Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2014 по делу n А51-38765/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)Пятый арбитражный апелляционный суд ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001 тел.: (423) 221-09-01, факс (423) 221-09-98 http://5aas.arbitr.ru/ Именем Российской Федерации ПОСТАНОВЛЕНИЕ арбитражного суда апелляционной инстанции г. Владивосток Дело № А51-38765/2013 25 июня 2014 года Резолютивная часть постановления оглашена 23 июня 2014 года. Постановление в полном объеме изготовлено 25 июня 2014 года. Пятый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Е.Н. Номоконовой, судей Н.Н. Анисимовой, О.Ю. Еремеевой, при ведении протокола секретарем судебного заседания И.В. Ауловой, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Уссурийской таможни, апелляционное производство № 05АП-7029/2014 на решение от 31.03.2014 судьи А.А. Лошаковой по делу № А51-38765/2013 Арбитражного суда Приморского края по заявлению Уссурийской таможни (ИНН 2511008765, ОГРН 1022500869533, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 24.12.2002) к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае (ИНН 2540155517, ОГРН 1092540004424, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 03.08.2009) о признании незаконным бездействия, при участии: от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае: представитель Пономарева Т.П. по доверенности от 02.04.2014 № 03-3140, сроком на один год, удостоверение № 0144; от Уссурийской таможни: представитель Масленникова Е.И. по доверенности от 10.01.2014 № 129, сроком до 31.12.2014, удостоверение РС № 261236; представитель Кетова И.М. по доверенности от 21.03.2014 № 5508, сроком до 31.12.2014, удостоверение ГС № 036533, УСТАНОВИЛ: Уссурийская таможня (далее – таможня, таможенный орган) обратилась в Арбитражный суд Приморского края с заявлением (с учётом уточнений заявленных требований) о признании незаконным бездействия Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае (далее - Управление), выразившегося в непринятии имущества, сведения о котором направлены в адрес Управления, и находящегося во владении таможни, а также о возложении на Управление обязанности принять к учёту товары, находившиеся на хранении ООО «Компания «КЕСС», сведения о которых направлены уведомлениями в адрес Управления. Решением арбитражного суда от 31.03.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано. Не согласившись с постановленным судебным актом, таможенный орган обратился с апелляционной жалобой. В обоснование жалобы апеллянт сослался на необоснованность вывода арбитражного суда первой инстанции об отсутствии нормативного правового акта, регулирующего спорные отношения, полагая из урегулированными нормами Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее = Закона № 311-ФЗ), постановлением Правительства № 311 от 29.05.2003 «О порядке учёта, оценки и распоряжения имуществом, обращённым в собственность государства» (далее – Порядок учёта, оценки и распоряжения имуществом), а также заключённым по исполнение Порядка Соглашением от 12.09.2011 №01-69/37/01-20/147 о порядке организации приёма-передачи отдельных категорий имущества (далее - Соглашение). Утверждает о нарушении своих прав и законных интересов в сфере таможенного дела, так как возможности таможни по хранению товаров ограничены ёмкостью складов, где накапливается значительное количество не переданных товаров, что затрудняет передачу на хранение новых товаров и приводит к увеличению объёма обязанностей таможни по хранению накопившихся товаров, а при их утрате ведёт к невозможности их передачи в соответствии с законом. Полагает, что в нарушение части 5 статьи 170 АПК РФ резолютивная часть обжалуемого судебного акта не содержит выводы относительно второго из заявленных требований – о возложении обязанности принять к учёту товары, находящиеся на хранении ООО «Компания «КЕСС». Указывает, что в нарушение части 5 статьи 117 АПК РФ судом первой инстанции не вынесено определение об отказе в восстановлении пропущенного процессуального срока. В канцелярию суда от Управления поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, который в порядке статьи 262 АПК РФ приобщён к материалам дела. Возражая против удовлетворения апелляционной жалобы, Управление ссылается на то обстоятельство, что имущество, о передаче которого заявлены требования таможней, отсутствует в натуре. Полагает, что в связи с утратой имущества право собственности на него также прекратилось. Указывает, что Соглашение между таможней и Управлением не является нормативным актом, на соответствие которому могут быть проверены решения и действия Управления. В судебном заседании представители сторон поддержали свои доводы и возражения, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на неё. Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса РФ. Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено следующее. В соответствии с Соглашением о порядке взаимодействия Федеральной таможенной службы и Федерального агентства по управлению государственным имуществом при организации приема-передачи отдельных категорий имущества от 12.09.2011 № 01-69/37/01-20417 письмами от 29.03.2013 № 16-37/6053, от 26.06.2013 № 16-37/11990, от 05.07.2013 № 16-37/12682, от 05.07.2013 № 16-37/12683, от 05.07.2013 № 16-37/12691, от 05.07.2013 № 16-37/12695, от 05.07.2013 № 16-37/12696, от 05.07.2013 № 12697, от 15.07.2013 № 16-37/13363, от 15.07.2013 № 16-37/13364, от 15.07.2013 № 16-37/13365, от 15.07.2013 № 16-37/13366, от 24.07.2013 № 16-37/14004, от 24.07.2013 № 14006, от 29.07.2013 № 16-37/14325, от 29.07.2013 № 16-37/14326, от 31.07.2013 № 16-37/14538, от 22.08.2013 № 16-37/16207, от 05.09.2013 № 16-37/17213, от 06.09.2013 № 16-37/17331, от 06.09.2013 № 16-37/17333, от 11.09.2013 № 16-37/17656, от 11.09.2013 № 16-37/17657, 20.09.2013 № 16-37/13828, от 23.09.2013 № 16-37/18451, 23.09.2013 № 16-37/18452 