Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2015 по делу n А59-4191/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК),Возвратить госпошлину (ст.104 АПК)Пятый арбитражный апелляционный суд ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001 тел.: (423) 221-09-01, факс (423) 221-09-98 http://5aas.arbitr.ru/ Именем Российской Федерации ПОСТАНОВЛЕНИЕ арбитражного суда апелляционной инстанции г. Владивосток Дело № А59-4191/2014 27 января 2015 года Резолютивная часть постановления оглашена 20 января 2015 года. Постановление в полном объеме изготовлено 27 января 2015 года. Пятый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Е.Н. Номоконовой, судей А.В. Гончаровой, С.В. Гуцалюк, при ведении протокола секретарем судебного заседания И.В. Ауловой, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу компании «Сахалин Энерджи Инвестмент Компани Лтд», апелляционное производство № 05АП-15819/2014 на решение от 13.11.2014 судьи А.И. Белоусова по делу № А59-4191/2014 Арбитражного суда Сахалинской области по заявлению Компании «Сахалин Энерджи Инвестмент Компании Лтд.» к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Дальневосточному Федеральному округу (ИНН 2721118073, ОГРН 1042700153627, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 13.09.2004) о признании незаконным и отмене предписания от 18.07.2014 № 11/10-1695 об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, при участии: от Компании «Сахалин Энерджи Инвестмент Компании Лтд.»: представитель Зорин М.А. по доверенности от 16.01.2014, сроком на три года, паспорт. От Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Дальневосточному Федеральному округу: не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, УСТАНОВИЛ: Компания «Сахалин Энерджи Инвестмент Компании Лтд.» (далее – компания) обратилась в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением (с учётом замены ненадлежащего ответчика надлежащим определением суда от 01.10.2014) к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Дальневосточному федеральному округу (далее - департамент, административный орган) о признании незаконным и отмене предписания от 18.07.2014 № 11/10-1695 об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований. Решением арбитражного суда от 13.11.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано, в связи с чем Компания обратилась с рассматриваемой апелляционной жалобой. В обоснование жалобы апеллянт ссылается на отсутствие преюдициальной силы выводов Арбитражного суда Сахалинской области, содержащихся в решении от 17.10.2014 по делу № А59-3951/2014, поскольку они содержат лишь правовую оценку спорных отношений и не свидетельствуют об установлении конкретных фактических обстоятельств, обладающих преюдициальным доказательственным значением в рассматриваемом деле. Полагает, что у Компании имеется заключение государственной экологической экспертизы планов ликвидации аварийного разлива нефтепродуктов, поскольку эти планы являются составной частью проектной документации «Технико-экономическое обоснование комплексного освоения Пильтун-Астохского и Лунского лицензионных участков (этап 2 проекта «Сахалин-2»), в отношении которой уже получено положительное заключение государственной экологической экспертизы, утверждённое приказом Государственной службы охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов РФ № 600 от 15.07.2003. Считает, что наличие указанного заключения государственной экологической экспертизы в отношении всей проектной документации освобождает Компанию от обязанности повторного его получения в отношении такой её части, как планы предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов. Утверждает, что в рассматриваемой ситуации планы предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов не являются объектом государственной экологической экспертизы и нормы пункта 8 статьи 11 Федерального закона «Об экологической экспертизе» применению к спорным отношения не подлежат. От административного органа в суд апелляционной инстанции поступил отзыв на апелляционную жалобу. Возражая против её удовлетворения, Департамент указал на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, правомерность выводов суда первой инстанции о наличии преюдициальной силы установленных ранее вынесенным решением по другому делу обстоятельств, в связи с чем просил оставить обжалуемое решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. В судебном заседании представитель компании поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме. Административный орган, надлежащим образом извещённый о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не явился, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрела апелляционную жалобу по делу в отсутствие представителей департамента. Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса РФ. Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее. В период с 23.06.2014 по 18.07.2014 Департаментом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Дальневосточному Федеральному округу совместно с сотрудниками Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сахалинской области на основании Приказа Федеральной службы Росприроднадзора от 15.05.2014 №284 проведена плановая выездная проверка на предмет соблюдения Компанией природоохранного законодательства на объектах Компании. В ходе проверки установлено, что в нарушение частей 2 и 4 статьи 34 Федерального закона от 31.07.1998 № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» (далее – Закона № 155-ФЗ) в 2013 году Компания осуществляла деятельность в отсутствии положительного заключения государственной экологической экспертизы на планы ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (далее – ЛАРН) для морских сооружений (платформы и подводные трубопроводы) Пильтун-Астохского и Лунского месторождений, а также для сооружений по отгрузке нефти в заливе Анива. Указанные нарушения отражены в акте проверки от 18.07.2014 № 08-2014/САХ-2. По результатам проверки Департаментом