Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2008 по делу n  07АП-6496/08. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки 24.

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Томск                                                                                                            Дело №  07АП-6496/08

“20” ноября  2008 г.

Резолютивная часть постановления объявлена  17 ноября 2008 года.

Постановление изготовлено в полном объеме  20 ноября  2008 года.

Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  М.Х. Музыкантовой,

судей: Л.И. Ждановой, Н.А. Усаниной

при ведении протокола судебного заседания  судьей Л.И. Ждановой

при участии в заседании:

от заявителя: Шевцовой С.А. по доверенности № 8 от 29.12.2007 г. (до 31.12.2008 г.)

от ответчика: Рыбакова Б.Н.  по доверенности  от 14.11.2008 г. (до 14.11.2009 г.)

Мелехиной Ю.С. по доверенности  от 14.11.2008 г. (до 14.11.2009 г.)

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы  № 3 по Кемеровской области

на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 23 сентября 2008 года

по делу № А27-8676/2008-5 (судья Н.К. Махова)

по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Китат-РК» к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы  № 3 по Кемеровской области

об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Китат-РК»   (далее – ООО «Китат-РК», Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы  № 3 по Кемеровской области (далее – МИФНС России № 3 по Кемеровской области, Инспекция, налоговый орган) о признании незаконным и отмене постановления от 06.08.2008 г. № 8070.

Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 23.09.2008 года требование заявителя удовлетворено.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, Инспекция обратилась в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Кемеровской области от 23.09.2008 года отменить по следующим основаниям:

- суд первой инстанции пришел к необоснованному выводу о составлении протокола об административном правонарушении в отсутствии представителя Общества, а также о не извещении заявителя о времени и месте его составления;

-  Инспекцией были приняты все меры для надлежащего извещения Общества о времени и месте составления протокола об административном правонарушении;

- представитель организации уклонялся от участия в составлении протокола об административном правонарушении.

В судебном заседании представитель налогового органа поддержал доводы, апелляционной жалобы по изложенным в ней основаниям.

Представители Общества в судебном заседании возражали против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.

Заслушав представителей сторон, проверив материалы дела в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции находит решение суда первой инстанции  не подлежащим отмене по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что на основании решения (поручения) № 163 Инспекцией 14.07.2008 г. проведена проверка винно-водочного отдела ООО «Китат-РК» в г. Белово, ул. Маховского, 25, на предмет соблюдения требований законодательства, регулирующего производство, хранение и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также правил продажи отдельных видов товаров.

Проверка проводилась в отсутствие представителей заявителя, с участием продавцов-стажеров Ленко Н.В. и Овчаровой Т.П., работающих у ИП «Пушкарев», что следует из их объяснительных.

В ходе проверки выявлены правонарушения, выразившиеся в продаже за наличный расчет 1 бутылки настойки горькой с коньяком «Магия старины», стоимостью 99 руб., на которой отсутствовал ценник; ценники отсутствовали также на алкогольной продукции 5 наименований (приложение № 1 к акту проверки); в отсутствии вывески с размещением информации о юридическом лице: его наименовании, адресе и о режиме работы; в отсутствии документов, а именно, информации о сертификации и товарно-сопроводительных документов на алкогольную продукцию 5 наименований.

По результатам проверки составлен акт от 14.07.2008 г. № 21 (серия АЛК № 002357).

Определением от 14.07.2008 г. № 25 налоговая инспекция возбудила дело об административном правонарушении в отношении ООО «Китат-РК».

28.07.2008 г. составлен протокол об административном правонарушении № 8070 в присутствии Рыбакова Б.Н., который от подписи и получения протокола отказался.

По результатам рассмотрения дела и протокола об административном правонарушении налоговым органом вынесено постановление от 06.08.2008 г. № 8070 о привлечении ООО «Китат-РК» к административной ответственности по части 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 30 000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в суд с указанным заявлением.

Арбитражный суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что налоговым органом было допущены процессуальные нарушения, выразившиеся в не извещении законного представителя Общества о времени и месте составления протокола об административном правонарушении; в рассмотрении материалов дела в отсутствии законного представителя Общества.

Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, при этом исходит из следующего.

Частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Пунктом 3 статьи 11 Федерального закона от 22.11.1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (далее - Закон № 171-ФЗ)  предусмотрено, что алкогольная продукция, находящаяся в розничной продаже на территории Российской Федерации, сопровождается информацией на русском языке, которая должна содержать сведения о наименовании алкогольной продукции; цене алкогольной продукции; наименовании производителя (юридическом адресе); стране происхождения алкогольной продукции; сертификации алкогольной продукции, государственных стандартах, требованиям которых алкогольная продукция должна соответствовать; объеме алкогольной продукции в потребительской таре; наименованиях основных ингредиентов, влияющих на вкус и аромат алкогольной продукции; содержании вредных для здоровья веществ по сравнению с обязательными требованиями технических стандартов и противопоказаниях к ее применению; дате изготовления и сроке использования или конечном сроке использования.

