Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2008 по делу n А51-157/2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

690007, г.Владивосток, ул.1ая - Морская, д.2

 

ИМЕНЕМ  РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

 

г. Владивосток

25 июля 2008г.                                                        Дело №А51-157/2007 28-6

№0АП-345/2008

Резолютивная часть постановления оглашена в судебном заседании 24.07.2008. Постановление в полном объеме изготовлено 25.07.2008.

Пятый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего судьи Л.Ю. Ротко

судей Н.А. Скрипки, Н.И. Фадеевой

при ведении протокола секретарем судебного заседания Н.А. Медведевой

при участии:

от  МУПВ «Некрополь» - Пашуков Б.А. (гр.п. 0503 023063, дов. от 22.01.2008), Вышковский В.П. (гр.п. 0501 586257, дов. от  22.01.2008);

от Управления федерального казначейства по Приморскому краю – Здоренко Е.В. (уд.25№0296 от 21.04.2008, дов. №20-11-29/25 от 21.01.2008);

от Администрации Приморского края – Кищенкова О.А. (уд. №2942, дов.№11-25/3635 от 18.06.2008);

от Пенсионного фонда Приморского края - Червякова  Л.А. (уд.№901 от 01.03.2007, дов. №2 от 11.01.2008 );

от Администрации г.Владивостока – Задоя А.В. (уд.№2144 от 29.01.2008, дов.№1-3/3431 от 10.07.2008 );

от ГУ ПРО ФСС РФ, ГУЗ «Приморское краевое бюро судебно-медицинской экспертизы» – представители не явились (извещены надлежащим образом);

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации  в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю

на решение Арбитражного суда Приморского края

от 29.04.2008 по делу №А51-157/2007 28-6, принятое судьей Е.В. Кобко

по иску муниципального унитарного предприятия г.Владивостока «Некрополь»

к Администрации Приморского края, Департаменту финансов Приморского края, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю, Администрации города Владивостока

третьи лица: Государственное учреждение здравоохранения «Приморское краевое бюро  судебно-медицинской экспертизы», Департамент социальной защиты населения Администрации Приморского края, Пенсионный фонд Приморского края, Государственное учреждение – Приморское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации

о взыскании 7 988 891 руб.,

 

установил: муниципальное унитарное предприятие г.Владивостока «Некрополь» обратилось в Арбитражный суд Приморского края с исковым заявлением к Администрации Приморского края, Департаменту финансов Приморского края, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю, Администрации города Владивостока о взыскании 7 988 891руб. убытков, составляющих затраты на захоронение невостребованных трупов за 2005-2006 годы (с учетом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Государственное учреждение здравоохранения «Приморское краевое бюро  судебно-медицинской экспертизы», Департамент социальной защиты населения Администрации Приморского края, Пенсионный фонд Приморского края, Государственное учреждение – Приморское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации.

Решением суда от 29.04.2008 исковые требования  муниципального унитарного предприятия г.Владивостока «Некрополь» удовлетворенны в части 5 444 520 руб. убытков  за счет Министерства финансов Российской Федерации  в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю.

С Министерства финансов Российской Федерации  в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина по иску в сумме 36 065 руб. 48 коп. В удовлетворении остальной части иска отказано.

Возлагая ответственность за причиненные истцу убытки на Министерство финансов Российской Федерации  в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю, суд первой инстанции исходил из того, что до надлежащего урегулирования вопроса о распределении расходов между бюджетами различных уровней возмещение понесенных истцом расходов должно быть произведено за счет средств федерального бюджета, так как возможность такого возмещения предусмотрена федеральным законодательным актом.

Обжалуя в апелляционном порядке состоявшееся по делу решение суда в части взысканных сумм, Министерство финансов Российской Федерации  в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю просит его отменить как незаконное и необоснованное. В обоснование своих доводов заявитель апелляционной жалобы указал, что действующим законодательством предусмотрен порядок возмещения расходов Пенсионному фонду Российской Федерации за счет средств федерального бюджета, а не непосредственно службе, осуществляющей погребение. Обязанность по выделению специализированным службам необходимых денежных средств для оказания услуг по погребению возложена на органы местного самоуправления. Кроме этого, заявитель апелляционной жалобы, являясь федеральным органом исполнительной власти, считает незаконным отнесение на него расходов по уплате государственной пошлины в доход федерального бюджета.

В письменных отзывах на апелляционную жалобу муниципальное унитарное предприятие г.Владивостока «Некрополь», Департамент финансов Приморского края, Государственное учреждение – Приморское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации указали на необоснованность доводов Управления Федерального казначейства по Приморскому краю, полагают, что возмещение расходов, в рамках настоящего дела, подлежит за счет федерального бюджета.

