Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2015 по делу n А51-21005/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)Пятый арбитражный апелляционный суд ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001 тел.: (423) 221-09-01, факс (423) 221-09-98 http://5aas.arbitr.ru/ Именем Российской Федерации ПОСТАНОВЛЕНИЕ арбитражного суда апелляционной инстанции г. Владивосток Дело № А51-21005/2014 05 марта 2015 года Резолютивная часть постановления оглашена 03 марта 2015 года. Постановление в полном объеме изготовлено 05 марта 2015 года. Пятый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего С.В. Гуцалюк, судей О.Ю. Еремеевой, Е.Н. Номоконовой, при ведении протокола секретарем судебного заседания И.В. Ауловой, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации г. Владивостока, апелляционное производство № 05АП-1201/2015 на решение от 25.12.2014 судьи А.К. Калягина по делу № А51-21005/2014 Арбитражного суда Приморского края по заявлению индивидуального предпринимателя Шипилова Ивана Ивановича (ИНН 253900774176, ОГРН 308253906500012, дата государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя 12.01.2012) к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 03.12.2002) третьи лица: Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края (ИНН 2538111008, ОГРН 1072540005724, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 29.12.2012, Администрация города Владивостока (ИНН 2504001783, ОГРН 1022501302955, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 22.08.1991) об установлении кадастровой стоимости земельного участка, обязании внести сведения о кадастровой стоимости земельного участка в государственный кадастр недвижимости, при участии: от администрации города Владивостока: представитель Сопова Е.А. по доверенности от 22.12.2014 № 1-3/4334, сроком по 31.12.2015, удостоверение № 4584; от ИП Шипилова И.И.: представитель Русанова О.В. по доверенности от 22.04.2014 25 АА 1233715, сроком на три года, удостоверение № 2224. от Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии»: в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом; от Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края: в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом; УСТАНОВИЛ: Индивидуальный предприниматель Шипилов Иван Иванович (далее по тексту – истец, предприниматель, ИП Шипилов И.И.) обратился с исковыми требованиями к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее по тексту – ответчик) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 25:28:030005:28 (далее по тексту - спорный земельный участок) в размере 21.533.000 рублей; а также об обязании ответчика в лице Филиала по Приморскому краю внести в Государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере 21.533.000 рублей. Судом первой инстанции в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, привлечены Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края и администрация города Владивостока (далее по тексту - администрация). Решением Арбитражного суда Приморского края от 25.12.2014 исковые требования предпринимателя удовлетворены в полном объеме. Не согласившись с вынесенным решением, администрация обратилась в апелляционный суд с жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить и принять новый судебный акт. В обоснование жалобы указывает, что при определении рыночной стоимости спорного земельного участка оценщиком был использован только сравнительный метод. Считает, что информация, используемая оценщиком при проведении оценки, не удовлетворяет требованиям пункта 4 Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО №3)» утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 №254 (далее по тексту - ФСО №3), в части соблюдения принципов существенности, обоснованности, однозначности и достаточности, а также требованиям пункта 19 приказа Минэкономразвития России от 20.07.2007 №256 «Об утверждении федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки» (далее по тексту - ФСО №1) в части достаточности и достоверности, поскольку стоимость объектов-аналогов земельных участков в приложенном информационном объявлении отчета об оценке указана в долларах США по состоянию на 3 квартал 2009 года, однако, при расчете стоимости объекта оценки цены данных объектов-аналогов указаны без приведения конвертации валют и указания, на какую дату соответствующая конвертация проведена. Кроме того, администрация отметила, что в отчете об оценке не приведено кадастровых номеров объектов-аналогов. Ответчик, третье лицо - Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края отзывов на апелляционную жалобу не представили, в судебное заседание своих представителей не направили, извещены надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 156, 266 АПК РФ рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие представителей ответчика, третьего лица - Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края. Представитель администрации в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме. ИП Шипилов И.И. в письменном отзыве, поддержанном представителем в судебном заседании, по доводам апелляционной жалобы возразил. Решение суда просил оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее: Спорный земельный участок предоставлен истцу на праве аренды согласно заключенному администрацией г. Владивостока и ООО «ВладБизнесТрейдинг» договору №3285 аренды земельного участка от 16.05.2001, заключенному истцом и ООО «ВладБизнесТрейдинг» соглашению от 24.05.2013 о передаче прав и обязанностей по указанному договору аренды. Кадастровая стоимость спорного земельного участка согласно сведениям кадастрового паспорта земельного участка от 21.05.2014 № 25/00-14-182556 составила 67.382.203 рубля. Выполненным компетентным оценщиком ООО «Краевой центр оценки» Гавриловой А.С. отчетом об оценке №254 от 19.06.2014 рыночной стоимости земельного участка (далее по тексту - отчет оценщика) установлено то обстоятельство, что по состоянию на 01.01.2010 рыночная стоимость спорного земельного участка составила 21.533.000 рублей. На указанный отчет от 19.06.2014 №254 обществом получено положительное заключение от 30.06.2014 экспертно-консультационного комитета Общероссийской общественной организации «Российское общество оценщиков» в котором указано, что отчет №254 от 19.06.2014 соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности. Ссылаясь на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, истец обратился с настоящими требованиями в арбитражный суд. Исследовав материалы дела, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, отзыве на неё, заслушав в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, проверив в порядке статей 268, 270 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям: В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в период до 25.07.2010) (далее по тексту – ЗК РФ) кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (пункт 5). Пункт 3 статьи 66 ЗК РФ предусматривал, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости. В настоящее время пункт 3 статьи 66 ЗК РФ действует в редакции Федерального закона Российской Федерации №167-ФЗ от 22.07.2010 «О внесении изменений в ФЗ РФ «Об оценочной деятельности» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту - Закон №167-ФЗ), согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. Таким образом, пункт 3 статьи 66 ЗК РФ как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости. При этом нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью. Согласно пункту 10 Федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 №255, при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки или индивидуально для конкретного объекта недвижимости рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки. Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. В обоснование заявленных требований истцом представлен отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка №254, согласно которому по состоянию на 01.01.2010 рыночная стоимость земельного участка составляет 21.533.000 рублей. В соответствии со статьёй 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее по тексту - Закон №135-ФЗ) в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость. Кроме того, как указано в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 №10761/11, при решении вопроса о надлежащей дате, на которую истцу следует доказать рыночную стоимость объекта недвижимости при заявлении требования о ее внесении в качестве кадастровой, необходимо учитывать следующее. В постановлении от 28.06.2011 №913/11 Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указал на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, в том числе и в отношении земельных участков, кадастровая стоимость которых была определена до вступления в законную силу положений главы III.1 Закона об оценочной деятельности. При этом Президиум исходил из того, что хотя установленная этим Законом административная процедура пересмотра кадастровой стоимости объекта недвижимости и определения кадастровой стоимости в размере рыночной на спорные отношения не распространяется, кадастровая и рыночная стоимости объектов взаимосвязаны, и кадастровая стоимость по существу отличается от рыночной методом ее определения (массовым характером). Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено прежде всего на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату. Именно поэтому статьей 24.19 Закона №135-ФЗ прямо предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость; основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость. К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости необходимо приложить отчет о рыночной стоимости объекта в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости. Закон №135-ФЗ прямо не называет ту дату, которую следует считать датой установления кадастровой стоимости. Однако, принимая во внимание в совокупности положения главы III.1 Закона об оценочной деятельности, подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, заявляющий требование Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2015 по делу n А24-4569/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Июль
|