Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2014 по делу n А51-2250/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

Пятый арбитражный апелляционный суд

ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001

тел.: (423) 221-09-01, факс (423) 221-09-98

http://5aas.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Владивосток                                                  Дело

№ А51-2250/2014

27 июня 2014 года

Резолютивная часть постановления оглашена 23 июня 2014 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 27 июня 2014 года.

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего О.Ю. Еремеевой,

судей Н.Н. Анисимовой, Е.Н. Номоконовой,

при ведении протокола секретарем судебного заседания И.В. Ауловой,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Российские железные дороги»

апелляционное производство № 05АП-7097/2014

на решение от 16.04.2014

судьи Л.М. Черняк

по делу № А51-2250/2014 Арбитражного суда Приморского края

по заявлению открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 23.09.2003)

к отделу надзорной деятельности Чугуевского муниципального района Главного управления МЧС России по Приморскому краю (ИИН 2536150266, ОГРН 1042503038467, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 21.11.2004)

о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности от 09.01.2014 № 273,

при участии в заседании:

от заявителя: представители Т.В. Маклюк (удостоверение, доверенность от 08.11.2013 № 418), П.В. Тищенко (паспорт, доверенность от 07.05.2014                № 224);

от административного органа: не явились, уведомлены надлежаще;

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (далее по тексту – «заявитель», «общество») обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления отдела надзорной деятельности Чугуевского муниципального района Главного управления МЧС России по Приморскому краю (далее по тексту – «административный орган»)  от 09.01.2014 № 273 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частями 1, 3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 160 000 руб.

Решением Арбитражного суда Приморского края от 16.04.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Обжалуя решение от 16.04.2014 в апелляционном порядке, общество настаивает на нарушении административным органом порядка проведения проверки. Пояснил, что в июне и в октябре 2013 г. в отношении общества уже проводились плановые проверки должностными лицами Главного управления МЧС России по Приморскому краю, в связи с чем считает, что следующая проверка может быть проведена не ранее  2015 г. Существенные нарушения порядка проведения проверки, по мнению заявителя, свидетельствуют о недействительности ее результатов и являются основанием для отмены оспариваемого постановления. 

Административный орган по тексту представленного в материалы дела отзыва возражал против доводов апелляционной жалобы. Решение суда просило оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Из материалов дела коллегией установлено следующее.

На основании распоряжения от 10.10.2013 № 195 административным органом проведена плановая выездная проверка зданий, сооружений и территорий общества по адресу: Приморский край, Чугуевский район, ст.Новочугуевка, ул.Вокзальная на предмет соблюдения обязательных требований пожарной безопасности.

В ходе проверки административным органом выявлено, что в доме отдыха локомотивных бригад не передаются ежедневные сведения о количестве людей, находящихся в ночное время; в месте пересечения противопожарных преград различными инженерными и технологическими коммуникациями не все образовавшиеся отверстия заделаны негорючими материалами, обеспечивающими требуемый предел огнестойкости и дымогазонепроницаемость;  наружная металлическая лестница 3 типа эвакуационного выхода на втором этаже и покрытие пола не соответствуют установленным требованиям; в подсобном помещении дежурного отсутствует второй пожарный извещатель; высота выхода в свету центрального выхода не соответствует требованиям СНиП 21-01-97; отсутствует телефонная связь с районной пожарной охраной; не обеспечено необходимое количество средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от токсичных продуктов горения. Кроме того, в помещении дизельной на втором этаже отсутствует пожарная сигнализация, в помещении ведомственной охраны в месте пересечения противопожарных преград различными инженерными и технологическими коммуникациями не все образовавшиеся отверстия заделаны негорючими материалами, обеспечивающими требуемый предел огнестойкости и дымогазонепроницаемость, в модульном пункте охраны отсутствует пожарная сигнализация и пункт не обеспечен первичными средствами пожаротушения (огнетушителями) согласно норм.  В табельной, гараже и на складах №№ 1-4 ПЧ-10, а также на стрелочном посту выявлено отсутствие пожарной сигнализации и первичных средств пожаротушения (огнетушителей) согласно норм.

Результаты проверки зафиксированы в акте от 29.11.2013 № 195.

Выявленные нарушения послужили основанием для составления 20.12.2013 протоколов об административных правонарушениях №№ 273, 274 и 275, в которых бездействие заявителя квалифицировано по частям 1, 3 и 4 статьи 20.4 КоАП РФ. Протоколы составлены с участием представителя общества.

Постановлением от 09.01.2014 № 273 учреждение привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 160 000 руб. Дело об административном правонарушении рассмотрено с участием представителя общества.

Не согласившись с вынесенным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Оценив доводы сторон и представленные в материалы дела документы, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, коллегия считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным в силу следующего.

По правилам части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения, и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Согласно частям 1, 3 и 4 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи, нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения, нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.4 КоАП РФ, является пожарная безопасность.

Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее по тексту – «Закон о пожарной безопасности») обеспечение пожарной безопасности отнесено к одной из важнейших функций государства, направленной на защиту жизни и здоровья граждан, их имущества, а также государственного, муниципального имущества и имущества организаций от пожаров.

