Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 24.09.2013 по делу n А74-2392/2013. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

25 сентября 2013 года

Дело №

А74-2392/2013

г. Красноярск

 

Резолютивная часть постановления объявлена «18» сентября 2013 года.

Полный текст постановления изготовлен  «25» сентября 2013 года.

Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Колесниковой Г.А.,

судей: Борисова Г.Н., Морозовой Н.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Поповой Е.С.,

при участии:

от заявителя (общества с ограниченной ответственностью «Кузбасс Капитал Инвест»): Воробьева Ф.В., представителя по доверенности от 15.01.2013 № 004/13,

от ответчика (Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия): Лиходиенко И.В., представителя по доверенности от 09.01.2013 № 16-30-8/13,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Кузбасс Капитал Инвест»

на решение Арбитражного суда Республики Хакасия от «08» июля 2013 года по делу                            № А74-2392/2013, принятое  судьей Кобыляцкой Н.Н.,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Кузбасс Капитал Инвест» (далее – общество, заявитель, ИНН 4205094991, ОГРН 1054205240693) обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением к комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия (далее – комиссия) и к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия (далее – управление, Управление Росреестра по Республике Хакасия, ИНН 1901065358, ОГРН 1041901024440) о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии решения по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Кузбасс Капитал Инвест» от 19.03.2013 № 201 о пересмотре кадастровой стоимости, и о возложении обязанности по принятию решения о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 19:01:020103:420 и 19:01:020103:421.

Решением суда от 08 июля 2013 года в удовлетворении заявленного требования отказано.

Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой с решением суда первой инстанции от 08.07.2013 не согласно, ссылается на то, что отсутствие механизма принятия решения в случае отсутствия единогласия между членами комиссии не дает оснований комиссии уклониться от принятия решения, которое является результатом осуществления государственно-правовой функции, ради осуществления которой комиссия создана.

Управление Росреестра по Республике Хакасия представило возражения на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения, ссылается на то, что решение о пересмотре кадастровой стоимости по заявлению общества не принято в связи с отсутствием единогласия.

Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия и администрация города Абакана, привлеченная к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора на стороне ответчика, в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом путем направления определения и размещения информации в Картотеке арбитражных дел на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации http://kad.arbitr.ru. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие указанных лиц.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.

Обществу с ограниченной ответственностью «Кузбасс Капитал Инвест» на праве аренды принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами 19:01:020103:420 и 19:01:020103:421.

Постановлением Правительства Республики Хакасия от 16.03.2012 № 171 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Хакасия» по состоянию на 01.01.2011 утверждена кадастровая стоимость земельных участков с кадастровым номером 19:01:020103:420 в размере 59 578 590 рублей 83 копейки, с кадастровым номером 19:01:020103:421 в размере 66 940 426 рублей 24 копейки.

Приказом от 25.07.2012 №П/319 (с учетом изменений, внесенных приказом от 14.03.2013 №П/92) Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии создана комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Республике Хакасия, утвержден состав комиссии.

Общество с ограниченной ответственностью «Кузбасс Капитал Инвест» 19.03.2013 обратилось с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 19:01:020103:420 и 19:01:020103:421 на основании отчетов общества с ограниченной ответственностью «Научно-исследовательский институт Ресурсы развития» от 20.12.2012 №ОН/370-17-12-2012-3, №ОН/371-17-12-2012-3. К отчетам приложены положительные экспертные заключения некоммерческого партнерства «Межрегиональный союз оценщиков» от 09.01.2013 №01/03-13 и №01/04-13. К заявлению обществом приложен необходимый пакет документов.

В соответствии с отчетами общества с ограниченной ответственностью «Научно-исследовательский институт Ресурсы развития» от 20.12.2012 №ОН/370-17-12-2012-3, №ОН/371-17-12-2012-3 рыночная стоимость спорных земельных участков по состоянию на 01.01.2011 составляет:

с кадастровым номером 19:01:020103:420 - 12 220 000 рублей;

с кадастровым номером 19:01:020103:421 - 9 795 000 рублей.

Из протокола заседания комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Республике Хакасия от 09.04.2013 по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Кузбасс Капитал Инвест» следует, что в процессе рассмотрения отчетов от 20.12.2012 №ОН/370-17-12-2012-3, №ОН/371-17-12-2012-3 единогласие среди членов комиссии об изменении кадастровой стоимости спорных земельных участков не достигнуто, так как один из членов комиссии проголосовал «против». По указанной причине комиссия не приняла какое-либо решение по заявлению общества.

