Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2014 по делу n А51-15586/2014. Отменить определение первой инстанции: Направить вопрос на новое рассмотрение (ст.272 АПК)Пятый арбитражный апелляционный суд ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001 тел.: (423) 221-09-01, факс (423) 221-09-98 http://5aas.arbitr.ru/ Именем Российской Федерации ПОСТАНОВЛЕНИЕ арбитражного суда апелляционной инстанции г. Владивосток Дело № А51-15586/2014 14 октября 2014 года Резолютивная часть постановления оглашена 09 октября 2014 года. Постановление в полном объеме изготовлено 14 октября 2014 года. Пятый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Т.А. Солохиной, судей Л.А. Бессчасной, В.В. Рубановой, при ведении протокола секретарем судебного заседания Т.С. Гребенюковой, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента дорожного хозяйства Приморского края, апелляционное производство № 05АП-12545/2014 на определение от 11.08.2014 судьи Ю.С. Турсуновой по делу № А51-15586/2014 Арбитражного суда Приморского края по заявлению Департамента дорожного хозяйства Приморского края (ИНН 2538030581, ОГРН 1022501896438, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 22.08.2002) о признании незаконным представления, вынесенного Контрольно - счетной палатой Приморского края (ИНН 2540178592, ОГРН 1122540000670, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 06.02.2012), при участии: от Контрольно - счетной палаты Приморского края: представитель Говоруха Н.А. по доверенности от 12.09.2014 № 30 сроком до 31.12.2014, удостоверение, от Департамента дорожного хозяйства Приморского края: не явились, УСТАНОВИЛ:
Департамент дорожного хозяйства Приморского края (далее - заявитель, департамент) обратился в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным представления от 24.02.2014 № 02-01/203, вынесенного Контрольно-счетной палатой Приморского края (далее – ответчик, контрольно-счетная палата). Определением от 11.08.2014 суд прекратил производство по делу по заявленным департаментом требованиям на основании положений пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ. При этом суд исходил их того, что оспариваемое представление не является ненормативным правовым актом, поскольку само по себе не возлагает на департамент каких-либо властно-распорядительных предписаний, влекущих для заявителя юридические последствия, не устанавливает, не изменяет и не отменяет права и обязанности юридического лица, не определяет меру ответственности, а содержит лишь констатацию результатов проверочных мероприятий. Обжалуя в порядке апелляционного производства указанное определение суда, департамент просит его отменить. В апелляционной жалобе заявитель указал, что оспариваемое им представление влечет за собой возникновение у департамента гражданских прав и обязанностей, содержит властные предписания, обязательные к исполнению, и, следовательно, отвечает критериям ненормативного правового акта. Контрольно-счетная палата в представленном в материалы дела письменном отзыве на доводы апелляционной жалобы возразила, определение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения. Доводы отзыва на апелляционную жалобу представитель ответчика поддержал в судебном заседании. Извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, департамент своего представителя в судебное заседание не направил. Руководствуясь частью 3 статьи 156, статьей 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), арбитражный суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителя лица, участвующего в деле, по имеющимся в материалах дела документам. Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее. В период с 4 декабря 2013 года по 3 февраля 2014 года контрольно-счетной палатой в отношении Департамента дорожного хозяйства Приморского края было проведено контрольное мероприятие по расходованию бюджетных ассигнований, выделенных в 2013 году на аварийно-восстановительные работы в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера. В ходе указанного контрольного мероприятия был составлен акт от 03.02.2014, который подписан директором департамента дорожного хозяйства с разногласиями, представленными письмом от 12.02.2014 № 16-1176. Разногласия департамента дорожного хозяйства были рассмотрены контрольно-счетной палатой и письмом от 24.02.2014 № 02-01/200 позиция контрольно-счетной палаты по существу представленных замечаний была доведена до сведения департамента. В ходе проведения контрольного мероприятия ответчиком были выявлены факты нарушения действующего законодательства, устанавливающего порядок исполнения государственных контрактов. По результатам контрольного мероприятия в адрес директора департамента дорожного хозяйства было направлено представление от 24.02.2014 № 02-01/203 о выявленных нарушениях и необходимости принятия мер, направленных: 1) на возврат в доходы краевого бюджета необоснованно перечисленных подрядным организациям средств в размере 7 662,422 тыс. рублей; 2) на перечисление в доход краевого бюджета недопоступивших неналоговых доходов в общей сумме 698,074 тыс. рублей либо представление документов, подтверждающих нецелесообразность реализации возвратных материалов с учетом их фактического состояния (в том числе калькуляции, документы об утилизации и т.п.); 3) на недопущение нарушения бюджетного законодательства и законодательства об осуществлении закупок для государственных нужд как при заключении, так и при исполнении государственных контрактов; 4) на усиление контроля за включаемыми подрядными организациями в акты выполненных работ расценками и объемами работ; 5) на своевременный возврат подрядными организациями стоимости реализации либо фактически полученных материальных ресурсов, пригодных для последующего использования. Не согласившись с вынесенным представлением, посчитав его незаконным и нарушающим его права и интересы в сфере экономической деятельности, департамент обратился в арбитражный суд с заявлением о признании этого представления незаконным. 11.08.2014 был вынесен обжалуемый судебный акт. Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 268, 270 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, выслушав в судебном заседании представителя стороны, коллегия считает, что определение суда первой инстанции подлежит отмене, а апелляционная жалоба – удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде. Как следует из обжалуемого определения, суд первой инстанции пришел к выводу о необходимости прекращения производства в соответствии с вышеуказанной нормой АПК РФ по заявленным департаментом требованиям, установив, что оспариваемое представление не является актом государственного органа, который нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем оно не может быть оспорено в судебном порядке в соответствии со статьей 29 АПК РФ. Между тем, суд первой инстанции при вынесении обжалуемого определения не учел следующее. В соответствии с частью 1 стать 29 АПК РФ к подведомственности арбитражных судов отнесены, в том числе, дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц. Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. При этом под ненормативным актом, подлежащим обжалованию в арбитражный суд, понимается документ, содержащий обязательные предписания, распоряжения, влекущие для конкретного лица определенные юридические последствия. В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона Приморского края от 04.08.2011 № 795-КЗ «О контрольно-счетной палате Приморского края» (далее – Закон № 795-КЗ) контрольно-счетная палата Приморского края (далее - Контрольно-счетная палата) является постоянно действующим органом внешнего государственного финансового контроля, образуемым Законодательным Собранием Приморского края и ему подотчетным. Пунктом 1 статьи 9 указанного Закона Приморского края предусмотрено, что Контрольно-счетная палата осуществляет, в том числе, следующие полномочия: - контроль за исполнением краевого бюджета и бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Приморского края; - организацию и осуществление контроля за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств краевого бюджета, средств бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Приморского края и иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации; - контроль за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности Приморского края, в том числе охраняемыми результатами интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации, принадлежащими Приморскому краю. Согласно пункту 2 статьи 9 Закона № 795-КЗ внешний государственный финансовый контроль осуществляется Контрольно-счетной палатой, в том числе, в отношении органов государственной власти и государственных органов Приморского края, органов управления территориальным фондом обязательного медицинского страхования Приморского края, органов местного самоуправления, краевых государственных учреждений и краевых государственных унитарных предприятий, а также иных организаций, если они используют средства краевого бюджета и иное имущество, находящееся в собственности Приморского края. В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Закона № 795-КЗ контрольно-счетная палата по результатам проведения контрольных мероприятий вправе вносить в проверяемые органы и организации и их должностным лицам представления для их рассмотрения и принятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба Приморскому краю, муниципальному образованию Приморского края или возмещению причиненного вреда, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений. Проверяемые органы и организации в течение одного месяца со дня получения представления обязаны уведомить в письменной форме Контрольно-счетную палату о принятых по результатам рассмотрения представления решениях и мерах (пункт 3 статьи 16 Закона № 795-КЗ). В соответствии с пунктом 4 статьи 16 Закона № 795-КЗ в случае выявления нарушений, требующих безотлагательных мер по их пресечению и предупреждению, а также в случае воспрепятствования проведению должностными лицами Контрольно-счетной палаты контрольных мероприятий Контрольно-счетная палата направляет в проверяемые органы и организации и их должностным лицам предписания. Предписание Контрольно-счетной палаты должно содержать указание на конкретные допущенные нарушения и конкретные основания вынесения предписания (пункт 5 статьи 16 Закона № 795-КЗ). Согласно пункту 7 статьи 16 Закона № 795-КЗ предписание Контрольно-счетной палаты должно быть исполнено в установленные в нем сроки. Аналогичные положения о праве контрольно-счетных органов на вынесение представления и предписания по результатам проведения контрольных мероприятий предусмотрены положениями статьей 16 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (далее – Федеральный закон № 6-ФЗ), устанавливающего общие принципы организации, деятельности и основные полномочий контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и контрольно-счетных органов муниципальных образований. Понятия «представления» и «предписания» также даны в Бюджетном кодексе Российской Федерации (далее – БК РФ) В соответствии с частью 1 статьи 270.2 БК РФ в случаях установления нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, органами государственного (муниципального) финансового контроля составляются представления и (или) предписания. Согласно части 2 статьи 270.2 БК РФ под представлением в целях данного Кодекса понимается документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать обязательную для рассмотрения в установленные в нем сроки или, если срок не указан, в течение 30 дней со дня его получения информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и требования о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений. В соответствии с частью 3 статьи 270.2 БК РФ под предписанием в целях данного Кодекса понимается документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, содержащий обязательные для исполнения в указанный в предписании срок требования об устранении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и (или) требования о возмещении причиненного такими нарушениями ущерба Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию. Проанализировав вышеуказанные положения БК РФ, Закона № 795-КЗ, а также Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2014 по делу n А51-29161/2013. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Июль
|