В судебном заседании 23.07.2008 представитель Управления Федерального казначейства по Приморскому краю поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме. Представители  муниципального унитарного предприятия г.Владивостока «Некрополь», Администрации Приморского края, Государственного учреждения здравоохранения «Приморское краевое бюро  судебно-медицинской экспертизы», Государственного учреждения – Приморское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации по апелляционной жалобе возразили, указали на законность и обоснованность состоявшегося по делу решения суда. Рассмотрение апелляционной жалобы 23.07.2008 было протокольно отложено на 24.07.2008.

Представители сторон, прибывшие в судебное заседание 24.07.2008, дополнений к ранее заявленным доводам и возражениям не представили.

Государственное учреждение здравоохранения «Приморское краевое бюро  судебно-медицинской экспертизы», Государственное учреждение – Приморское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, явку представителей в суд 24.07.2008 не обеспечили.

В соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.

Стороны возражений не заявили.

Исследовав материалы дела и апелляционной жалобы, заслушав и обсудив доводы и возражения сторон, проверив в порядке статей 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, апелляционная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в силу следующих обстоятельств.

Постановлением Администрации Владивостока № 1836 от 03.10.2000 в редакции постановлений главы администрации г. Владивостока от 17.06.2005 №714, от 20.03.2006 №317 муниципальное унитарное предприятие г.Владивостока «Некрополь» наделено статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела города Владивостока.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в период 2005-2006 годы муниципальным унитарным предприятием г.Владивостока «Некрополь» в результате необходимости обязательного проведения захоронений понесены убытки в размере 5 445 720 руб. из которых 5 138 640 руб. расходы на погребение 1098 невостребованных трупов, 307 080 руб. - разница между подлежащими возмещению расходами за погребение 91 умершего (3 умерших являлись на день смерти работающими пенсионерами (3 600руб.) за счет фонда социального страхования, 8 получивших пособие на погребение (9 600руб.) за счет фонда социального страхования и 89 умерших пенсионеров (106 800руб.) за счет пенсионного фонда) и установленной органом  местного  самоуправления  стоимостью  услуг по  захоронению невостребованных умерших в городе Владивостоке.

Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела и не оспариваются лицами, участвующими в деле. Доказательств возмещения расходов, предусмотренных пунктом 3 статьи 12 Закона о похоронном деле, в материалы дела не представлено.

В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Основанием для удовлетворения исковых требований о возмещении вреда является наличие в совокупности четырех условий: факта причинения истцу вреда и размер убытков, возникших у истца в связи с нарушением ответчиком своих обязательств,  совершения ответчиком определенных противоправных действий (бездействий), причинной связи между данными действиями (бездействиями) ответчика и наступившими негативными последствиями у истца, что истец принял все возможные меры к предотвращению убытков или уменьшению их размера.

Пункт 2 статьи 1 Закона о погребении устанавливает гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего. Услуги по погребению указанных лиц являются мерой социальной защиты граждан, которая в силу статьи 72 Конституции Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В соответствии со статьей 76 Конституции по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Закона о погребении при отсутствии супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребение, а также при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение, погребение умершего на дому, на улице или в ином месте после установления органами внутренних дел его личности осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела в течение трех суток с момента установления причины смерти, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Пунктом 3 статьи 12 Закона о погребении установлено, что услуги, оказываемые специализированной службой по вопросам похоронного дела при погребении умерших, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, включают: оформление документов, необходимых для погребения; облачение тела; предоставление гроба; перевозку умершего на кладбище (в крематорий); погребение. Стоимость указанных услуг определяется органами местного самоуправления и возмещается в порядке, предусмотренном пунктом 3 ст. 9 настоящего Федерального закона.

В пункте 3 ст. 9 вышеназванного Закона определено, что стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, а также с органами государственной власти субъектов РФ и возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок за счет средств: Пенсионного фонда РФ - на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти; федерального бюджета - на погребение умерших неработавших пенсионеров, досрочно оформивших пенсию по предложению органов службы занятости; Фонда социального страхования - на погребение умерших работавших граждан и умерших несовершеннолетних членов семей работающих граждан; бюджетов субъектов РФ - в случаях, если умерший не работал и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 196 дней беременности. При этом, в пункте 3 статьи 9 Закона о погребении источники финансирования расходов по погребению невостребованных умерших и умерших, личность которых не установлена фактически не установлены.

Во исполнение статей 9, 12 Закона о погребении начальником управления содержания жилищного фонда и городских территорий Администрации города Владивостока утверждена смета затрат специализированны службы по вопросам похоронно дела в городе Владивостоке. Так,  расходы на погребение одного невостребованного умершего в г.Владивостоке согласно данное сметы составляют 4680 руб.

Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации возмещают специализированной службе по вопросам похоронного дела стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному

Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2008 по делу n А51-2400/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также