое в свою очередь обладало земельным участком под зданиями хлебозавода и холодильника с пристройкой газцех в размере примерно 4 910 кв. м. на праве постоянного бессрочного пользования. При разделе имущества и отчуждении этих зданий были сформированы два смежных земельных участка.

Участок с адресом с. Коммунар ул. Советская №202 под зданием хлебозавода, кадастровый номер 19:11:030116:4 площадью 1952 кв. м., принадлежит истцу на праве постоянного бессрочного пользования участок состоит на кадастровом учете.

Под здание  холодильника и пристроенного к нему газцеха отошел земельный участок площадью 3 208 кв. м. (в соответствии с п. 6 Договора купли-продажи здания холодильника с пристройкой газцех, и соответственно со статьей 552 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Акт приема-передачи земельного участка от ТОО Коммунаровский продснаб не может быть правоустанавливающим документом, поскольку данное лицо в силу пункта 4 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации не вправе было распоряжаться земельным участком, предоставленном ему на праве постоянного бессрочного пользования.

Истец обратился в администрацию муниципального образования Ширинский район с заявлением о предоставлении двух смежных земельных участков под зданием хлебозавода и под зданием холодильника в собственность. Принято решение об объединении земельных участков в один для процедуры выкупа. При этом для образования земельного участка необходимо проведение работ по определению и установлению на местности его границ с определением координат характерных точек и осуществления его ГКУ.

Границы проектируемого земельного участка установлены по границам огороженной территории под зданиями хлебозавода и зданием холодильника и пристроенным газцехом.

Ответчик представил отзыв, в котором отклонил доводы апелляционной жалобы, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.

Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 31 июля 2013 года апелляционная жалоба индивидуального предпринимателя Кайгородова Владимира Аркадьевича принята к  производству, рассмотрение жалобы назначено на 23 августа  2013 года.

В судебное заседание представители истца и ответчика не прибыли.

Материалами дела подтверждается надлежащее извещение истца и ответчика о времени и месте рассмотрения дела судом первой инстанции (л.д. 4-5).

Копия определения о принятии апелляционной жалобы направлялась сторонам судом апелляционной инстанции. Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы опубликована на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Третьим арбитражным апелляционным судом 1 августа  2013 года.

При изложенных обстоятельствах, в силу статей 121-123, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции признает истца и ответчика надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы и рассматривает жалобу в отсутствие их представителей.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Исследовав доказательства, имеющиеся в материалах дела, выслушав мнение лиц, участвующих в деле, апелляционный суд установил:

Согласно свидетельству о государственной регистрации права серии 19 МЮ 041081 от 15.02.2001, на основании договора купли-продажи холодильника с пристройкой газцех от 15.01.2001, Кайгородову Владимиру Аркадьевичу на праве собственности принадлежит здание общей площадью 428 кв. м., расположенное по адресу: Республика Хакасия, Ширинский район, п. Коммунар, ул. Советская, 202А, запись регистрации №19-01/11-1/2001­8-1.

Из акта-передачи земельного от декабря 2000 года (л.д. 13 т. 1), утвержденного главой администрации Ширинского района, следует, что ТОО «Коммунаровский рудник» передало Кайгородову В.А. в ведение земельный участок под зданием холодильника по адресу: Ширинский район, пос. Коммунар, ул. Советская, 202, общей площадью 1556 кв.м.

Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 21.03.2011 №11/11-1-0546, земельный участок с кадастровым номером 19:11:030116:22, местоположением: Республика Хакасия, Ширинский район, п. Коммунар, ул. Советская, 202А, разрешенное использование: под здание холодильника, имеет площадь 1958 кв.м.

Из заключения кадастрового инженера Громова В.А. от 21.03.2011 следует, что кадастровым инженером отказано в проведении кадастровых работ по уточнению границ земельного участка с кадастровым номером 19:11:030116:22, расположенного по адресу: Республика Хакасия, Ширинский район, п. Коммунар, ул. Советская, 202А, под зданием холодильника, площадью 1958 кв.м до площади 3208 кв.м, так как площадь превышает 10% (195,8 кв.м).