вынесено постановление от 19.08.2014 № 11/02-1693 о назначении административного наказания, согласно которому Компания признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.4 КоАП РФ с назначением ей административного наказания в виде штрафа в размере 50 000 рублей, а также выдано предписание № 11/10-1695 об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований от 18.07.2014. Согласно предписанию на Компанию возложена обязанность в срок до 18.02.2015 обеспечить осуществление деятельности во внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ в установленном действующим законодательством порядке, а именно осуществлять деятельность при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы (далее - ГЭЭ). Не согласившись с выданным предписанием, Компания обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным, однако в удовлетворении заявленных требований было отказано. Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе и отзыве на неё, заслушав представителя компании в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции в связи со следующим. В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что условиями принятия арбитражным судом решения о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов является наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя. Оценивая доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего. Обеспечение экологической безопасности при проведении работ во внутренних морских водах и в территориальном море, предотвращение загрязнения морской среды внутренних морских вод и территориального моря отнесены статьей 32.1 Федерального закона от 31.07.1998 N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" (далее: Закон № 155-ФЗ) к основным принципам защиты и сохранения морской среды и природных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря. Отношения в области экологической экспертизы регулируются Федеральным законом РФ от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (далее – Закона № 174-ФЗ). Статьёй 1 названного закона определено, что экологической экспертизой является установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду. Конституционный Суд РФ в своем определении от 29.05.2012 № 1146-О указал, что федеральный закон "Об экологической экспертизе" регулирует отношения в области экологической экспертизы и направлен на реализацию конституционного права граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду. Государственная экологическая экспертиза является правовым средством обеспечения выполнения экологических требований, гарантирующих защиту и сохранение окружающей среды, способом реализации права каждого на благоприятную окружающую среду; она представляет собой источник экологически значимой информации и служит средством доказывания при разрешении споров в сфере охраны окружающей среды. Федеральный законодатель при регулировании отношений в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности обладает дискрецией в выборе объектов экологической экспертизы. Целью экологической экспертизы является не только предотвращение негативного воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую среду, но и предупреждение связанных с нею социальных, экономических последствий реализации объекта экологической экспертизы, которые способны снижать уровень жизни людей. В указанном определении Конституционный Суд РФ также отмечает, что экологическая экспертиза как установление соответствия документов, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную деятельность, экологическим требованиям проводится в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду, и на основании статьи 1 и 3 Закона № 174-ФЗ экспертиза основывается на презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной, иной деятельности и обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решения о реализации объекта экологической экспертизы. Частью 2 статьи 34 Закона № 155-ФЗ установлено, что государственной экологической экспертизе подлежат все виды документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность во внутренних морских водах и в территориальном море. Этой же нормой установлено, что все виды хозяйственной и иной деятельности во внутренних морских водах и в территориальном море могут осуществляться только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы, проводимой за счет пользователя природными ресурсами внутренних морских вод и территориального моря. Объектом государственной экологической экспертизы также является план предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, предусмотренный ст. 16.1 Закона № 155-ФЗ. В силу частей 1 и 2 статьи 16.1 Закона № 155-ФЗ эксплуатация, использование искусственных островов, установок, сооружений, подводных трубопроводов, проведение буровых работ при региональном геологическом изучении, геологическом изучении, разведке и добыче углеводородного сырья, а также при транспортировке и хранении нефти и нефтепродуктов во внутренних морских водах и в территориальном море допускаются только при наличии плана, который утвержден в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, и в соответствии с которым планируются и осуществляются мероприятия по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в морской среде (план предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов). План предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов утверждается организацией, осуществляющей эксплуатацию, использование искусственных островов, установок, сооружений, подводных трубопроводов, проведение буровых работ при региональном геологическом изучении, геологическом изучении, разведке и добыче углеводородного сырья, а также при транспортировке и хранении нефти и нефтепродуктов во внутренних морских водах и в территориальном море (далее - эксплуатирующая организация), при наличии положительного Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2015 по делу n А51-14427/2014. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Июль
|