Постановление пятого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2010 n 05ап-5727/2010 по делу n а24-2556/2010 по делу о признании незаконным отказа должностного лица местной администрации в предоставлении земельного участка под строительство недвижимого имущества без проведения торгов (конкурсов, аукционов).суд первой инстанции арбитражный суд камчатского края
ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ
СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 19 октября 2010 г. N 05АП-5727/2010 Дело N А24-2556/2010 Резолютивная часть постановления оглашена 18 октября 2010 года. Постановление в полном объеме изготовлено 19 октября 2010 года. Пятый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего: Г.А. Симоновой судей: О.Ю. Еремеевой, Т.А. Солохиной при ведении протокола секретарем судебного заседания: Жариковой Е.В. при участии: от ООО "БАС": представитель Сыроватская Н.С., доверенность от 08.08.2010 сроком на один год, паспорт; первый заместитель главы Петропавловск-Камчатского городского округа Кондрашин С.Г. - не явился, извещен надлежаще. рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "БАС" апелляционное производство N 05АП-5727/2010 на решение от 03.09.2010 судьи Жалудя И.Ю. по делу N А24-2556/2010 Арбитражного суда Камчатского края по заявлению ООО "БАС" к Первому заместителю главы Петропавловск-Камчатского городского округа Кондрашин С.Г. о признании отказа незаконным установил: Общество с ограниченной ответственностью "БАС" (далее - заявитель, Общество, ООО "БАС") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа первого заместителя главы Петропавловск-Камчатского городского округа, оформленного письмом N 01-02/1382/10 от 02.06.2010, в предоставлении земельного участка под строительство недвижимого имущества без проведения торгов (конкурсов, аукционов). Решением суда от 01.09.2010 г. в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что земельный участок с кадастровым номером 41:01:010119:19 был сформирован под фактическое пользование на условиях аренды для эксплуатации движимого имущества АЗС стационарного типа, а не для строительства, в связи с чем, учитывая вышеназванные нормы права, арбитражный суд приходит к выводу о том, что основания для применения к рассматриваемым правоотношениям пункта 6 статьи 30 ЗК РФ отсутствуют. Документы, свидетельствующие о том, что земельный участок кадастровый номер 41:01:010119:19 сформирован под строительство, материалы дела не содержат, в судебное заседание ООО "БАС" не представлены. Общество, не согласившись с принятым решением, подало апелляционную жалобу и просит судебный акт отменить. Основные доводы жалобы сводятся к тому, что, обращаясь с заявлением о предоставлении земельного участка под строительство капитального объекта (стационарной АЗС), Обществом соблюдены требования Земельного кодекса РФ, спорный земельный участок согласно Генеральному плану находится в промышленной зоне, предполагаемый к возведению объект недвижимости отвечает целевому использованию земельного участка. Представитель Общества в судебном заседании доводы жалобы поддержала. Ответчик, извещенный о времени и месте судебного разбирательства явку представителя не обеспечил, представлен письменный отзыв. В соответствии с частью 2 статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие ответчика, по имеющимся в деле доказательствам. Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что решение подлежит отмене в части в связи со следующим. Согласно материалам дела, индивидуальным предпринимателем Жуковым Русланом Станиславовичем на основании договора подряда от 20.09.1999 с ООО "МАТИ" построено временное сооружение - автозаправочная станция по улице Академика Королева в г. Петропавловске-Камчатском (л.д. 114 - 116). В 2005 году указанное временное сооружение передано Жуковым Р.С. в уставной капитал ООО "БАС". На основании архитектурно-планировочного задания N 397 от 16.04.2004 ООО "БАС" выполнило капитальный ремонт автозаправочной станции (л.д. 110). Постановлением главы Петропавловск-Камчатского городского округа от 03.04.2006 N 334 ООО "БАС" предоставлен земельный участок в районе улицы Академика Королева площадью 0,1354 га, кадастровый номер 41:01:010119:19, в пользование на условиях аренды сроком на 6 месяцев для эксплуатации АЗС стационарного типа (л.д. 95 - 96). 21.12.2006 между Комитетом по управлению имуществом Петропавловск-Камчатского городского округа (арендодатель) и ООО "БАС" (арендатор) заключен договор аренды N 688, по условиям которого арендодатель предоставляет арендатору земельный участок площадью 0,1354 га, кадастровый номер 41:01:01 01 19:0019, по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, улица Академика Королева (1-е кольцо) (л.д. 100-103). Согласно п. 1.3 договора N 688 от 21.12.2006 земельный участок предоставляется для эксплуатации движимого имущества - АЗС по целевому назначению. При этом приведенное описание целей использования земельного участка является окончательным. 07.04.2010 Общество обратилось с заявлением к главе Петропавловск-Камчатского городского округа о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта сооружение автозаправочной станции (АЗС), предоставленного по договору аренды N 688 от 21.12.2006. 02.06.2010 первый заместитель главы Петропавловск-Камчатского городского округа отказал в предоставлении земельного участка под строительство недвижимого имущества, поскольку земельный участок 41:01:010119:19 предоставлен ООО "БАС" для эксплуатации АЗС стационарного типа, о чем свидетельствует выписка из государственного кадастра недвижимости (л.