Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2014 по делу n А58-1707/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и принять по делу новый судебный акт

 

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

672000, Чита, ул. Ленина 100б

   http://4aas.arbitr.ru  П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

                                                                                      

г. Чита

28 июля 2014 года                                                                                    Дело № А58-1707/2014                                                                   

                                  

Резолютивная часть постановления объявлена 24 июля 2014 года.

Полный текст постановления изготовлен 28 июля 2014 года.

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе

председательствующего судьи Ячменёва Г.Г.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Малановой А.А. рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 9 июня 2014 года по делу № А58-1707/2014, рассмотренному в порядке упрощенного производства, по заявлению Открытого акционерного общества «Теплоэнергосервис» (адрес места нахождения: г. Якутск, ул. Дзержинского, д. 23, оф. 401; ОГРН 1071435012439, ИНН 1435191592) к Управлению государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) (адрес места нахождения: г. Якутск, ул. Аммосова, д. 8; ОГРН 1021401065916, ИНН 1435067108) о признании незаконным и отмене постановления от 23 марта 2014 года № 71-Ж по делу об административном правонарушении

(суд первой инстанции: Евсеева Е.А.)

в отсутствие в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле

и установил:

            Открытое акционерное общество «Теплоэнергосервис» (далее – ОАО «Теплоэнергосервис», Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Управлению государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) (далее – Управление Госстройнадзора, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 21 марта 2014 года № 71-Ж по делу об административном правонарушении.

            Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 9 июня 2014 года заявленные требования удовлетворены, оспариваемое постановление административного органа признано незаконным и отменено. Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в рассматриваемом случае Общество не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП Российской Федерации.

            Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление Госстройнадзора обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, ссылаясь на то, что при наличии возможности не нарушать требования законодательства о предоставлении коммунальных услуг населению ОАО «Теплоэнергосервис» не приняло всех необходимых и достаточных мер для соблюдения установленных требований и допустило нарушение установленного уровня обеспечения населения коммунальными услугами. Доказательств принятия всех зависящих мер по соблюдению требований законодательства или наличия обстоятельств, объективно препятствовавших этому, Обществом в материалы дела не представлено.  

Заявитель апелляционной жалобы считает, что материалами дела, а именно  договором от 1 мая 2012 года № 07/УК-2, температурным графиком работы теплоисточников МО «Город Алдан» 2013-2014 года, Актом разграничения эксплуатационной ответственности сетей тепловодоснабжения и водоотведения, постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 13 февраля 2014 года, оспариваемым постановлением подтверждается факт несоблюдения Обществом температурного графика работы котельных, утвержденного главой МО «Город Алдан».   

В отзыве от 23 июля 2014 года № 02212 ОАО «Теплоэнергосервис» выражает согласие с решением суда первой инстанции и просит оставить его без изменения.

О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК Российской Федерации, что подтверждается выпиской с официального сайта «Почта России», а также отчетом о публикации 3 июля 2014 года на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в сети «Интернет» (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству, однако своих представителей для участия в судебном заседании не направили. При этом Обществом в отзыве на апелляционную жалобу заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.

Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, ОАО «Теплоэнергосервис» зарегистрировано в качестве юридического лица 29 августа 2007 года, ему присвоен основной государственный регистрационный номер 1071435012439.

Согласно пункту 3.2 ОАО «Теплоэнергосервис» основными видами осуществляемой Обществом деятельности являются в том числе: производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными, передача пара и горячей воды (тепловой энергии), распределение пара и горячей воды (тепловой энергии).

1 мая 2012 года между ОАО «Теплоэнергосервис» (ресурсоснабжающая организация) и Управляющей организацией ООО «ЖилКомСервис» (абонент) заключен договор о поставке коммунальных ресурсов для нужд населения № 07/УК-12, предметом которого является поставка коммунальных ресурсов абоненту для предоставления нанимателям и собственникам жилья в многоквартирном жилищном фонде с учетом потребности: тепловой энергии, горячей и холодной воды, централизованного водоотведения. 

Прокуратурой Алданского района Республики Саха (Якутия) во исполнение указания Прокуратуры Республики Саха (Якутия) от 29 января 2014 года № 71-7/406-2013 по обращению гражданки Катаевой В.Н. о ненадлежащей поставке  коммунальных услуг (горячего водоснабжения, отопления) в отношении ОАО «Теплоэнергосервис» проведена проверка.

