Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2014 по делу n А19-474/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и принять по делу новый судебный акт

 

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

672000, Чита, ул. Ленина 100б

тел. (3022) 35-96-26, тел./факс (3022) 35-70-85

http://4aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Чита                                                                                               Дело № А19-474/2014

25 июля 2014 года

Резолютивная часть постановления объявлена 23 июля 2014 года.

Полный текст постановления изготовлен 25 июля  2014 года.

Четвёртый арбитражный апелляционный суд в составе

председательствующего судьи Д. Н. Рылова,

судей Желтоухова Е. В., Никифорюк Е. О.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Фоминой О. С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Транс-сибирская лесная компания" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 31 марта 2014 года по делу №  А19-474/2014 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Транс-сибирская лесная компания" (ОГРН 1053808031287, ИНН 3808119644; адрес: 664011, Иркутская обл, Иркутск г, Рабочая ул, 2А, 411) к Территориальному отделу Агентства лесного хозяйства иркутской области по Киренскому лесничеству  о признании незаконным решения от 17.10.2013 № 1996,

третье лицо - Агентство лесного хозяйства Иркутской области (ОГРН 1073808028194, ИНН 3808170859; адрес: 664003, Иркутская обл, Иркутск г, Горького ул, 31),

(суд первой инстанции судья  Сонин А.А.),

при участии в судебном заседании

от заявителя: не явился;

от заинтересованного лица: не явился;

от третьего лица: не явился;

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Транс-сибирская лесная компания"  (далее заявитель, ООО "Транс-сибирская лесная компания", Общество) обратилось в Арбитражный суд  Иркутской области с заявлением к Территориальному отделу Агентства лесного хозяйства Иркутской области по Киренскому лесничеству  (далее ТУ АЛХ по Киренскому лесничеству) о признании незаконным решения от 17.10.2013 №1996 об отказе в приеме лесной декларации. 

В судебном заседании 26.03.2014 суд первой инстанции произвел замену ненадлежащего ответчика - Территориального управления агентства лесного хозяйства Иркутской области по Киренскому лесничеству, надлежащим - Агентством лесного хозяйства Иркутской области.

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 31.03.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.

Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суд пришел к выводу, что   решение, вынесенное ТУ АЛХ по Киренскому лесничеству законно и обоснованно, не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, не возлагает на общество какие-либо незаконные обязанности, не создаёт заявителю иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Не согласившись с решением суда первой инстанции,  ООО "Транс-сибирская лесная компания" обжаловало его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе поставлен вопрос об отмене решения суда первой инстанции и принятии по делу нового судебного акта об удовлетворении заявления. Заявитель апелляционной жалобы   указал, что вывод суда первой инстанции о том, что декларируемая лесосека № 5 в квартале 153 Сполошинской дачи, Чайского участкового лесничества, Киренского лесничества является недопустимым местом рубки в 2013 году основан на не недопустимых доказательствах, так как схема, на которую сослался суд первой инстанции, не является приложением к лесной декларации. Также заявитель апелляционной жалобы указал, решение об отказе в приеме лесной декларации является не мотивированным.

Заинтересованное лицо отзыв на апелляционную жалобу в суд не направило.

О месте и времени судебного заседания   стороны извещены надлежащим образом в порядке ст. ст. 122, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, однако своих представителей в судебное заседание не направили.  В соответствии с п. 2 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.

Четвертый арбитражный апелляционный суд, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.

Из представленных в материалы дела документов следует, что ТУ АЛХ по Киренскому лесничеству (Арендодатель) и ООО "Транс-сибирская лесная компания" (Арендатор) 20.11.2008 заключен договор № 20/8 аренды лесного участка площадью 108313 га, расположенного: Иркутская область, Киренское лесничество, Ичерское участковое лесничество, Ичерская дача, эксплуатационные леса, кварталы 14, 15, 24-26, 37-46, 60-67, 85-93, 114-121, 143-149, 171­174, 198-202, 227-230, 251-260, 279, 280; Чайковское участковое лесничество, Сполошинская дача, кварталы 70, 75-111, 117-127, 132-139, 153-155 (т. 1 л.д. 9-14).

По акту приёма-передачи указанный лесной участок передан арендодателем арендатору для использования лесов в целях осуществления заготовки древесины.

Распоряжением Агентства лесного хозяйства Иркутской области № 1607-агр от 25.06.2013 утвержден проект освоения лесов к указанному выше договору аренды, прошедший государственную экспертизу и получивший положительное заключение (т. 1 л.д. 28). Согласно заключению, мероприятия по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов соответствуют целям и видам освоения лесов, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесному плану субъекта Российской Федерации, законодательству Российской Федерации, в том числе Правилам заготовки древесины, об этом свидетельствует глава 3 Проекта Освоения лесов.

14.10.2013 арендатором в ТУ АЛХ по Киренскому лесничеству, во исполнение требований законодательства, подана лесная декларация № 4, с целью использования лесов для заготовки древесины на предоставленном в аренду лесном участке в период с 24 октября 2013 года по 23 октября 2014 года, в соответствии с проектом освоения лесов к договору аренды лесного участка № 20/8 от 20.11.2008.

По результатам проверки представленной лесной декларации и приложений к ней, ТУ АЛХ по Киренскому лесничеству выявлено её несоответствие требованиям действующего законодательства и 17.10.2013 вынесено решение № 1996 об отказе в приеме лесной декларации, со следующим обоснованием: «несоответствие пунктам 44, 46, 48, 50 Правил заготовки древесины, утвержденных Приказом Рослесхоза от 01.08.2011 № 337».