д. 12). Общество, не согласившись с отказом, оформленным письмом N 01-02/1382/10 от 02.06.2010, посчитав его незаконным и нарушающим права и законные интересы в сфере экономической деятельности, обратилось в суд с рассматриваемыми требованиями. В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя. Предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов и с предварительным согласованием мест размещения объектов (пункт 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации). Согласно пункту 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: - выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; - выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; - принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса. В рассматриваемом случае первым этапом в процедуре предоставления Обществу земельного участка является выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта либо об отказе в размещении объекта. В пункте 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В пункте 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. Из смысла приведенных норм следует, что на данном этапе решения вопроса о предоставлении земельного участка с согласованием места размещения объекта определяется принципиальная возможность строительства конкретного объекта, который указан заинтересованным лицом в своем заявлении, на участке, выбранном для строительства. В случае невозможности строительства на испрашиваемом участке компетентный орган отказывает в размещении объекта. В силу пункта 8 статьи 31 ЗК РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет. Согласно пункту 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства. Граждане, общественные организации (объединения), религиозные организации и органы территориального общественного самоуправления имеют право участвовать в решении вопросов, затрагивающих интересы населения, религиозных организаций и связанных с изъятием, в том числе путем выкупа земельных участков для государственных и муниципальных нужд и предоставлением этих земельных участков для строительства. Судом установлено, что земельный участок, испрашиваемый Обществом с кадастровым номером 41:01:010119:19 сформирован под фактическое пользование на условиях аренды для эксплуатации движимого имущества АЗС стационарного типа (л.д. 25-27), а не для целей строительства. В связи с этим, суд первой инстанции правильно указал на то, что основания для применения к рассматриваемым правоотношениям пункта 6 статьи 30 ЗК РФ отсутствуют. Вместе с тем, заявление о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения капитального объекта, представленное Обществом в Комитет по управлению имуществом Петропавловск-Камчатского городского округа, соответствует по форме и содержанию части 1 статьи 31 Земельного кодекса РФ. К заявлению Обществом были приложены необходимые документы. Таким образом, у органа местного самоуправления возникла, предусмотренная частью 2 статьи 31 ЗК РФ обязанность по обеспечению выбора земельного участка и проведения необходимых процедур согласования, установленных названной статьей. В силу пункта 6 статьи 31 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, которое является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства (пункт 8 статьи 31 указанного Кодекса) или решение об отказе в размещении объекта. Из смысла приведенной нормы следует, что на данном этапе решения вопроса о предоставлении земельного участка с согласованием места размещения объекта определяется принципиальная возможность строительства конкретного объекта, который указан заинтересованным лицом в своем заявлении, на участке, выбранном для строительства. В случае невозможности строительства на испрашиваемом участке компетентный орган отказывает в размещении объекта. Как установлено апелляционным судом и подтверждается материалами дела, Общество при обращении с заявлением о выборе земельного участка выполнило требования, предусмотренные земельным законодательством, регулирующим порядок выбора земельного участка для строительства. Между тем, органом местного самоуправления при принятии решения об отказе в выборе земельного участка не был соблюден порядок предоставления земельного участка для строительства, предусмотренный указанными нормами права. В частности, до принятия решения об отказе не был оформлен акт о выборе земельного участка, обязательное составление которого предусмотрено пунктом 5 статьи 31 ЗК РФ. При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что орган местного самоуправления не обеспечил возможность выбора земельного участка посредством определения вариантов размещения объекта на испрашиваемом земельном участке, чем затронуты законные интересы Общества. С учетом изложенного, отказ в предоставлении испрашиваемого Обществом земельного участка с кадастровым номером 41:01:01 01 19:19 по мотиву наличия у ООО "БАС" права аренды на него на основании договора от 21.12.2006 для целей эксплуатации движимого имущества - АЗС не соответствует выше названным правовым нормам и нарушает права и законные интересы заявителя на получение испрашиваемого земельного участка в аренду для целей строительства. В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными. В соответствии с частью 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения суда по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. Таким образом, закон возложил на суды обязанность указать в судебном акте способ восстановления нарушенных прав и законных интересов лица, чье требование удовлетворено судом. В связи с признанием оспариваемого отказа незаконным суд считает, что в рассматриваемом случае надлежащим способом восстановления нарушенного права будет возложение на администрацию Петропавловск-Камчатского городского округа обязанности принять решение о предварительном согласовании земельного участка с соблюдением процедуры, установленной статьей 31 Земельного кодекса РФ. В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, Постановление пятого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2010 n 05ап-5680/2010 по делу n а51-1254/2010 по делу о признании несостоятельным (банкротом).суд первой инстанции арбитражный суд приморского края »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Май
|