В ходе проверки установлено, что 7 февраля 2014 года при температуре наружного воздуха -33?С температура теплоносителя на тепловом пункте «Квартальный», расположенном по адресу: г. Алдан, ул. Мегино-Кангаласская, д. 4, в подающем трубопроводе составила +65?С, температура в обратном трубопроводе +55?С.

В то же время согласно температурному графику работы теплоисточников на территории муниципального образования «Город Алдан» на 2013-2014 год при температуре наружного воздуха -33?С, температура в подающем трубопроводе должна составлять +79,1?С, температура в обратном трубопроводе +60,5 ?С.

Кроме того, согласно акту обследования жилого фонда от 4 февраля 2014 года, поступившего в прокуратуру Алданского района, при температуре наружного воздуха -29?С на вводе жилого дома, расположенного по адресу: г. Алдан, ул. Комарова, д. 9, температура теплоносителя в подающем трубопроводе должна составлять +76?С, температура в обратном трубопроводе +58,7?С.

Данное обстоятельство послужило основанием для возбуждения в отношении Общества дела об административном правонарушении, о чем 13 февраля 2014 года прокуратурой было вынесено соответствующее постановление.

Постановлением от 21 марта 2014 года № 71-Ж по делу об административном правонарушении ОАО «Теплоэнергосервис» привлечено к административной ответственности по статье 7.23 КоАП Российской Федерации в виде штрафа в размере 5 000 рублей.     

Суд апелляционной инстанции считает ошибочными выводы суда первой инстанции о незаконности постановления административного органа, исходя из следующего.

Статья 7.23 КоАП Российской Федерации устанавливает административную ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.

То есть объективной стороной данного правонарушения является невыполнение организацией, предоставляющим коммунальные услуги населению, возложенных на нее обязанностей, связанных с обеспечением населения коммунальными услугами соответствующего уровня и соблюдением режима их предоставления. Объективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается в совершении действий (бездействия), повлекшего нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.

Субъектами рассматриваемого правонарушения являются юридические лица (индивидуальные предприниматели), предоставляющие населению коммунальные услуги, обязанные обеспечивать нормативный уровень или соответствующий режим обеспечения населения коммунальными услугами. В качестве таких субъектов могут выступать ресурсоснабжающие организации, управляющие организации, товарищества собственников жилья.  

Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее – Правила № 354).

Указанные Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.

Пунктом 2 Правил № 354 предусмотрено, что под коммунальными услугами понимается осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений), а под коммунальными ресурсами - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг. К коммунальным ресурсам приравниваются также сточные бытовые воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения.

Потребителем коммунальных услуг является лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением.

Исполнителем признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.  

Под ресурсоснабжающей организацией понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов.

На основании подпункта е) пункта 4 Правил № 354 потребителю, среди прочих коммунальных услуг, может быть отопление, то есть подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 Приложения № 1 к этим Правилам, а также продажа твердого топлива при наличии печного отопления.

Согласно пункту 3 Правил № 354 предоставление коммунальных услуг осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в Приложении № 1.

Исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг (пункт 31 Правил № 354).

Пунктом 33 Правил № 354 установлено, что потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества.

В соответствии с частью 15 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК Российской Федерации) организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.

В соответствии с частью 5 статьи 20 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении) теплоснабжающие организации и теплосетевые организации обязаны обеспечивать качество теплоносителей, безаварийную работу объектов теплоснабжения, надежное теплоснабжение потребителей.

Таким образом, взаимосвязанные положения ЖК Российской Федерации, Закона о теплоснабжении и Правил № 354 не исключают распространение действия последних на любую организацию, производящую или приобретающую коммунальные ресурсы. Следовательно, ресурсоснабжающая организация при определенных обстоятельствах также может нести ответственность за нарушение требований Правил № 354 и, соответственно, являться субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2.6.9 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года № 170 (далее – Правила № 170) начало отопительного сезона устанавливается органами местного самоуправления. 

Из материалов настоящего дела следует, что ОАО «Теплоэнергосервис» является организацией, поставляющей коммунальные ресурсы для предоставления населению коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению посредством эксплуатации ТП «Квартальный»,

Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2014 по делу n А78-3973/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить определение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также