Статья 1 Закона о пожарной безопасности под нарушением требований пожарной безопасности понимает невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности, то есть специальных условий социального и (или) технического характера, установленных в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

Основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности, а также общие требования пожарной безопасности к объектам защиты установлены Федеральным законом от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее по тексту – «Технический регламент»).

Согласно пункту 1 статьи 91 Технического регламента помещения, здания и сооружения, в которых предусмотрена система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, оборудуются автоматическими установками пожарной сигнализации и (или) пожаротушения в соответствии с уровнем пожарной опасности помещений, зданий и сооружений на основе анализа пожарного риска. Перечень объектов, подлежащих оснащению указанными установками, устанавливается нормативными документами по пожарной безопасности.

Приказом МЧС России от 18.06.2003 № 315 утверждены нормы пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НПБ 110-03) (зарегистрировано в Минюсте РФ 27.06.2003 № 4836), которые устанавливают основные требования пожарной безопасности, регламентирующие защиту зданий, сооружений, помещений и оборудования на всех этапах их создания и эксплуатации автоматическими установками пожаротушения и автоматическими установками пожарной сигнализации.

Согласно пункту 14 НПБ 110-03 перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией, представлен в обязательном приложении.

В таблицах 1 и 3  приложения указано, что к таким объектам относятся здания общественного и административно-бытового назначения, а также производственные помещения.

Как следует из материалов дела, в ходе проверки зданий и помещений Уссурийской дистанции гражданских сооружений – структурного подразделения Дальневосточной дирекции по эксплуатации зданий и сооружений – структурного подразделения филиала ОАО «РЖД» Дальневосточная железная дорога, расположенных по адресу: Примосркий край, Чугуевский район, ст.Новочугуевская, ул.Вокзальная, административным органом установлено отсутствие пожарной сигнализации в зданиях дизельной (на втором этаже), мобильного пункта, табельной и гараже ПЧ-10,  на складах №№ 1-4 ПЧ-10, а также в помещении стрелочного поста.

Пунктом 10 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390 (далее по тексту – «Правила № 390»), предусмотрено, что руководитель организации обеспечивает (ежедневно) передачу в подразделение пожарной охраны, в районе выезда которого находится объект с ночным пребыванием людей, информации о количестве людей (больных), находящихся на объекте (в том числе в ночное время).

При этом в силу пункта 9 данных Правил на объекте с ночным пребыванием людей руководитель организации обеспечивает наличие инструкции о порядке действий обслуживающего персонала на случай возникновения пожара в дневное и ночное время, телефонной связи, электрических фонарей (не менее 1 фонаря на каждого дежурного), средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от токсичных продуктов горения.

В нарушение указанной нормы обществом не передаются ежедневные сведения о количестве людей, находящихся в ночное время в доме отдыха локомотивных бригад, в здании дома отдыха отсутствует телефонная связь с районной пожарной охраной и необходимое количество средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от токсичных продуктов горения.

В соответствии с пунктом 22 Правил № 390 руководитель организации организует проведение работ по заделке негорючими материалами, обеспечивающими требуемый предел огнестойкости и дымогазонепроницаемость, образовавшихся отверстий и зазоров в местах пересечения противопожарных преград различными инженерными (в том числе электрическими проводами, кабелями) и технологическими коммуникациями.

В ходе проверки административным органом установлено несоблюдение требований пункта 22 Правил № 390 в доме отдыха локомотивных бригад, а также в помещении ведомственной охраны.

Согласно пункту 6.30 СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений» лестницы 3-го типа следует выполнять из негорючих материалов и размещать, как правило, у глухих (без световых проемов) частей стен класса не ниже К1 с пределом огнестойкости не ниже RЕI 30. Эти лестницы должны иметь площадки на уровне эвакуационных выходов, ограждения высотой 1,2 м и располагаться на расстоянии не менее 1 м от оконных проемов.

Между тем наружная металлическая лестница 3 типа эвакуационного выхода на втором этаже в доме отдыха локомотивных бригад не соответствует установленным требованиям.

Пунктом 6.25 СНиП 21-01-97 предусмотрено, что в зданиях всех степеней огнестойкости и классов конструктивной пожарной опасности, кроме зданий V степени огнестойкости и зданий класса С3, на путях эвакуации не допускается применять материалы с более высокой пожарной опасностью, чем:

Г1, В1, Д2, Т2 - для отделки стен, потолков и заполнения подвесных потолков в вестибюлях, лестничных клетках, лифтовых холлах;

Г2, В2, Д3, Т3 или Г2, В3, Д2, Т2 - для отделки стен, потолков и заполнения подвесных потолков в общих коридорах, холлах и фойе;

Г2, РП2, Д2, Т2 - для покрытий пола в вестибюлях, лестничных клетках, лифтовых холлах;

В2, РП2, Д3, Т2 - для покрытий пола в общих коридорах, холлах и фойе.

В помещениях класса Ф5 категорий А, Б и В1, в которых производятся, применяются или хранятся легковоспламеняющиеся жидкости, полы следует выполнять из негорючих материалов или материалов группы горючести Г1.

Административным

Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2014 по делу n А51-4425/2014. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)  »
Читайте также