Заявитель, полагая, что оспариваемое решение № 1996 об отказе в приеме лесной декларации является незаконным и нарушает его права и законные интересы, обратился в суд с настоящим заявлением.

Пределы судебного разбирательства при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, установлены частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).

Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

С учетом изложенного суд апелляционной инстанции полагает, что требования заявителя могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства:

1) несоответствие оспариваемого решения № 1996 об отказе в приеме лесной декларации закону или иному нормативному правовому акту;

2) нарушение прав и законных интересов  заявителя этим решением № 1996 об отказе в приеме лесной декларации.

При отсутствии хотя бы одного из данных обстоятельств, требования заявителя удовлетворению не подлежат.

Как установлено частью 1 статьи 26 Лесного кодекса Российской Федерации лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов.

В силу части 2 статьи 26 Лесного кодекса Российской Федерации лесная декларация ежегодно подается в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 этого Кодекса, лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду.

Форма лесной декларации, порядок ее заполнения и подачи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 3 статьи 26 Лесного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 2 Порядка заполнения и подачи лесной декларации, приложения к Приказу Рослесхоза от 17.01.2012 N 18 "О лесной декларации" (далее - Порядок) лесная декларация подается ежегодно лицами, которым лесные участки предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования или аренды (далее - лесопользователь), в орган государственной власти или орган местного самоуправления, предоставивший лесной участок (далее - уполномоченный орган), не менее чем за 10 дней до начала предполагаемого срока использования лесного участка.

В соответствии с пунктом 11 названного Порядка уполномоченный орган в случае выявления несоответствия лесной декларации форме и установленным требованиям к ее содержанию, проекту освоения лесов, недостоверности сведений, содержащихся в лесной декларации, в течение пяти рабочих дней со дня получения направляет лесопользователю письменное извещение об отказе в ее приеме, содержащее обоснование отказа.

Как следует из оспариваемого решения  об отказе в приеме лесной декларации, основанием для отказа указано несоответствие лесной декларации пунктам 44, 46, 48, 50 Приказа Рослесхоза от 01.08.2011 N 337 "Об утверждении Правил заготовки древесины" (далее Правила заготовки древесины).

Названные нормы - пункты 44, 46, 48, 50 Правил заготовки древесины закрепляют следующие положения:

44. Сплошные рубки спелых, перестойных лесных насаждений осуществляются с соблюдением параметров организационно-технических элементов рубок, к которым относятся: площадь и ширина лесосек, количество зарубов, направление рубки, направление лесосеки, сроки и способы примыкания лесосек.

Лесосеки одного года рубки (зарубы) размещаются в установленном порядке на определенном расстоянии друг от друга в зависимости от ширины лесосеки и других условий. Количество зарубов устанавливается в расчете на 1 км.

Направление рубки характеризуется направлением, в котором каждая последующая лесосека примыкает к предыдущей лесосеке.

Размещение лесосек в квартале или на лесном участке, отводимых в рубку в разные годы (примыкание), осуществляется с учетом срока (числа лет), по истечении которого проводится рубка на непосредственно примыкающей лесосеке.

46. Количество зарубов (лесосек) в расчете на 1 км в зависимости от ширины лесосек, ветроустойчивости оставляемых полос леса устанавливается: при ширине (протяженности) лесосек до 50 м - не более 4; при ширине (протяженности) лесосек 51 - 150 м - не более 3; при ширине (протяженности) лесосек 151 - 250 м - не более 2, при ширине (протяженности) лесосек свыше 250 м - 1.

Между зарубами оставляются участки леса, шириной, кратной ширине лесосеки, установленной для этих насаждений.

48. Во всех лесах устанавливается непосредственное примыкание лесосек при сплошных рубках, как по короткой, так и по длинной стороне, а в лесах, произрастающих в поймах рек, - чересполосное примыкание лесосек.

При непосредственном примыкании очередная лесосека вырубается с учетом срока примыкания следом за предыдущей лесосекой.

При чересполосном примыкании очередная лесосека размещается через полосу леса шириной, равной предельной ширине лесосек.

50. Заготовка древесины при рубках спелых, перестойных лесных насаждений осуществляется с соблюдением ширины, площади и сроков примыкания лесосек.

Предельные значения ширины, площади и сроков примыкания лесосек приводятся в приложении N 2 к настоящим Правилам.

Из анализа приведенных норм следует, что ими установлен ряд требований, соблюдение которых необходимо при рубке лесных насаждений. В частности установлено, что рубки производятся с соблюдением четких параметров организационно-технических элементов рубок: площадь и ширина лесосек, количество зарубов, направление рубки, направление лесосеки, сроки и способы примыкания лесосек.

В данном случае, суд апелляционной инстанции полагает, что проверка декларации на соблюдение обозначенным параметрам должна производиться путем анализа, который заключается в сопоставлении данных, представленных заявителем, с требованиями, установленными Правилами заготовки древесины. В свою очередь решение о приеме или об отказе в приеме декларации должно содержать результаты проведенного анализа о соответствии или о несоответствии заявленных данных установленным требованиям.

Только при наличии указанного анализа решение о приеме или об отказе в приеме декларации может считаться мотивированным и обоснованным, как это установлено пунктом 11 Порядка.

Однако, как следует из материалов дела, ТУ АЛХ

Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2014 по делу n А58-392/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также