Несогласие истца с отказом в уточнении площади земельного участка послужило основанием для обращения в арбитражный суд с иском об уточнении площади земельного участка и признании права владения и пользования земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости.

Согласно части 2 статьи 16 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет в связи с изменением сведений об объекте недвижимости может быть осуществлен на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с этим Законом для осуществления такого учета документов.

Пунктом 6 части 1 статьи 22 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» предусмотрено, что при учете изменений объекта недвижимости и отсутствии сведений о зарегистрированном праве заявителя на такой объект в государственном кадастре недвижимости с заявлением о кадастровом учете в орган кадастрового учета должна быть представлена копия документа, устанавливающего или удостоверяющего право заявителя на соответствующий объект недвижимости.

В соответствии с частью 2 статьи 23 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» при учете изменений объекта недвижимости в случае принятия соответствующего решения заявителю или его представителю лично под расписку выдается кадастровая выписка об объекте недвижимости, содержащая внесенные в государственный кадастр недвижимости при кадастровом учете новые сведения о таком объекте недвижимости.

Исходя из толкований норм Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», уточнение местоположения границы земельного участка возможно в случаях: отсутствия в государственном кадастре недвижимости сведений о координатах характерных точек границы земельного участка; если содержащиеся в государственном кадастре недвижимости координаты характерных точек границы земельного участка определены с точностью ниже нормативной точности определения координат для земель определенного целевого назначения либо не позволяют однозначно определить положение характерных точек границ на местности; исправления ошибок в местоположении границ земельного участка.

Федеральный закон от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» установил следующий порядок внесения изменений в сведения о площади земельного участка:

Пунктом 1 части 5 статьи 27 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» предусмотрено, что при кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета в случае, если в результате данного кадастрового учета площадь этого земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Законом требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости.

Следовательно, если уточненная площадь земельного участка не превышает десяти процентов площади, сведения о которой содержатся в государственном кадастре недвижимости, то новый земельный участок не формируется и новый кадастровый номер ему не присваивается, а уточнение границ и площади земельного участка осуществляется путем внесения органом кадастрового учета изменений в сведения о его площади в государственный кадастр недвижимости. Напротив, превышение указанного значения влечет необходимость формирования нового земельного участка при наличии к тому оснований.

Из статьи 38 Федерального закона следует, что межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках (часть 1). При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в правоустанавливающем документе на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании.

В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка (часть 9).

Согласно пункту 11 статье 45 Федерального закона государственный кадастровый учет или государственный технический учет объектов недвижимости, осуществленные в установленном законодательством порядке /до дня вступления в силу настоящего Закона или в переходный период его применения признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Законом (ранее учтенные объекты недвижимости) (часть 1). Отсутствие в государственном кадастре недвижимости кадастровых сведений о ранее учтенном земельном участке, предоставленном для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, о здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства в объеме, необходимом в соответствии с частью 4 статьи 14 настоящего Закона, не является основанием для отказа в выдаче (направлении) кадастрового паспорта такого объекта недвижимости. При этом отсутствие кадастровых сведений о таком объекте недвижимости в указанном объеме не может являться основанием для приостановления осуществления государственной регистрации прав на такой объект недвижимости или сделок с ним либо для отказа в осуществлении данной государственной регистрации (часть 1). Кадастровый паспорт ранее учтенного и не указанного в части 11 настоящей статьи земельного участка не выдается (не направляется) и орган кадастрового учета принимает решение об отказе в выдаче (направлении) такого паспорта в случае, если: отсутствуют кадастровые сведения о координатах характерных точек границ такого земельного участка; одна из границ такого земельного участка пересекает одну из границ другого земельного участка в соответствии с кадастровыми сведениями о последнем (часть 12).

Из системного толкования названных норм следует, что при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в правоустанавливающем документе на земельный участок. С заявлением о кадастровом учете в орган кадастрового учета должна быть представлена копия документа, устанавливающего или удостоверяющего право заявителя на соответствующий объект недвижимости.

Пунктом 9 статьи 3

Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 28.08.2013 по делу n Г. КРАСНОЯРСК. Отменить определение первой инстанции: Принять отказ от иска, Прекратить производство по делу (ст. 49, 150, 151, 269, 272 АПК)  »
Читайте также