Правила реализации алкогольной продукции закреплены в Правилах продажи отдельных  видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 г. № 55 «Об утверждении правил продажи отдельных видов товаров …» (далее – Правила, Правила продажи отдельных видов товаров), которые должны в наглядной и доступной форме доводиться продавцом до сведения покупателей.

Статьей 11 Правил продажи отдельных видов товаров закреплена обязанность продавца  своевременно в наглядной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах и их изготовителях, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров, в том числе о наименовании товара, цене и условиях приобретения, о соответствии установленным требованиям.

Названными Правилами также закреплена обязанность продавца иметь в торговой точке вышеуказанные документы в полном объеме на продаваемую алкогольную продукцию (статьи 12 и 139).

Таким образом, документы на алкогольную продукцию, в том числе сертификаты, товарно-транспортные накладные и прилагаемые к ним надлежащим образом оформленные справки должны находиться непосредственно в торговой точке и по первому требованию представляться покупателю или контролирующему органу.

На основании пункта 19 Правил продажи, продавец обязан обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, его сорта, цены за вес или единицу товара, подписи материально ответственного лица или печати организации, даты оформления ценника. Из протокола об административном правонарушении следует, что на 5 наименованиях алкогольной продукции отсутствовали ценники.

Как следует из материалов дела, продавец (стажер) Ленко Н.В. обслуживала покупателей в магазине, а именно в винно-водочном отделе, принадлежащем ООО «Китат-РК».

Из объяснительной продавца (стажера) Ленко Н.В. следует, что она продала настойку и получила от покупателя деньги в размере 100 руб.,  сдала сдачу 1 руб., деньги положила в ящик кассового аппарата ООО «Китат-РК».

По смыслу пункта 12 и пункта 19 Правил продажи на продавце лежит обязанность по доведению до сведений покупателей информации о товаре и по обеспечению четко оформленных ценников на реализуемые товары. При этом под продавцом следует понимать организацию независимо от организационно-правовой формы, осуществляющую продажу товаров по договору розничной купли-продажи.

В соответствии с пунктом 10 раздела 1 Правил продажи отдельных видов товаров и пунктом 1 статьи 9 Закона РФ «О защите прав потребителей» юридическое лицо обязано довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (юридический адрес) и режим работы. Указанная информация размещается на вывеске. На момент проверки такая информация отсутствовала на вывеске организации.

В статье 26 Федерального закона № 171-ФЗ установлены ограничения и запреты в области производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Согласно абзацу 6 пункта 2 статьи 16  Закона № 171-ФЗ не допускается розничная продажа алкогольной продукции без сопроводительных документов и сертификатов соответствия.

В соответствии с пунктом 1 статьей  10.2  Закона № 171-ФЗ, оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии следующих сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота:

1) товарно-транспортная накладная;

2) справка, прилагаемая к грузовой таможенной декларации (для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции);

3) справка, прилагаемая к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации

4) уведомления (для этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 60 процентов готовой продукции).

Согласно  пункту 2 статьи 11 Закона № 171-ФЗ,  этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которой осуществляется при полном или частичном отсутствии сопроводительных документов, указанных в п. 1 данной статьи, считается продукцией, находящейся в незаконном обороте.

Из протокола об административном правонарушении следует, что на 5 наименованиях алкогольной продукции отсутствовали документы, подтверждающие легальность оборота алкогольной продукции, а именно, информация о сертификации, товарно-сопроводительные документы.

Вместе с тем, часть 1 статьи 26.2 КоАП РФ предусматривает, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В силу части 2 вышеуказанной статьи эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

То есть для привлечения Общества к административной ответственности за нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции Инспекция в соответствии с частью 4 статьи 27.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должна была провести осмотр торгового помещения с составлением соответствующего протокола.

Так как в материалах дела отсутствует протокол осмотра винно-водочного отдела ООО «Китат-РК», следовательно, налоговым органом не представлено достаточных доказательств совершения Обществом административного правонарушения, предусмотренного частью  3 статьи 14.16 КоАП РФ.

Кроме того, налоговый орган при производстве по делу об   административном правонарушении допустил существенные процессуальные нарушения.

В соответствии со статей 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Согласно частям 3 - 6 статьи 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении законному представителю юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении разъясняются права и обязанности, предусмотренные Кодексом, о чем делается запись в протоколе. Законному представителю должна быть предоставлена возможность ознакомиться с протоколом. Он вправе  предоставлять объяснения и замечания по поводу содержанию протокола, которые прилагаются к нему. Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, законным представителем юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. Законному представителю юридического лица вручается под расписку копия протокола.

Частями 1  и 2 статьи 25.1 КоАП РФ  предусмотрено, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с названным Кодексом. Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу. В отсутствии указанного лица дело может  быть рассмотрено лишь

Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2008 по делу n 07АП-6486/08. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также