Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2008 по делу n 07АП-6052/08. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и принять по делу новый с/аСЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки 24. П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Томск Дело № 07АП-6052/08 Резолютивная часть постановления объявлена 27.10.2008г. Постановление в полном объеме изготовлено 27.10.2008г. Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Солодилова А. В., судей: Хайкиной С. Н., Залевской С. А., при ведении протокола судебного заседания судьей Залевской Е. А., при участии: от заявителя: Алымова Ю. В., дов. от 09.01.2008г.; от заинтересованного лица: Цыганкова Е. В., дов. от 25.10.2007г., рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ОАО «УРСА Банк» в лице Томского филиала ОАО «УРСА Банк» на Решение суда первой инстанции - Арбитражного суда Томской области от 02.09.2008г. по делу №А67-3340/08 по заявлению ОАО «УРСА Банк» в лице Томского филиала ОАО «УРСА Банк» к ИФНС России по г.Томску о признании недействительным решения У С Т А Н О В И Л :
ОАО «УРСА Банк», в лице Томского филиала ОАО «УРСА Банк» (далее – Банк, апеллянт, податель жалобы) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Томской области к Инспекции ФНС России по г.Томску (далее – ИФНС России по г. Томску, заинтересованное лицо, инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения №19/3-28 о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение, вынесенного 29.05.2008г., согласно которому Банк привлечен к налоговой ответственности по п.2 ст. 126 НК РФ в виде штрафа в размере 5000 руб. Решением Арбитражного суда Томской области от 02.09.2008г. Банку в удовлетворении требования отказано. Не согласившись с решением суда первой инстанции, Банк обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в котором просит данное решение отменить, принять по делу новый судебный акт, которым признать недействительным решение №19/3-28 о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение, вынесенное 29.05.2008г., а также перераспределить расходы по государственной пошлине. В обоснование жалобы апеллянт приводит следующие доводы. По мнению подателя жалобы, неверным является вывод суда первой инстанции о том, что основанием отказа Банка в предоставлении затребованных инспекцией информации и документов стало то, что названные информация и документы содержали сведения, составляющие банковскую тайну. Анализ имеющегося в материалах дела ответа Банка на запрос инспекции (от 04.04.2008г., исх. №3007) и Заявления показывает, что отказ Банка в предоставлении запрашиваемых сведений и документов был мотивирован несоблюдением инспекцией требований законодательства при истребовании информации и документов (включая, но не ограничиваясь, информацией и документами, содержащими сведения, составляющие банковскую тайну). Апеллянт считает неверным вывод суда первой инстанции о том, что запрос Инспекции был мотивировании осуществлен в рамках проведения мероприятий налогового контроля, а так же о том, что инспекция, затребовав у Банка документы (информацию) в отношении ООО «Тэкси», касающиеся деятельности ООО «Промресурс» путем направления мотивированного запроса установленной формы, действовала в пределах своей компетенции в рамках налогового контроля. Информация и документы, истребованные инспекцией, не относились к деятельности проверяемого ею налогоплательщика (ООО «Промресурс»), а значит, должностное лицо инспекции, отправившее Требование, вышло за пределы своей компетенции. При этом сделаны ссылки на положения ст. ст. 82, 86, 93.1 НК РФ, ст. 857 ГК РФ. Банк не согласен с выводом первой инстанции о том, что режим банковской тайны не является препятствием для использования соответствующих сведений налоговыми органами, а предоставление банком документов по запросу налогового органа не является нарушением банковской тайны. На основании норм ст. ст. 23, 24 Конституции РФ, ст. 857 ГК РФ апеллянт делает вывод о том, что предоставление иным (помимо самого клиента) лицам сведений, составляющих банковскую тайну с нарушением установленных законом норм, является разглашением такой информации. То есть разглашением информации, составляющей банковскую тайну, является ее неправомерное представление любому лицу. Исключения для государственных органов, в том числе налоговых, закон не делает. Предоставление конфиденциальных сведений на основании запроса государственных органов, не соответствующего по форме, содержанию и порядку направления требованиям законодательства, а так же предоставление таких сведений в объеме, превышающем компетенцию запрашивающего их должностного лица, установленную законом, является нарушением норм законодательства, а значит, разглашением банковской тайны. Податель жалобы считает неверным вывод суда