Считая, что комиссией допущено бездействие, выразившееся в отсутствии принятого положительного решения по изменению кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 19:01:020103:420 и 19:01:020103:421, общество в установленный законом срок обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.

На основании статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федера­ции каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.

В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решения, действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий – несоответствие их закону  или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Отказывая в удовлетворении заявленного обществом требования о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии решения по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Кузбасс Капитал Инвест» от 19.03.2013 № 201 о пересмотре кадастровой стоимости, суд первой инстанции исходил из того, что действующим на момент заседания комиссии законодательством предписывалось принятие любого решения единогласно всеми членами комиссии, однако, такого единогласия достигнуто не было, в связи с чем в действиях комиссии нет нарушений закона или иного нормативного правового акта.

Суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции основаны на неправильном применении норм материального права, в силу следующего.

Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Республике Хакасия функционирует на основании статьи 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», согласно которой комиссии создаются органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. В состав комиссии входят по одному представителю органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, органа кадастрового учета, Национального совета по оценочной деятельности.

Порядок создания и работы комиссии, в том числе формы принимаемых ею документов, устанавливается уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере оценочной деятельности.

Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04.05.2012               № 263  утвержден Порядок создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, действующий с 14.08.2012 (далее - Порядок № 263).

Согласно Порядку № 263 (в редакции, действовавшей на момент рассмотрения комиссией заявления общества от 19.03.2013 № 201) комиссия состоит из членов комиссии (пункт 2). Решение комиссии по всем вопросам принимается единогласно. Голосование проводится открыто (пункт 12).

Комиссия ссылается на то, что отсутствие согласия между всеми членами комиссии препятствует принять решение по заявлению общества.

Вместе с тем, суд апелляционной инстанции считает, что отсутствие механизма принятия решения в случае отсутствия единогласия между членами комиссии не дает оснований комиссии уклониться от принятия решения, которое является результатом осуществления государственно-правовой функции, ради осуществления которой комиссия создана. Принятие решения является не правом комиссии, а единственным предусмотренным законом результатом ее деятельности, следовательно, комиссия не может уклониться от исполнения возложенной на нее государственно-правовой функции и уклониться от принятия решения, лишь констатировав невозможность его принятия.

Согласно пункту 18 Порядка № 263 на заседании комиссии секретарем комиссии ведется протокол, в котором указываются, в том числе результаты голосования, решения, принятые членами комиссии, и обоснования этих решений.

Пунктом 19 Порядка № 263 предусмотрено, что при рассмотрении заявления о пересмотре кадастровой стоимости, поданного по основанию недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, комиссия исследует представленные на рассмотрение документы на предмет подтверждения ими недостоверности указанных сведений. В случае, если комиссией установлено, что при определении кадастровой стоимости объекта недвижимости использовались недостоверные сведения, комиссия принимает решение о пересмотре его кадастровой стоимости. В случае, если недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, не подтверждена, комиссия принимает решение об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости.

Согласно пункту 20 Порядка № 263 в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, которая отличается от его кадастровой стоимости не более чем на тридцать процентов, комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости. В случае, если рыночная стоимость объекта недвижимости отличается от его кадастровой стоимости более чем на тридцать процентов, комиссия принимает решение об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости, за исключением случаев, если заявителем представлено положительное экспертное заключение (если отчет об оценке рыночной стоимости составлен оценщиками, являющимися членами разных саморегулируемых организаций оценщиков, - положительные экспертные заключения соответствующих саморегулируемых организаций оценщиков).

Пунктом 21 Порядка № 263 предусмотрено, что копия решения о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости или о ее определении в размере его рыночной стоимости, принятого по результатам рассмотрения заявления о пересмотре кадастровой стоимости, в течение двух рабочих дней с даты его принятия представляется секретарем комиссии в территориальный орган уполномоченного федерального органа и направляется заявителю, лицу, обладающему правом на объект недвижимости, результаты определения кадастровой стоимости которого оспариваются.

Таким образом, данный нормативный акт предусматривает единственный возможный результат осуществления государственной функции – принятие решения. В силу изложенных норм права на комиссию возложена обязанность рассмотреть заявление общества по существу и принять одно из указанных решений. Ни один из нормативных актов, регулирующих работу комиссии, не предусматривает такого результата

Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 24.09.2013 по делу n Г. КРАСНОЯРСК. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)  »
Читайте также