Уссурийская таможня направила в адрес Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае уведомления №№ 56, 158, 161, 162, 164, 163, 168, 169, 182, 183, 184, 185, 195, 193, 219, 218, 228, 245, 254, 256, 257, 259, 260, 275, 285, 286, 304, 309 о наличии и месте нахождения бесхозяйного имущества. Указанное в данных уведомлениях имущество находилось на ответственном хранении на складе ООО «Компания «КЕСС» по адресу: г. Уссурийск, ул. Московская, 18. На основании государственного контракта от 05.11.2013 № 20-2013/10 (2013.32134) на оказание услуг по приему и хранению обращенного в собственность государства либо изъятого лома цветных и черных металлов и иного имущества Территориальное управление Росимущества в Приморском крае поручило ОООО «ЭкоМет» принять на хранение имущество, указанное в уведомлениях Уссурийской таможни №№ 77, 158, 162, 168, 169, 161, 182, 183, 184, 195, 219, 228, 257, 259, 275, 285, 286, 304, 309, 348. Письмами от 27.12.2013 № 16-42/25925 и от 28.11.2013 № 16-42/23458 таможня уведомила Управление о невозможности передачи товаров, обращенных в федеральную собственность в связи с возникновением пожара складских помещений ООО «Компания «КЕСС». Посчитав, что бездействие ответчика, выразившееся в непринятии имущества, обращенного в федеральную собственность, в установленные сроки, не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы таможенного органа, последний обратился в арбитражный суд, который решением от 31.03.2014 отказал в удовлетворении заявленных требований. Не согласившись с решением суда, таможня обратилась с рассматриваемой апелляционной жалобой. Исследовав и оценив материалы дела, проверив в порядке статей 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что решение не подлежит отмене или изменению в силу следующих обстоятельств. В силу п. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что условиями принятия арбитражным судом решения о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов является наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя. Обращаясь в суд за защитой своих прав и законных интересов, таможенный орган ходатайствовал о восстановлении пропущенного им срока на обращение с требованиями о признании незаконным бездействия Управления по уведомлениям таможни № 56, 158, 164, 162, 163, 168, 169, 161, 182, 183, 184, 185, направленным письмами от 29.03.2013, 26.06.2013, 05.07.2013, 15.07.2013. Суд первой инстанции в ходе рассмотрения дела пришёл к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения указанного ходатайства. Данный вывод коллегия признаёт обоснованным в связи со следующим. Согласно части 4 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом. Поскольку законодатель не установил каких-либо критериев для определения уважительности причин пропуска указанного срока, вопрос решается с учетом обстоятельств дела по усмотрению суда. При этом, определяя уважительность причин пропуска срока, суд руководствуется своим внутренним убеждением, основанном на всестороннем, полном и объективном исследовании представленных доказательств. Предметом рассмотрения по данному делу явилось оспаривание бездействия Управления, выразившегося в непринятии имущества, обращенного в федеральную собственность, в установленные Соглашением сроки. Следовательно, по истечении срока, установленного для совершения действий по принятию имущества в федеральную собственность (30 рабочих дней с даты получения уведомления таможни) таможенный орган узнал о нарушении своих прав и законных интересов, и с указанной даты надлежит исчислять течение срока на обжалование бездействия Управления в арбитражный суд. Частью 2 статьи 117 АПК РФ предусмотрено, что арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными. Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 18.11.2004 № 367-0, установленный в части 4 статьи 198 АПК РФ срок определен законодателем в соответствии с его исключительной компетенцией, само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлением о признании ненормативных актов недействительными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и, не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и, если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом. Согласно правовой позиции, изложенной в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 18.07.2006 № 308-О, право судьи рассмотреть заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия. Признание тех или иных причин пропуска срока уважительными относится к исключительной компетенции суда, рассматривающего данный вопрос, и ставится законом в зависимость от его усмотрения. Выбор способа защиты нарушенного права, а также порядка урегулирования спора является прерогативой лиц, права которого нарушены. Такое лицо вправе принимать меры к урегулированию спора во внесудебном порядке (в том числе путем межведомственного взаимодействия), однако принятие мер к досудебному урегулированию спора не само по себе не может быть признано уважительной причиной пропуска срока на обращение в суд. Таким образом, поскольку таможенный орган при рассмотрении спора не доказал наличие объективных и непреодолимых обстоятельств, препятствовавших ему обратиться в суд с соблюдением предусмотренного частью 4 статьи 198 АПК РФ срока, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленного ходатайства за отсутствием уважительных причин для восстановления пропущенного процессуального срока, что, в свою очередь, послужило основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований в соответствии со статьёй 198 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции принимает во внимание также и то, что в рассматриваемом деле установлено отсутствие совокупности предусмотренных частью 1 статьи 198 АПК РФ условий, необходимой Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2014 по делу n А51-38519/2013. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Август
|