первой ин станции о том, что в рассматриваемом случае Банк выступает не в качестве специального субъекта, а относится к категории иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика, и поэтому налоговые органы вправе истребовать эти документы (информацию) в порядке, предусмотренном ст. 93.1 НК РФ. При этом апеллянт исходит из того, что Законодатель выделяет банки в качестве специальных субъектов налоговых правоотношений ( ст. ст. 11, 86, Глава 18 НК РФ). Апеллянт считает неверным отклонение судом первой инстанции довода Заявителя о том, что Банк не является субъектом ответственности, предусмотренной п. 2 ст. 126 НК РФ. По мнению подателя жалобы, ст. ст. 126, 129.1 НК РФ применяются к лицам и организациям - субъектам налоговых правоотношений, если в их действиях отсутствует специальный состав налогового правонарушения, предусмотренного ст. 135.1 НК РФ. Специфика состава налогового правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 135.1 НК РФ, определяется спецификой субъекта этого правонарушения: субъектом такой ответственности может быть только банк. При этом в ст. 135.1 НК РФ, в целях реализации института банковской тайны, законодатель четко очертил рамки правонарушений, за совершение которых банк может быть привлечен к ответственности: это не предоставление справок по операциям и счетам по запросу налогового органа в соответствии с п. 2 ст. 86 НК РФ. В отзыве на апелляционную жалобу ИФНС России по г. Томску просит в удовлетворении жалобы отказать, решение суда первой инстанции оставить в силе как законное и обоснованное. По мнению инспекции, предусмотренное ст. 93.1 НК РФ истребование налоговыми органами у контрагентов или у иных лиц документов (информации) о налогоплательщике или о конкретной сделке, является самостоятельным мероприятием налогового контроля и не связано с установленной п. 2 ст. 86 НК РФ обязанностью банков предоставлять соответствующие справки и выписки по счетам их клиентов. В отличие от ст. 86 НК РФ, перечень документов (информации), запрашиваемый в соответствии со ст. 93.1 НК РФ, не ограничен.Налоговый орган наделен правом получать от банков документы (информацию) по мотивированному запросу в силу пункта 3 статьи 7 Закона Российской Федерации «О налоговых органах Российской Федерации». Заинтересованное лицо считает, что требование о предоставлении документов (информации) является мотивированным, осуществлено в рамках мероприятия налогового контроля, в соответствии с целями и задачами последнего. Так, в требовании указано, что запрашиваемые сведения в отношении ООО «Тэкси» касаются деятельности ООО «Промресурс», в отношении которого проводится выездная налоговая проверка. Данная проверка проведена на основании решения от 11.10.2007г. № 39/3-28в. Сделана ссылка на Определение Конституционного Суда РФ от 14. 12. 2004 г. N 453-О, ст. 102 НК РФ. Инспекция считает, что представление банком документов по запросу налогового органа не является нарушением банковской тайны, так как сведения передаются государственному органу, также сохраняющему тайну в отношении представленных сведений. Налоговый орган считает правомерным привлечение Банка к ответственности по п. 2 ст. 126 НК РФ. К такому выводу инспекция приходит на основе толкования норм п. 6 ст. 93.1, п. 2 ст. 126, п. 1 ст. 129.1 НК РФ. В судебном заседании представители заявителя и заинтересованного лица поддержали позиции, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, соответственно. Выслушав представителей участников процесса, исследовав материалы дела, проверив в соответствии со ст. 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционная инстанция считает данное решение подлежащим отмене, исходя из следующего. Как следует из материалов дела, ОАО «УРСА Банк» зарегистрировано в качестве юридического лица Управлением МНС России по Новосибирской области 25.06.1990г. за №323 и внесено в ЕГРЮЛ за ОГРН 1025400001571, состоит на налоговом учете в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Новосибирской области с 20.06.2004г., имеет ряд филиалов и представительств, в том числе Томский филиал ОАО «УРСА Банк» расположенный по адресу: 634029, г.Томск, ул.Белинского, 15 «а». ИФНС России по г.Томску, на основании п.1 ст.93.1 НК РФ, в рамках выездной налоговой проверки ООО «Промресурс», для получения информации о взаимодействии данной организации с ООО «Тэкси» за 2006г., заказным письмом, направила в адрес Томского филиала ОАО «УРСА Банк» Требование о предоставлении документов №28-22/12208. от 31.03.2008, согласно которому у Банка запрашивались: копии платежных документов на перечисление денежных средств с расчетного счета ООО «Тэкси» на расчетные счета ООО «Эдельвейс», ООО «Сибинвест», ИП Дмитриева М.Ю., ООО «Бюро путешествий «Пассаж Тур», информацию о лицах подписавших указанные платежные документы, а также копию договора на установку системы «Банк Клиент, заключенный между Банком и ООО «Тэкси». В срок, установленный налоговым органом для исполнения указанного требования - до 16.04.2008г., истребованные документы (информация) в адрес в ИФНС России по г.Томску Заявителем представлены не были. 29.05.2008г. должностное лицо ИФНС России по г.Томску, рассмотрев Акт №21/3-28 об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных НК РФ налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений предусмотренных ст.ст. 120, 122, 123) от 25.04.2008г., в отношении ОАО «УРСА Банк», в части деятельности Томского филиала, а также письменные возражения организации, вынесло решение №19/3-28 ИФНС России по г.Томску о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 29.05.2008г., согласно которому Заявитель привлечен к налоговой ответственности по п.2 ст. 126 НК РФ - за непредставление в установленный срок в налоговые органы документов, истребуемых на основании ст.93.1 НК РФ, в виде штрафа в размере 5 000 руб. Принимая решение об отказе Банку в удовлетворении требования, суд первой инстанции руководствовался разъяснениями Конституционного Суда РФ, данными в Определении от 14 декабря 2004 года №453-О. Согласно данным разъяснениям, не исключается право банка отказаться от исполнения требования налогового органа о представлении справок и документов по операциям и счетам налогоплательщика - клиента банка, если их необходимость не подтверждается целями и задачами налогового контроля. Положения налогового законодательства Российской Федерации, закрепляющие право налоговых органов требовать от банка необходимые справки и документы по счетам и операциям клиентов при наличии мотивированного запроса, а также ответственность банка за отказ в предоставлении указанных в запросе сведений, имеют под собой объективные и не противоречащие Конституции РФ основания, а потому не могут рассматриваться как возлагающие на банк обязанности, не соответствующие его природе, нарушающие банковскую тайну и права налогоплательщиков. На основании указанных разъяснений, а также положений НК РФ, Закона РФ «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990г. №395-1, суд первой инстанции пришел к следующим выводам. ИФНС России по г.Томску, затребовав у Банка документы (информацию) в отношении ООО «Тэкси», касающиеся деятельности ООО «Промресурс», в ходе выездной налоговой проверки, проводимой на основании Решения от 11.10.2007г. № 39/3-28в, путем направления мотивированного запроса (требования), установленной формы, действовала в пределах своей компетенции в рамках налогового контроля. Режим банковской тайны не является препятствием для использования соответствующих сведений налоговыми органами, поскольку согласно ст. 102 НК РФ полученные сведения о налогоплательщике составляют налоговую тайну, не подлежат разглашению, имеют специальный режим хранения и доступа. Представление банком документов по запросу налогового органа не является нарушением банковской тайны, так как сведения передаются государственному органу, также сохраняющему тайну в отношении представленных сведений. Из анализа норм п. 6 ст. 93.1, п. 2 ст. 126, п. 1 ст. 129.1 НК РФ следует, что ответственность, предусмотренная п.1 ст. 129.1 НК РФ, применяется лишь в случаях, когда в выявленном в ходе налоговой проверки правонарушении отсутствуют признаки налогового правонарушения, предусмотренного ст. 126 НК РФ. Поскольку Банк неправомерно отказался предоставить имеющиеся у него документы (информацию), согласно мотивированному запросу (требования о предоставлении документов) налогового органа, данный отказ содержит состав налогового правонарушения, предусмотренный ст. 126 НК РФ, в связи с чем, Банк был правомерно привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной п.2 ст. 126 НК РФ. Довод Банка о наличии в рассматриваемом случае состава налогового правонарушения, предусмотренного ст. 135.1 НК РФ, отклонен на том основании, что в указанной статье налоговая ответственность предусмотрена за непредставление банком справок (выписок) по операциям и счетам, запрашиваемых в порядке п.2 ст.86 НК РФ, а не в соответствии со ст.91.1 НК РФ, в рамках проведения налоговой проверки. Апелляционная инстанция считает, что суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права, что, в соответствии с п. 4 ч. 1 и ч. 2 ст. 270 АПК РФ, является основанием для отмены решения суда первой инстанции. В соответствии с п.1 ст.93.1 НК РФ, должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика, эти документы (информацию). В соответствии с п. 3 ст. 7 Закона РФ «О налоговых органах Российской Федерации», налоговый орган наделен правом Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2008 по делу n 07АП-6351/08. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Сентябрь
|